Исполняется 15 лет одному из самых значительных достижений в истории отечественного спорта периода независимости: в середине сентября 2006 года Александр Винокуров выиграл одну из супермногодневок (гранд-туров), что в шоссейных велогонках ценится выше, чем даже олимпийское «золото», которое он же завоевал спустя шесть лет. Та победа для Казахстана была первой и осталась единственной, а сегодня мы даже не смеем мечтать о подобных достижениях.

Личные амбиции и командная дисциплина

Супермногодневки в профессиональном велоспорте – это примерно то же самое, что турниры «Большого шлема» в теннисе. Но с одной существенной разницей: если во втором случае все зависит от самого теннисиста, то в первом важное значение имеют еще и командные действия. Мало того, нередко бывает так, что велогонщик, потенциально готовый выиграть гран-тур, вынужден умерить свои амбиции и работать на партнера по команде, которого руководство этой велогруппы назначило на роль капитана.

Именно в такой ситуации находился Винокуров на протяжении первой половины «нулевых» годов. В 2000-м он перешел из французского Casino, в котором начинал карьеру профессионального велогонщика, в сильную немецкую команду Deutsche Telekom (по названию титульного спонсора – крупнейшей в Европе телекоммуникационной компании), чуть позже переименованную в T-Mobile. Осенью того же года представители этой велогруппы заняли весь пьедестал почета по итогам групповой гонки на Олимпийских играх: немцы Ян Ульрих и Андреас Клоден завоевали «золото» и «бронзу», а Винокуров – «серебро».

Впоследствии Александр выигрывал, причем дважды, многодневку (она продолжается неделю, в отличие от супермногодневки, которая длится втрое дольше) «Париж-Ницца», престижные классические однодневки «Асмтел Голд Рейс», «Льеж-Бастонь-Льеж», а в 2003-м стал третьим в общем зачете «Тур де Франс», самого «крутого» из трех гранд-туров. Выше него расположились только американец Лэнс Армстронг из US Postal и  Ульрих, уходивший на год в Bianchi, но вернувшийся затем в T-Mobile.  

Помогать последнему в его противостоянии с гонщиком из США (под знаком их соперничества проходила на протяжении всей первой половины «нулевых» годов французская супермногодневка)  – именно такой была роль Винокурова в последующие годы. Руководители немецкой велогруппы делали ставку на своего соотечественника, и казахстанец был вынужден подчиняться командной дисциплине, сдерживать свои амбиции даже тогда, когда он был готов на что-то большее. А на других гранд-турах Винокурову дали шанс лишь однажды: в 2004-м он  был назначен капитаном T-Mobile на «Вуэльте». Но перед самым ее началом вся команда серьезно отравилась, три гонщика не смогли выйти на старт, а Александр, физическое состояние которого оставляло желать много лучшего, на одном из первых этапов много проиграл основным соперникам, а чуть позже и вовсе снялся с гонки.

В следующем году Винокурову снова поручили роль главного грегари (помощника) Ульриха на «Тур де Франс». Немец на сей раз финишировал третьим, уступив не только Армстронгу, но и итальянцу Ибану Бассо. Казахстанец стал в общем зачете 5-м.  Однако впоследствии, в результате допинговых разоблачений, результаты Армстронга и Ульриха были аннулированы, и к Винокурову перешло третье призовое место.

На той супермногодневке произошло еще одно важное событие: другой наш соотечественник, Андрей Кашечкин из французской команды Crédit Agricole стал вторым в молодежном зачете. А сразу после него, на третьей позиции, расположился испанец Альберто Контадор, который всего через два-три года станет сильнейшим многодневщиком мира, выиграет все гранд-туры – «Тур де Франс», «Джиро д,Италия» и «Вуэльту», в том числе в составе «Астаны».

Рождение новой команды и первый триумф

В начале 2006-го Винокуров перешел в команду Liberty Seguros-Würth. Она базировалась в Испании, и ее руководство видело в нем нового лидера, способного заменить Роберто Эраса, который в ноябре предыдущего года получил двухлетнюю дисквалификацию: после выигранной им в третий раз подряд «Вуэльты» взятый у него допинг-тест дал положительный результат. Одновременно в эту же велогруппу перебрались Кашечкин и Контадор.

