В мае исполнится ровно четверть века дебюту национальной сборной Казахстана в отборочной кампании к чемпионату мира, наиболее яркой в её истории, а в начале июля – 75 лет Серику Бердалину, главному тренеру той команды. Перипетии этого квалификационного турнира, в ходе которого наша дружина провела 12 матчей, в основном с сильнейшими футболистами Азии, заслуживают обстоятельного рассказа.

Старт с 158-й позиции в мировом рейтинге

В первой половине 1990-х игры с участием сборной Казахстана были редкостью. Обычно она встречалась с командами соседних постсоветских стран ЦА, а в 1996-м впервые провела четыре официальных матча с катарцами и сирийцами в рамках розыгрыша Кубка Азии, добившись одной победы и потерпев три поражения при общей разнице забитых и пропущенных мячей 1-6. Поэтому неудивительно, что в рейтинге FIFA на апрель 1997-го Казахстан занимал 158-е место среди 188 стран, располагаясь ниже, чем Каймановы острова, Йемен, Фиджи, Соломоновы острова, Туркменистан… А, скажем, Узбекистан находился почти на полсотни строчек выше, чем мы.

Вот с такой стартовой позиции наша команда вступила в отборочный турнир к чемпионату мира 1998-го. Азиатской футбольной конфедерации (AFK) выделили три путёвки на ЧМ, а ещё одну она могла получить в том случае, если четвёртая команда Жёлтого континента одержит победу в стыковых матчах с победителем зоны Океании. Но эти решающие «разборки» должны были начаться осенью 1997-го, а в мае и июне состоялся первый этап, в ходе которого 37 азиатским сборным, разделённым на 10 групп, предстояло определить 10 участников второго, главного, раунда.

В 9-й группе, куда по итогам жеребьёвки попала казахстанская команда, безусловным фаворитом считалась иракская, которая в предыдущей аналогичной кампании стала 4-й на континенте – ей не хватило всего одного очка, чтобы попасть на ЧМ-1994. А вот пакистанская (на тот момент 175-я в рейтинге FIFA) выглядела откровенным аутсайдером. Именно матчем с ней наши футболисты открывали отборочный турнир. Игра состоялась 11 мая 1997-го на Центральном стадионе тогдашней столицы – Алматы.

Уже на 2-й минуте Булат Есмагамбетов забил гол, ставший первым для сборной Казахстана в квалификационных поединках к ЧМ. После перерыва он же вместе с партнёром по линии нападения Валерием Яблочкиным, который тогда выступал за московский «Локомотив», довели счёт до 3:0. Кстати, во всех последующих матчах того отборочного цикла ни Яблочкин, ни другие наши футболисты, выступавшие в зарубежных чемпионатах (Низовцев, Нидергаус, Жуненко, Нейштетер и другие), не играли.

«Клубы не хотели отпускать их в сборную, – вспоминал позже в разговоре с автором этих строк Евгений Кузнецов, помогавший главному тренеру Серику Бердалину. – Мы отнеслись к этому с пониманием и сосредоточили своё внимание на игроках казахстанских команд». Также, по словам Евгения Ивановича, футболисты обычно собирались за два-три дня до матча, и за этот короткий срок нужно было разобраться с их состоянием, определить оптимальный состав.

Сенсация в Багдаде

В начале июня команда отправилась в Ирак. Поскольку прямые рейсы между нашими странами отсутствовали, ей предстояло лететь через Москву и Тегеран. Но, как рассказывал впоследствии Есмагамбетов, на самолёт из иранской столицы в Багдад они не успели, поэтому 700-километровое расстояние пришлось преодолевать на автобусе, в котором не было кондиционеров – а лето в тех краях очень жаркое. На Казахстан тот матч не транслировался, и только назавтра в выпуске новостей одного из российских телеканалов показали короткий сюжет. Хозяева поля уже на 2-й минуте открыли счёт, после чего продолжали оказывать нешуточное давление на ворота нашей команды. Но в конце первого тайма в одной из редких контратак казахстанцы получили право на штрафной, который великолепно исполнил Алексей Клишин. А вскоре после перерыва Асхат Кадыркулов точной передачей отправил в прорыв Владимира Логинова, и форвард, обладавший высокой дистанционной скоростью, убежав один на один с голкипером, забил второй гол. Отчаянные попытки хозяев спасти матч ни к чему не привели.

Снова предоставим слово Евгению Кузнецову: «У сборной Ирака было подавляющее игровое преимущество. Мы в основном защищались и изредка контратаковали. И такая тактика сработала. А ещё надо сказать, что очень профессионально и, главное, честно отсудила бригада арбитров из Китая. В Азии так бывало далеко не всегда – обычно судьи симпатизировали принимающей команде».

Поговаривали, что после того поражения иракской команды её игроки подверглись избиению палками – мол, таким образом выместил на них свою злость Удей Хусейн, сын иракского диктатора, патронировавший футбол в стране. Было ли это на самом деле, доподлинно неизвестно, но факт то, что на ответный матч в Алматы соперники приехали деморализованными. Голы, забитые Нуркеном Мазбаевым, Клишиным и Логиновым, принесли нашей команде повторную победу – 3:1.

