Ровно полвека назад, 17 января 1972-го, было обнародовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О введении нового всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Этому комплексу придавалось очень важное значение с точки зрения культивирования здорового образа жизни, а также развития спорта – прежде всего, массового и детско-юношеского. А в первые годы независимого существования Казахстана на смену ему пришли президентские тесты. Попробуем сравнить то, как было, с тем, что стало.

Всё познаётся в сравнении

Вообще-то, комплекс ГТО ввели еще в начале 1930-х годов, и тогда он был ориентирован, в первую очередь, на подготовку будущих защитников Отечества – страна жила ожиданием скорой войны. Впоследствии количество возрастных групп в нём увеличивалось, добавлялись новые виды упражнений (также их можно назвать, дисциплинами или испытаниями), менялись нормативы. В 1950-1960-х годах он призван был решать уже преимущественно мирные задачи (воспитание физически здоровых людей), хотя «милитаристские» тоже не снимались с повестки дня.

Поколение людей, получивших советское образование, хорошо помнит стихотворение Самуила Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и строки из него: «Среднего роста, плечистый и крепкий,/ Ходит он в белой футболке и кепке,/ Знак «ГТО» на груди у него,/ Больше не знают о нем ничего».

Согласно постановлению, принятому в 1972-м, в самый пик «брежневского застоя» и, возможно, в самый благополучный период истории СССР, комплекс ГТО распространялся уже на семь возрастных категорий, из которых четыре охватывали школьников (10-11, 12-13, 14-15 и 16-17 лет), а три остальные – молодежь (18-28 лет) и взрослое население. Это деление, а также нормативы, установленные для различных половозрастных групп, сохранялись вплоть да распада Союза.

Вскоре после обретения независимости, в 1994-м, комплекс ГТО в Казахстане заменили президентскими тестами. При этом система дифференциации по возрастным категориям осталась практически той же. Что касается нормативов, то они несколько раз пересматривались, и последний раз это произошло в конце 2013-го. Если сравнить ныне действующие с теми, которые существовали в советское время, то можно увидеть, что первые значительно выше, а значит, являются более трудновыполнимыми.

Ниже приведена сравнительная таблица применительно к одной из половозрастных групп – 16-17-летним юношам (парни, обучающиеся в старших классах). В нее включены нормативы для четырех видов упражнений. Что касается других, то их сравнение не представляется возможным. Причина в следующем: например, прежде при сдаче норм ГТО по прыжкам в длину старшеклассники делали это с разбега, а президентские тесты предписывают им прыгать с места; в плавании раньше нужно было преодолеть 100 метров, а сегодня – дистанцию вдвое короче. И т.д. Также следует добавить, что если в комплексе ГТО были «золотой» и «серебряный» уровни (за их достижение вручались значки такого же достоинства), то сейчас – соответственно «президентский» и «национальный».

Как видим, в советское время старшекласснику, претендовавшему на золотой значок, нужно было пробежать 100 метров за 13,5 секунды, а сегодня, чтобы выйти на «президентский уровень», требуется показать результат на полсекунды быстрее – для такой короткой дистанции это немало. В подтягивании на перекладине нынешний верхний «порог» на четверть превышает прежний (16 раз против 12). В метании гранаты «золотой» рубеж составлял 40 метров, а «президентский» – 45. Сегодняшние нормативы, выполнение которых необходимо для выхода на «национальный уровень», тоже выше, чем те, которые были установлены для получения серебряного значка ГТО. Аналогичная ситуация и в других половозрастных группах. Впрочем, ключевая разница заключается даже не в этом.

Стимул к занятиям спортом

Участие в сдаче норм ГТО было обязательным для всех советских школьников, их выполнение напрямую влияло на оценки по физкультуре. Например, чтобы рассчитывать на «пятерку» по итогам учебного года или в аттестате, требовалось выполнить определенное количество нормативов, установленных для претендентов на золотой значок. А для получения «четверки» необходимо было выйти на «серебряный» уровень. Да, учитывались и какие-то дополнительные нюансы, но в целом действовал именно такой принцип. И это серьёзным образом мотивировало детей к занятиям физкультурой и спортом. Как следствие, самое меньшее, 80 процентов учащихся в СССР были в состоянии выполнить нормативы хотя бы на серебряный значок.

...В 1972-м, когда ввели новый комплекс ГТО, автор этих строк учился в 6-м классе одной из школ небольшого районного центра. И вплоть до окончания 10-го (а тогда среднее школьное образование было десятилетним) сдавал нормативы. В итоге, будучи далеко не самым физически развитым, примерно треть из них в выпускном классе выполнил на золотой значок, а оставшиеся две трети – на серебряный. Во многом благодаря тому, что усердно занимался и на уроках физкультуры, и во внешкольное время. Что мотивировало? Во-первых, желание иметь хорошую оценку в аттестате, ведь средний балл учитывался при поступлении в вуз. Во-вторых, внутреннее стремление не быть аутсайдером среди одноклассников, не выглядеть слабаком.