Основной целью на сезон для команды было успешное выступление на «Тур де Франс», Поэтому первую из супермногодневок, «Джиро д,Италия», состоявшуюся в мае, все три новичка пропустили. А в конце того же месяца грянул громкий скандал. В ходе антидопингового расследования, получившего название «Операция Пуэрто», были арестованы несколько человек, включая спортивного директора Liberty Seguros-Würth, а целой группе гонщиков команды, в том числе Контадору, предъявили обвинения в применении запрещенных стимуляторов (казахстанцев они не коснулись). Через несколько дней титульные спонсоры велогруппы разорвали с ней контракт, и она оказалась на грани закрытия.

Взять над ней опеку решили власти Казахстана в лице тогдашнего премьер-министра Даниала Ахметова, который одновременно на общественных началах возглавлял национальную федерацию велоспорта. Говорят, с соответствующей просьбой к нему обратился Винокуров, которого активно поддержал вице-президент федерации Николай Проскурин. Команде дали название новой столицы – «Астана», а ее спонсорами стали крупнейшие компании страны: «Казмунайгаз», «Казцинк», «Казахмыс», КЕГОК…Благо в те годы проблем с деньгами не было: мировые цены на нефть и металлы зашкаливали.

Мотивы такого решения были следующие. В кои-то веки в Казахстане появились сразу два сильных велогонщика, один из которых способен выиграть любой из гранд-туров и которым нужна работающая на них команда. А с учетом того, насколько популярны на Западе шоссейные велогонки, через них можно было продвигать имидж и страны, и ее молодой столицы. Вариант с созданием абсолютно новой велогруппы не подходил, поскольку пришлось бы довольно долго ждать получения лицензии на участие в самых престижных гонках. А у Liberty Seguros-Würth была такая лицензия, которая теперь переходила к «Астане» как к правопреемнице.

Но на стартовавший в первый день июля «Тур де Франс» команда не поехала. За двое суток до его начала организаторы получили список тех, кто проходил по делу «Операция Пуэрто», и решили отстранить их. Из девяти велосипедистов, включенных в заявку «Астаны», вне подозрений оказались лишь четверо, включая Винокурова с Кашечкиным, и потому перед командой зажгли красный свет.

«Вуэльта», заключительная супермногодневка того года, началась 26 августа. От «Астаны» на нее, кроме Винокурова с Кашечкиным, были заявлены еще два казахстанца – Асан Базаев и Сергей Яковлев, а также три испанца, австралиец и португалец. Главными соперниками Александра эксперты называли  испанцев Алехандро Вальверде из Caisse d'Epargne, Карлоса Састре из CSC и Ибана Майо из Euskaltel-Euskadi, а также итальянца Данило ди Луку из Liquigas и россиянина Дениса Меньшова из Rabobank, который на предыдущей «Вуэльте» стал вторым, но после дисквалификации Эраса был объявлен победителем.

Первые дни гранд-тура сложились для Винокурова неудачно. Но затем он выиграл два этапа подряд – 8-й и 9-й. Тем не менее, даже после этого его отставание от захватившего лидерство в общем зачете Вальверде составляло больше, чем полторы минуты, тогда как Кашечкин проигрывал испанцу всего 27 секунд и располагался сразу за ним. Завершилась первая неделя, вторая, а Вальверде сохранял свое преимущество нал Винокуровым и заодно увеличил до двух минут отрыв от Кашечкина, который опустился на 4-ю позицию.

Ключевым стал 17-й день «Вуэльты». При подъеме на последнюю гору Александр пошел в атаку, сбросил с колеса всех конкурентов, после чего на крутом спуске развил бешеную скорость (сильно рискуя упасть) и в итоге не только отыграл у Вальверде полутораминутное отставание, но и обошел его в общем зачете на 20 секунд. А на следующий день они вдвоем с Кашечиным уехали ото всех остальных на полминуты. Наконец, на 20-м этапе Винокуров выиграл гонку с раздельного старта, тем самым окончательно добив Вальверде и других, а заодно сделав себе прекрасный подарок к своему 33-летию. Что касается Кашечкина, то он обеспечил себе 3-е место в общем зачете. Впервые в истории проведения супермногодневок на пьедестал почета поднялись два велогонщика с постсоветского пространства, причем они представляли одну страну (Казахстан) и одну команду («Астана»).

