Список стран, попавших в медальную таблицу Олимпиады-2022, практически идентичен тому, который был четыре года назад, после предыдущих зимних Игр. Отличие лишь в том, что на самых нижних строчках этой таблицы крохотный Лихтенштейн, на сей раз приславший лишь двух спортсменов, и 19-миллионный Казахстан уступили место маленькой Эстонии, население которой в пятнадцать раз меньше. Впрочем, печалит даже не столько отсутствие наград у нашей делегации, сколько осознание того очевидного факта, что казахстанский спорт, и особенно зимний, оказался в кризисе.
С одной стороны «старики», с другой – юнцы
Нельзя сказать, что завершившиеся в Пекине зимние Игры стали для Казахстана худшими в истории – двадцать лет назад в Солт-Лэйк-Сити наши спортсмены показали ещё более слабые результаты. Тогда, в 2002-м, ни в одной из дисциплин они не попали в топ-10. Единственным исключением стал женский хоккейный турнир, по итогам которого сборная Казахстана заняла 8-е место, но среди восьми команд. Такие результаты были в общем-то ожидаемыми: к тому времени «сошло с дистанции» последнее поколение воспитанников ещё советского спорта, а на смену им пришли те, кто вырос в тяжёлые 1990-е годы, которые негативно сказались, прежде всего, на зимних видах, поскольку они требуют куда более значительных финансовых вложений, чем летние.
Но потом наступили «тучные» годы, вливания в зимний спорт увеличились, и, начиная с конца «нулевых», в стране стала появляться перспективная молодёжь: лыжник Алексей Полторанин, фигурист Денис Тен, конькобежцы Роман Креч, Екатерина Айдова, Денис Кузин, могулисты Дмитрий Рейхерд, Юлия Галышева, биатлонистка Галина Вишневская. Практически все они становились призёрами мировых первенств среди юниоров и молодёжи. А некоторые и после перехода на взрослый уровень добились серьёзных успехов на крупнейших международных соревнованиях. Чуть позже заявили о себе мастера шорт-трека, фигуристка Элизабет Турсынбаева…
Однако затем приток талантливой поросли иссяк. Почему? Эта тема заслуживает отдельного разговора, к которому мы вернёмся в другой раз. А сегодня только зафиксируем: детско-юношеский спорт, по сути, перестал поставлять качественный резерв. Как следствие, национальные сборные испытывают острейший кадровый голод.
Посмотрите на состав нашей спортивной делегации, отправившейся на зимние Игры в Пекин. Для Рейхерда нынешняя Олимпиада стала уже 5-й, для Галышевой, Кузина, Айдовой, лыжника Евгения Величко – 4-й, для Вишневской, лыжной акробатки Жанботы Алдабергеновой, шорт-трекеров Абзала Ажгалиева и Дениса Никиши – 3-й. Им уже под 30 лет и больше. А с другой стороны, 16-летняя Анастасия Городко, 17-летние Данил Васильев и Олеся Граур, 18-летние Александра Троицкая и Шерзод Хаширбаев, 21-летние Владислав Киреев и Яна Хан и другие дебютанты, которые только-только начали выступать на взрослом уровне.
В разных видах зимнего спорта выход на «пиковые» результаты происходит в разном возрасте и в разные сроки. Кроме того, есть индивидуальные особенности тех или иных атлетов. Тем не менее, принято считать, да и статистика это доказывает, что у большинства спортсменов потенциал полностью раскрывается ко второй для них Олимпиаде: они ещё достаточно молоды и «свежи», но уже мастеровиты и имеют необходимый опыт участия в крупных международных соревнованиях.
В нашей же делегации лишь для 6 участников из 34-х нынешняя Олимпиада стала второй в карьере. А большинство составили старожилы, чьи лучшие годы уже в прошлом, и необстрелянные юнцы, ещё не созревшие для выступлений на таком уровне. Налицо очевидный межпоколенческий разрыв и явный дефицит атлетов-«зимников», находящихся в оптимальном возрасте.
Положительная динамика – только в коньковых видах
Откровенно говоря, мало кто из казахстанцев, регулярно следящих за событиями в зимних видах спорта, питал иллюзии относительно медалей. В лучшем случае, была надежда на то, что удастся «зацепиться» за одно призовое место, но и она не сбылась. Даже 4-я итоговая позиция Ажгалиева на дистанции 500 метров – это, скорее, результат стечения обстоятельств, а не то, что обычно характеризуют словами «в одном шаге от пьедестала». В шорт-треке и не такое случается: вспомните, как на ОИ-2002 фантастически повезло австралийцу Стивену Брэдбери, который благодаря падениям соперников в полуфинале и финале сенсационно завоевал «золото».
Попробуем сопоставить лучшие результаты, показанные казахстанцами в разных видах спорта на двух последних зимних Олимпиадах – 2018-го и 2022-го. Фигуристов, саночников и лыжных двоеборцев в учёт брать не будем, поскольку первые и вторые в Пекине отсутствовали, а в двоеборье наша страна не была представлена четыре года назад. Могул и лыжную акробатику рассмотрим отдельно, хотя они являются дисциплинами одного вида спорта – фристайла. Проанализировав итоги личных и командных соревнований, мы получим такую таблицу:
Как видим, по сравнению с предыдущей Олимпиадой свои результаты улучшили шорт-трекеры и конькобежцы. Особо стоит выделить первых. Если четыре года назад они в индивидуальных дисциплинах не смогли пробиться даже в финалы «В», то теперь сразу двое, Ажгалиев и Адил Галиахметов, вышли в финалы «А», а один, Никиша, – в «В». Также в свой актив шорт-трекеры могут записать 5-е место в смешанной эстафете, впервые включённой в олимпийскую программу. Но, с другой стороны, наша сборная на сей раз не смогла отобраться на Игры в мужской эстафете. Правда, перед ОИ-2018 ей тоже не удалось завоевать квоту в этой дисциплине, но тогда «выручили» россияне: из-за того, что МОК дал допуск только трём из них, казахстанский квартет, находившийся в резервном списке под номером 1, получил возможность выступить на Олимпиаде и стал 6-м.