В нашем городке не было бассейна (ни открытого, ни тем более крытого), снег выпадал редко – то есть, условия для занятий плаванием и бегом на лыжах отсутствовали. А вот нормативы по всем другим видам, включая стрельбу из винтовки, мы (все без исключения) сдавали регулярно. Причём готовились к ним примерно так же, как нынешние школьники готовятся к тестированию по общеобразовательным предметам и к ЕНТ. В тёплые месяцы года уроки физкультуры посвящались в основном бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту, метанию гранаты, зимой – акробатике, подтягиванию на перекладине. И мы сами, и учителя фиксировали результаты, следили за динамикой их изменений. Педагоги подсказывали, в чём надо прибавить и как это сделать, давали отстающим задания на дом. Если память не изменяет, то из 34-х учеников нашего 10-го «А» больше десяти получили золотые значки, еще свыше двадцати, включая меня, – серебряные, и только одна девочка, имевшая проблемы со здоровьем, осталось без «знака отличия».

После поступления в вуз на первых же занятиях по физкультуре нам снова пришлось сдавать нормативы ГТО. По итогам проверки наших возможностей, сильных и слабых сторон преподаватель дал рекомендации относительно того, в какие спортивные секции нам следует записаться. Например, мне как много раз подтянувшемуся на перекладине он посоветовал пойти в гимнастику, и именно тогда я, парень из далекой глубинки, впервые в жизни воочию увидел кольца, брусья, батут…

Это было осенью, а зимой предстояло сдавать нормативы в беге на лыжах. Пришлось осваивать и их, благо мы жили в КазГУграде, который ещё только строился, а чуть выше, в районе, где сейчас расположен комплекс трамплинов, была роща, где между деревьями каждую зиму прокладывали лыжную трассу. И по вечерам я шёл туда, учился ходить на лыжах. В итоге не только сдал норматив, но и увлёкся этим занятием…

Пора менять подход

Сегодня же сдача президентских тестов – дело добровольное. На оценки она не влияет. Хочешь – участвуй, не хочешь – никто заставлять не станет. Да и нормативы, как уже сказано, явно завышенные: среднестатистический школьник, то есть не одарённый спортивно, видит, что даже при большом старании он их не осилит, и у него опускаются руки. (Кстати, в соседней России большинство нормативов сегодня, напротив, ниже, чем в советские годы). Всё это, вместе взятое, привело к тому, что президентские тесты, в отличие от ГТО, так и не стали фактором, мотивирующим детей к физическому самосовершенствованию.

В сентябре 2018-го Арыстанбек Мухамедиулы, занимавший на тот момент должность министра культуры и спорта, в ходе отчёта на заседании правительства привел такую статистику. В первой половине того года в целом по стране тесты сдали 4 миллиона 939 тысяч казахстанцев (надо полагать, в основном школьники и студенты). Из них 74 тысячи, или полтора процента, выполнили нормативы президентского уровня, 244 тысячи, или около пяти процентов, – национального, а 371 тысяча, или семь с половиной процентов, – начального уровня подготовленности. Выходит, оставшиеся 86 процентов не справились даже с начальным уровнем! Впору было в колокола бить, однако никто из тогдашних руководителей отечественного спорта и системы образования даже озабоченности не высказал.

Наталья Дегерт, обучавшаяся по специальности «Физическая культура и спорт» в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби, самом крупном вузе нашей страны, несколько лет назад провела собственное исследование, подкрепив его замерами, сделанными в ходе занятий по физкультуре. И вот что она выявила. В беге на 100 метров лишь 2,4 процента студенток-второкурсниц выполнили нормативы либо президентского уровня, либо национального. А на дистанции в один километр таковых не оказалось вовсе. При этом в первом случае неудовлетворительные результаты (за которые преподаватели физкультуры должны ставить «единицу» или «двойку») показали 58,8 процента девушек, во втором – 78,1 процента.

Еще раньше директор регионального центра физической культуры департамента образования Костанайской области Михаил Дзендзура, рассказывая «Нашей газете» о соревнованиях по президентскому многоборью в рамках местной спартакиады школьников, констатировал: «Из общего количества учащихся региона до президентского уровня дотягивают всего 3-4, до национального – 14-16 процентов». В качестве одной из причин он назвал завышенные нормативы, которые по силам только юношам и девушкам, занимающимся в спортивных секциях и готовящимся стать профессиональными атлетами. А таких в нашей стране очень мало.

Поневоле задаёшься вопросам: не пора ли пересмотреть нормативы и в целом повысить значимость президентских тестов как важной составной части формирования физически здоровой нации? Понятно, что механически переносить советский опыт в современные реалии не стоит, но взять оттуда что-то полезное не помешало бы.