Пять лет назад, когда наша делегация по итогам предыдущей летней Азиады стала 9-й в общем медальном зачёте и 8-й, если считать результаты только в олимпийских видах и дисциплинах, спортивное руководство страны подверглось жёсткой критике. Ведь прежде Казахстан ниже 5-го места не опускался, а чаще располагался на 4-й позиции, сразу вслед за большой азиатской тройкой – Китаем, Японией и Южной Кореей. Но теперь даже то, что показали наши спортсмены в 2018-м, выглядит недостижимой мечтой.

В отечественных СМИ по итогам каждого дня Азиады публикуют таблицу медального зачёта. После первой недели, в ходе которой было разыграно больше половины комплектов наград, Казахстан располагается в ней на 13-й позиции. Кое-кто считает, и вполне справедливо, что некоторые другие страны-конкуренты находятся в более выигрышном положении, поскольку их атлеты участвуют в целом ряде видов спорта, в том числе экзотических и даже национальных, которые культивируются далеко не везде, но почему-то включены в программу континентальных Игр. Скажем, узбеки завоевали уже четыре «золота» в своей разновидности борьбы под названием кураш (и это ещё не предел), тайцы доминируют в сепактакрау, или игре в волейбол ногами, индусы – в крикете и т.д.

Поэтому более объективной будет такая медальная таблица, в которой учитываются результаты, показанные только в олимпийских дисциплинах. В них участники Азиады оспаривают немногим больше трёхсот комплектов наград, или примерно две трети от общего количества (481), разыгрываемого на нынешних Играх в Ханчжоу. Так вот, в этой таблице Казахстан с одним «золотом» после первой соревновательной недели располагается ещё ниже – на 15-й строчке. Мы уступаем не только большой азиатской тройке, но также Узбекистану (7 золотых медалей), Индии (6), Гонконгу (6), Тайваню (6), Северной Корее (4), Бахрейну (4), Таиланду (2), Сингапуру (2), Катару (2), Малайзии (2) и Ирану (1) – у последнего больше, чем у нас, «серебра».

В олимпийских дисциплинах казахстанские спортсмены завоевали, повторюсь, лишь одно «золото»: Асем Орынбай и Эдуард Ещенко выиграли соревнования в смешанном командном ските (стендовая стрельба), которого не было на ОИ-2020, но который в программе ОИ-2024 придёт на смену смешанному трапу – как бы в порядке ротации. Наши стрелки ещё дважды поднимались на верхнюю ступень пьедестала почёта, но после состязаний в тех дисциплинах, которых через год в Париже не будет. Вообще, на Олимпиадах в пулевой и стендовой стрельбе разыгрываются 15 комплектов наград, а в Ханчжоу на кону стояли 33.

Из пяти серебряных медалей, завоёванных казахстанцами по состоянию на утро 2 октября, лишь две получены в олимпийских дисциплинах – в мужском командном первенстве шпажистов и в весовой категории до 48 кг женского дзюдо. Плюс имеются 18 бронзовых наград: четыре – в дзюдо, три – в стрелковом спорте, по две – в фехтовании и таэквондо, по одной – в лёгкой атлетике, плавании, спортивной гимнастике, триатлоне, пляжном волейболе, велогонках на треке и женском водном поло.

По общему количеству медалей в олимпийских дисциплинах Казахстан (21) идёт 7-м, уступая в том числе Индии (34), Гонконгу (31) и Узбекистану (26). А ведь на предыдущих Азиадах, в том числе на той, что состоялась пять лет назад, наша страна по этому показателю неизменно становилась 4-й.

Из представителей тех медалеёмких видов спорта, в которых соревнования уже завершились, положительной оценки заслуживают только стрелки и фехтовальщики. И их достижения вполне закономерны, поскольку именно они показывали хорошие результаты на мировых первенствах и этапах Кубка мира текущего года. Приятно было смотреть, например, на то, как наша команда шпажистов в финале на равных сражалась с действующими олимпийскими чемпионами – японцами (судьбу противостояния решил «золотой укол» в дополнительное время), как казахстанские саблисты в полуфинале дали настоящий бой лидерам текущего мирового рейтинга – корейцам. Стрелки, оставшиеся без призовых мест в олимпийских дисциплинах на предыдущих континентальных Играх, теперь четыре раза поднимались на пьедестал почёта.