Кризис и мизерное «казахстанское содержание»

В следующем, 2007-м, году главной целью «Астаны» стала победа на «Тур де Франс». И накануне его начала в разговоре с автором этих строк уже упомянутый Проскурин уверенно заявил, что Винокуров непременно выиграет французскую супермногодневку.

Но после ее 9-го дня капитан казахстанской велогруппы серьезно отставал от главных конкурентов. И хотя он взял 13-й (гонка с раздельного старта) и 15-й этапы, шансов на победу в общем зачете практически не было. А назавтра было объявлено, что проба, взятая у него в день победы на «разделке», дала положительный результат на так называемый кровяной допинг. Винокурова дисквалифицировали, вместе с ним снялась и вся казахстанская команда. Через несколько дней внеплановая проверка выявила то же самое у Кашечкина. Плюс ко всему во время отбывания двухлетнего отбывания наказания Александр с Андреем разругались, после чего так и не помирились.

В их отсутствие «Астана», начиная с 2008-го, сделала ставку на гонщиков из других стран. Будучи самой богатой среди всех велокоманд, она могла позволить себе заключать контракты с главными «звездами» велоспорта, которые за следующие семь лет выиграли восемь гранд-туров: четыре раза – «Джиро», по два раза – «Тур де Франс» и «Вуэльту».  Но у казахстанских болельщиков эти успехи уже не вызывали таких эмоций, как то, что произошло на испанской супермногодневке в 2006-м. Ведь одно дело, когда побеждают свои, доморощенные, и совершенно другое, когда на пьедестал почета поднимаются «нанятые» иностранцы.

Сегодня по уровню финансирования «Астана» входит в число середнячков, если иметь в виду команды, имеющие лицензии UCI World Teams (как бы элита мирового велоспорта) – а таковых в общей сложности два десятка. Ее результаты на гранд-турах уже давно не впечатляют: за последние три сезона (2019-2021) ни один из гонщиков велогруппы не смог попасть в тройку призеров общего зачета, да и победы на отдельных этапах стали большой редкостью. В текущем командном рейтинге «Астана»  находится на 9-й позиции.

Многодневщиков уровня Винокурова или хотя бы Кашечкина в нашей стране сегодня нет, единственный более или менее конкурентоспособный на международном уровне велогонщик – Алексей Луценко, который может изредка «выстрелить» на отдельных гонках, но не более того. В индивидуальном рейтинге по состоянию на начало сентября он идет 44-м в  мире.  

В такой ситуации и тем более с учетом финансовых сложностей, переживаемых сейчас Казахстаном, все настойчивее поднимается вопрос: а есть ли смысл и дальше содержать «Астану»? Да, в последние годы в ее финансировании на правах совладельца и спонсора участвовала одна канадская кампания, в связи с чем название команды изменили на Astana-Premier Tech. Но полтора месяца назад было объявлено, что по окончании нынешнего сезона она перестанет быть партнером.

Между тем, чтобы добиваться успехов на самых престижных гонках, бороться на равных с такими «монстрами», как Ineos Grenadiers, UAE Team Emirates, Jumbo-Visma (гонщики этих трех велогрупп выиграли все гранд-туры двух последних лет), «Астане» надо иметь бюджет, как минимум, вдвое больший, чем сейчас. А где взять такие деньги, тем более после ухода канадского спонсора? Снова взвалить все на государство? Содержать команду просто ради участия в профессиональных гонках и тратить на это миллионы долларов? А, может, лучше распустить ее и вернуться к исходной позиции, когда казахстанцы, выступая за «чужие» велогруппы, были вынуждены, не жалея живота своего, биться за место под солнцем, за то, чтобы выйти на первые роли, заключить хорошие контракты? И, возможно, тогда вырастут новые винокуровы и кашечкины, под которых будет смысл создать боеспособную команду с куда большим, чем сейчас, «казахстанским содержанием»…