А между двумя поединками с иракцами наши футболисты в Лахоре устроили разгром пакистанцам – 7:0. До перерыва отличились Есмагамбетов, Клишин и Логинов, а во втором тайме – вышедшие на замену Мазбаев и Виктор Зубарев, причём последний за восемь минут сделал «хет-трик». Та победа по сей день остаётся для нашей команды самой крупной в официальных играх. Набрав максимально возможные 12 очков, сборная Казахстана вышла в решающий раунд отборочного турнира.

Начали за упокой…

На втором этапе 10 команд, ставшие победителями своих групп, были разделены на два квинтета. Наши футболисты волею жребия попали в одну компанию с японцами, южными корейцами, эмиратовцами и узбеками. Первая игра должна была пройти в Сеуле. По пути туда сборная Казахстана сделала остановку в Даляне, где провела товарищеский матч со сборной Китая, попавшей в другой квинтет. Поражение со счётом 0:3 расстроило меньше, чем то, что случилось после игры: за нарушение спортивного режима пришлось отправить домой пятерых футболистов, четверо из которых считались игроками «основы» – Клишин, Сергей Коноваленко, Сергей Суродеев и Андрей Мирошниченко.

«Ребята серьёзно нас подвели, – вспоминал Евгений Кузнецов. – Мы до последнего момента ждали, что они извинятся перед командой, но этого не произошло. Позже я не раз за­­думывался: правильно ли сделал тренерский штаб, отчислив их? И всегда приходил к выводу, что с точки зре­ния сохранения дисциплины, здоровой атмосферы в команде мы действовали правильно».

В матче с корейцами место Клишина доверили юному дебютанту Руслану Балтиеву, которому не исполнилось ещё и 19 лет. Кроме него, впервые в этом отборочном цикле на поле вышли, и тоже в стартовом составе, Сергей Тимофеев, который после ухода из владикавказской «Алании» был нетрудоустроенным, и Павел Евтеев, а после перерыва – Олег Литвиненко, самый талантливый и одновременно самый «неуправляемый» казахстанский футболист того времени. Хозяева поля на глазах 41 тысячи болельщиков буквально подавили нашу команду высочайшим темпом, который пять лет спустя стал залогом их сенсационного успеха на чемпионате мира 2002 года, когда они, пусть и не без помощи судей (ЧМ проходил в Южной Корее и Японии), вышли в полуфинал, обыграв португальцев, итальянцев, испанцев. Казахстанцы проиграли, что называется, без шансов (0:3) и закончили матч вдесятером – с поля удалили Тимофеева.

Через неделю в Абу-Даби наша сборная, в составе которой основного голкипера Олега Воскобойникова сменил Юрий Ишутин, с ещё более крупным счётом 0:4 была разгромлена командой ОАЭ, игравшей в более тягучей, но довольно техничный футбол. После этой неудачи Серика Бердалина, по его собственным словам, собирались отправить в отставку, но поскольку до следующего матча оставалось всего восемь дней (новый главный тренер просто не успел бы войти в курс дел), федерация футбола с оргвыводами спешить не стала. И, как показали дальнейшие события, правильно сделала.

Дома и стены помогают

Следующие четыре игры сборная Казахстана проводила в Алматы. Все они уложились в один месяц – месяц, который вернул её болельщикам веру в команду. Первыми в нашу столицу приехали узбеки, которые неделей раньше едва не отобрали очки в Сеуле у корейцев, пропустив решающий гол (1:2) за две минуты до финального свистка. А в активе их главного бомбардира Олега Шацких были три мяча, забитые в ворота сборных Японии и Кореи на их полях. Матч получился в целом равным, а основные события развернулись в самом его конце. На 84-й минуте Балтиев с пенальти открыл счёт, но не успели наши футболисты отпраздновать успех, при этом допустив расслабленность, как тот же Шацких восстановил равновесие – 1:1. Кстати, узбеки получили пять предупреждений, тогда как казахстанцы – ни одного.

Затем последовали ёщё две домашние ничьи 1:1 с главными фаворитами группы – японцами и корейцами. Кстати, за сборную Страны восходящего солнца играли Хидетоси Наката, который через год получит приглашение в Италию и проведёт там немало ярких сезонов, станет в 2001-м чемпионом страны в составе «Ромы», а также Казуёси Миура, уже имевший опыт выступлений за итальянский же «Дженоа». В матче с японцами наши футболисты пропустили гол первыми, но на второй компенсированной минуте Зубарев забил ответный мяч. Пришлось отыгрываться и в поединке с корейцами, которые до этого одержали победы во всех пяти проведённых матчах, в том числе и над японцами в Токио, – на сей раз счёт сравнял Евтеев.