А вот в остальных медалеёмких видах спорта – дзюдо, таэквондо, велогонках на треке, плавании – казахстанцы выступили хуже, чем пять лет назад. Вовсе без наград (впервые в истории) мы остались в академической гребле. Тогда как гребцы из Узбекистана завоевали семь медалей, в том числе две золотые, и по количеству призовых мест уступили только Китаю. Отлично выступили наши соседи и в дзюдо: они увезли из Ханчжоу девять медалей, в том числе три золотые, навязав борьбу за победу в командном зачёте мировому лидеру в этом виде спорта Японии и сместив со второй позиции в азиатской «табели о рангах» Южную Корею. А узбекские девушки-саблистки добились исторического достижения, принеся своей стране первое «золото» в фехтовании: по ходу турнира они победили и китаянок, и японок (последние, в свою очередь, выбили кореянок, вторых в текущем мировом рейтинге). Перед началом Азиады автор этих строк писал, что «в фехтовании на наших сильных шпажистов-мужчин у узбеков есть ответ в лице заметно прибавивших за последние годы саблистов и саблисток». И этот ответ оказался более чем впечатляющим.

Кто-то скажет: впереди ещё целая соревновательная неделя, и у казахстанских спортсменов есть шанс значительно пополнить копилку «золота», догнать ушедшие вперёд страны-конкуренты. Но придётся огорчить оптимистов. Например, в лёгкой атлетике, где пока разыграно 20 комплектов наград из 48, есть только одна дисциплина, в которой мы можем рассчитывать на медаль высшей пробы, – это женские прыжки в высоту. Причём главными соперницами наших девушек, скорее всего, будут узбечки. Зато немало «золота» могут добыть легкоатлеты из Индии, Бахрейна – если вторая из названных стран делает ставку на натурализованных африканцев, то в первой много сильных доморощенных спортсменов.

На прошлых Азиадах нередко добивались побед казахстанские гребцы на байдарках и каноэ. Но, похоже, те времена уже прошли. Скажем, на недавнем лицензионном чемпионате мира наши лишь в одной олимпийской дисциплине из десяти показали лучший результат среди представителей Азии. Те же узбеки, иранцы сегодня ничуть не слабее. Мы уже не говорим про Китай, который добился значительного прогресса, особенно в гонках на каноэ. Так что одна-две золотые медали в этом виде спорта будут за счастье.

Что касается бокса, то из семи членов мужской сборной РК, начинавших турнир, борьбу за выход в финал продолжат лишь двое. Тогда как в узбекской команде таких четверо. В женских соревнованиях до полуфиналов добрались две наши девушки из шести. Вдвое больше спортсменок, по четыре, осталось в турнирной сетке от Индии и Таиланда, три – от Тайваня (называю только те страны, которые являются конкурентами Казахстана в общем медальном зачёте).

В тяжёлой атлетике после того, как за применение допинга дисквалифицировали практически всех лидеров нашей сборной, нам о «золоте» даже мечтать не стоит. А вот штангисты из КНДР, Ирана, Узбекистана, Тайваня, Таиланда вполне могут пополнить свои копилки. Немного у нас шансов на «золото» в видах борьбы. В то время как, например, иранские палуаны вполне в состоянии добыть пять-шесть медалей высшей пробы. Плюс может случиться так, что после прогнозируемых побед «греко-римлян» и девушек из Кыргызстана к нам в медальной таблице подберётся ещё и эта соседняя страна.

Что ещё остается? Шоссейные велогонки, в мужской части которых казахстанцы являются фаворитами. Но там всего две дисциплины – групповая гонка и «разделка». Даже если наши парни выиграют обе, то с учётом всех других видов спорта, в которых ещё предстоит разыграть награды Азиатских игр, у Казахстана будет, самое большее, 7-8 золотых медалей (а, скорее всего, ещё меньше). Да, какие-то страны, сегодня располагающиеся выше, чем наша, мы обгоним, но до Узбекистана, Индии, Тайваня не доберёмся точно, а до Гонконга, КНДР, Бахрейна и Ирана – почти наверняка. То есть, мы сильно рискуем не попасть даже в первую десятку…