В скоростном беге на коньках прогресс по сравнению с тем, что было четыре года назад, обеспечила 23-летняя дебютантка Надежда Морозова. Надо сказать, что Игры 2018-го наши конькобежцы провалили, а в Пекине мы ждали от Морозовой попадания в топ-6 на коронной для неё дистанции 1500 метров. Но в этой дисциплине она выступила неудачно, а лучший свой результат (11-е место) показала на «тысяче», выиграв более секунды, что немало, у Айдовой, которая в конце прошлого года установила на этой дистанции новый национальный рекорд. Интересно, что и Дмитрий Морозов, как и его супруга, склонный больше к средним и даже длинным дистанциям, самое высокое для себя место занял тоже на «тысяче». То ли так просто сложилось, то ли в процессе подготовки они сделали крен в сторону скорости, но в ущерб выносливости. Что же касается ветеранов Айдовой и Кузина, то им надо сказать «спасибо» за прошлые достижения. Кстати, Денис уже объявил, что нынешний сезон станет для него последним.
Несколько улучшились результаты в прыжках с трамплина. Но между 49-м и 41-м местами, по большому счёту, нет большой разницы. О том, чтобы бороться за попадание в основной финал, то есть в топ-30, не было и речи. Единственное, что хоть как-то обнадёживает, – это завоевание не одной, а двух квот для участия в Олимпиаде: к 22-летнему Сергею Ткаченко, ездившему на Игры в Пхёнчхан, добавился 17-летний Данил Васильев.
Вниз по наклонной
Во всех остальных видах спорта казахстанцы выступили хуже, чем на ОИ-2018. А в тех из них, где наши атлеты ещё недавно считались лидерами на Желтом континенте, они проиграли китайцам и японцам.
Взять, например, лыжные гонки. Лучший наш результат в индивидуальных дисциплинах – 25-е место Виталия Пухкало в «разделке» классическим ходом. А, скажем, японец Наото Баба закончил 24-м последнюю олимпийскую гонку – свободным стилем с масс-старта. Величко, наш единственный участник в этом виде программы, финишировал 43-м, заодно уступив и китайскому лыжнику. Другой спортсмен из КНР, Вань Цянь, в квалификации индивидуального спринта показал 5-е (!) время, в четвертьфинале финишировал вторым, опередив в том числе россиянина Артёма Мальцева, но за нарушение правил был снят с соревнований. Проигравший ему Мальцев благодаря дисквалификации китайца прошёл в следующий раунд, затем в финал и занял итоговое 5-е место.
В ещё большей степени сдали свои позиции наши лыжницы – это проявилось и в индивидуальных гонках, и в командных. Например, в эстафете 4х5 км казахстанская четвёрка заняла 15-е место, проиграв китайской (10-е) почти три с половиной, а японской (11-е) – более двух с половиной минут. Это на дистанции суммарной протяжённостью 20 километров. Для сравнения: на предыдущей Олимпиаде наш мужской квартет, в составе которого были в том числе Пухкало и Величко, в эстафете 4х10 км (в общей сложности 40 километров) отстал от завоевавшего «золото» норвежского на те же три с половиной минуты. То есть, четыре года назад мы столько проиграли сильнейшей в мире сборной, а теперь – не хватающей звёзд с неба команде Китая, причём на дистанции вдвое короче. Да, в одном случае это была мужская эстафета (которая на нынешней Олимпиаде прошла без нас), в другом – женская, но это тоже является свидетельством того глубокого кризиса, в котором оказался данный вид спорта в Казахстане.
То, что наши мужчины-лыжники получили лишь две квоты для участия в зимних Играх, было вызвано объективной причиной: из-за внутренних карантинных ограничений они пропустили две трети лицензионных стартов. У биатлонистов таких проблем не возникло, но, тем не менее, они общими усилиями девушек и парней сумели добыть лишь три квоты. А наша женская команда довольствовалась одной, тогда как японская и китайская завоевали по четыре, корейская – две.
Уже на Олимпиаде лучшим результатом Вишневской стало 44-е место, японок – 27-е, китаянок – 35-е. У мужчин наш Киреев благодаря точной стрельбе в индивидуальной гонке (только он и белорус прошли все огневые рубежи без промахов) занял 25-е место, но позже его результат превзошёл китаец Чен Фаньминь, финишировавший 22-м в гонке преследования. Между тем, ещё недавно казахстанские биатлонисты считались сильнейшими на континенте: например, на Азиатских играх 2017-го в Саппоро они в соперничестве с лучшими «стреляющими лыжниками» из Китая, Японии и Южной Кореи завоевали 6 золотых медалей из 7 возможных.
Лыжные гонки и биатлон – самые доступные зимние виды спорта, не требующие дорогостоящих сооружений и наличия местностей с особым рельефом. И если уж в них результаты казахстанцев катятся по наклонной вниз, то что говорить о прыжках с трамплина, фигурном катании, горных лыжах, технически сложных дисциплинах фристайла и сноуборда?