А 18 октября сборная Казахстана праздновала первую победу, причём более чем уверенную, разгромив сборную ОАЭ – 3:0. До перерыва гости сдерживали её атаки, но в начале второго тайма наш центральный защитник Виталий Спарышев после подачи штрафного головой отправил мяч в ворота, а затем успех закрепили точными ударами Евтеев и вышедший на замену Дмитрий Юрист. Реванш за поражение в Абу-Даби мог бы быть полным, реализуй Тимофеев пенальти, назначенный на 85-й минуте. Но он пробил неудачно, после чего на эмоциях очень грубо сыграл против соперника, который до этого врезался в Андрея Тётушкина, и едва не спровоцировал массовую драку. За что и был удалён с поля.

Смазанная концовка

Перед двумя заключительными матчами сборной Казахстана турнирное положение в группе выглядело следующим образом: Южная Корея – 16 очков после 6 игр (только наша команда сумела отобрать у неё очки), ОАЭ – 7 (после 5 игр), Япония – 6 (5), Казахстан – 6 (6), Узбекистан – 2 (6). То есть, у подопечных Серика Бердалина были шансы, пусть и небольшие, занять второе место в квинтете и продолжить борьбу за путёвку на чемпионат мира. Надежды болельщиков подпитывались и тем, что состав сборной стабилизировался (её костяк теперь состоял из 15-16 футболистов), она, как говорится, сыгралась, обрела уверенность в своих силах.

Но предстояла сложная поездка в Ташкент, где её ждал принципиальный соперник. Противостояния между командами Казахстана и Узбекистана имели особый подтекст ещё с советских времён, когда выясняли отношения «Кайрат» и «Пахтакор». И хотя узбекская сборная, в отличие от нашей, уже не имела никаких турнирных перспектив, для неё победа в этом матче была делом чести. А вот с каким настроем поехали в Ташкент казахстанские футболисты, сказать сложно. Ходили разговоры, что кое-кто из них был согласен «отдать игру», но как обстояло на самом деле, неизвестно.

Матч прошёл с преимуществом хозяев поля, в рядах которых выделялись их главная «звезда» плеймейкер Мирджалол Касымов из российской «Алании», нападающий Игорь Шквырин из израильского «Маккаби» (на двоих они в этой игре забили три мяча), и очень активный крайний полузащитник Николой Ширшов. Впрочем, и наша команда имела немало голевых моментов, однако не реализовала ни один из них – 0:4. «В том матче мог быть любой счет. Но если узбеки практически все свои шансы реализовали, то мы сделали героем их вратаря», – рассказывал Евгений Кузнецов. Вторил ему и Булат Есмагамбетов: «Мы должны были забить несколько мячей. Особенно я и Логинов. Но, видимо, это был не наш день».

В заключительном матче с чрезвычайно мотивированными японцами, которых победа выводила на второе место в группе, наша команда на Национальном стадионе в Токио, собравшем 56 тысяч зрителей, снова крупно проиграла – 1:5 (единственный ответный гол забил Евтеев). Итоговое турнирное положение: Южная Корея – 19 очков, Япония – 13 ОАЭ – 9, Узбекистан – 6, Казахстан – 6. Позже японцы в стыковом поединке с иранцами, ставшими вторыми в другой группе, завоевали третью путёвку от Азии на ЧМ (первые две достались корейцам и саудитам), Впрочем, иранцы тоже смогли отобраться на мировое первенство, одолев по результатам двух игр австралийцев, победителей зоны Океании.

По итогам года сборная Казахстана поднялась в рейтинге FIFA более чем на полсотни позиций – с 158-й на 107-ю. При этом, правда, всё ещё располагалась ниже, чем команды Индонезии, Малайзии, Вьетнама, Сирии, Омана, которые не смогли пробиться во второй отборочного турнира, и чем дважды проигравшая ей сборная Ирака, занимавшая 68-е место. Но таковы уж были странности рейтинга FIFA тех лет.

 

Краткая статистика

В 12 матчах обоих этапов отборочного цикла за сборную Казахстана сыграли 32 футболиста. Наибольшее количество игр провели центральные защитники Алевтин Осипов и Виталий Спарышев (оба представляли «Батыр», Экибастуз), а также нападающий Владимир Логинов («Кайсар», Кызылорда) – по 12. Крайние защитники Ойрат Садуов («Иртыш», Павлодар) и Сергей Фамильцев (оба – «Иртыш») выходили на поле по 11 раз. Полузащитники Руслан Балтиев («Кайрат», Алматы), Павел Евтеев («Восток», Усть-Каменогорск) и Константин Котов («Астана») сыграли по 8 матчей. Вратарь Олег Воскобойников («Тараз»), полузащитник Асхат Кадыркулов («Кайрат»), нападающие Булат Есмагамбетов («Елимай», Семипалатинск – «Иртыш») и Виктор Зубарев («Иртыш») тоже провели больше половины игр – по 7. Лучшие бомбардиры: Зубарев – 4, Евтеев, Есмагамбетов, Клишин («Кайрат»), Логинов – по 3.

 

На снимке: Наши футболисты в Багдаде. Стоят (слева направо) Бахытжан Енсебаев, Булат Есмуратов, Каландар Ахметов, сидят Владимир Логинов, Юрий Ишутин, Файзулла Урдабаев, Ойрат Садуов