Недавно стала известна система отбора на Олимпиаду-2024, которую примет Париж, в командных игровых видах спорта. В каждом из них, за исключением футбола, на кону стоят не больше дюжины мужских и такое же количество женских квот. То есть, всего 10-12 на 100-150 стран, сборные которых вступят в борьбу за право поехать на главные соревнования четырёхлетия. Поэтому завоевать их будет очень сложно. Тем более Казахстану, где эти виды спорта в большинстве своём развиты слабо.

«Передовики» и отстающие

…На Олимпиаде-1996, дебютной для РК как независимого государства, ни одной нашей команды «игровиков» не было. На следующие ОИ-2000, которые проходили в Сиднее, смогли отобраться обе ватерпольные сборные – мужская и женская. То же самое произошло через четыре года. На ОИ-2008 в Пекине ни одна из них не смогла квалифицироваться, зато в первый и последний раз олимпийские путёвки сумели завоевать наши волейболистки и гандболистки. На ОИ 2012-го и 2020-го поехала только мужская ватерпольная дружина, а Олимпиада 2016-го вообще прошла без казахстанских команд.

В сумме получается восемь участий: четыре раза – мужская сборная по водному поло, дважды – женская ватерпольная, по разу – женская волейбольная и женская гандбольная. Причём в случае с последней не обошлось без скандала. На азиатском отборочном турнире, проходившем в Алматы, судьи не стеснялись в средствах, чтобы вытащить команду Казахстана на первое место. Похожим образом у мужчин первенствовала сборная Кувейта. Потом начались разбирательства, и, в конце концов, Международная федерация гандбола аннулировала результаты мужского турнира, но оставила в силе итоги женского. Занявшим в Алматы второе место южным кореянкам, в то время одним из сильнейших на планете, удалось-таки через мировую квалификацию завоевать путёвку на Олимпиаду и стать там бронзовыми призёрами, тогда как наша команда довольствовалась 10-м местом.

В том же олимпийском цикле достойно выступила мужская сборная по баскетболу. На чемпионате Азии, имевшем статус отборочных соревнований, она, победив на групповом этапе сильные команды Японии и Южной Кореи, дошла до полуфинала. Там казахстанцы дали бой, но всё же проиграли со счётом 62:75 иранцам, которые и завоевали единственную путёвку, выделенную Желтому континенту. Впрочем, в последующие годы ни наши баскетболисты, ни волейболистки, ни гандболистки приятных эмоций болельщикам не дарили и ничего особенного в отборочных турнирах к ОИ не показывали.

Начиная с 2016-го, в олимпийской программе появился регби-7. И женская команда Казахстана реально претендовала на то, чтобы с первого же захода попасть на летние Игры. Но в азиатской квалификации она стала 2-й, после команды Японии, которая и завоевала единственную квоту, а на заключительном, межконтинентальном, турнире – 4-й (нужно было занять первое место). В отборочной же кампании к ОИ-2020 наши регбистки стали только 3-ми в Азии после соперниц из Китая и Гонконга (японки как хозяйки Игр получили гарантированную квоту), а затем дошли до полуфинала мировой квалификации, где в поединке за олимпийскую путёвку проиграли россиянкам с крупным счётом 0:38.

Другие наши команды в игровых видах спорта, особенно в футболе, хоккее на траве, а также в женском баскетболе и мужском гандболе, неконкурентоспособны на международном уровне. Причины такого положения разные: в футболе они одни, в «зелёном» хоккее, который в советские годы принёс Казахстану немало успехов, – другие. Но это тема отдельного разговора.

Водное поло: не фавориты, но претенденты

Как будет теперь? Какие из наших команд претендуют на поездку в Париж? Прежде всего, это мужская сборная по водному поло. Когда-то она формировалась преимущественно за счёт натурализованных игроков из России. Но сегодня большинство в ней составляют воспитанники отечественного спорта. Да и, откровенно говоря, особого смысла приглашать россиян уже нет – уровень мужского водного поло в РФ заметно упал. После 2004-го, когда сборная этой страны завоевала «бронзу» Олимпиады, ей ни разу не удалось отобраться на летние Игры. И даже на чемпионатах Европы она обычно занимает места в конце первой десятки.

Система отбора на ОИ-2024 выглядит так. Из 12 квот одну получит Франция как страна-хозяйка. Ещё одна достанется победителю Мировой лиги сезона-2023, две – лучшим командам по итогам мирового первенства того же года. Следующие пять квот будут разыграны на континентальных турнирах. Наконец, три последние обретут своих владельцев по завершении мировой квалификации, которая запланирована на январь 2024-го.

Если быть реалистами, то единственный для казахстанских ватерполистов шанс отобраться на Олимпиаду будет на азиатском турнире. Именно они и японцы считаются главными фаворитами в борьбе за единственную путёвку на ОИ, хотя нужно держать в уме и китайцев, а также – в несколько меньшей степени – иранцев с южными корейцами. В предыдущее десятилетие наша команда на главных соревнованиях Жёлтого континента обычно побеждала конкурентов. Например, она выиграла все три последние Азиады – в 2010-м, 2014-и и 2018-м. Кстати, благодаря победе в 2018-м и была завоёвана путевка на ОИ-2020, поскольку отдельный отборочный турнир пришлось отменить из-за нагрянувшей пандемии.

Однако на самой Олимпиаде сборная Казахстана смотрелась хуже, чем японская, которая как хозяйка тех Игр получила гарантированную квоту и, выступая в другой группе, оказывала сильнейшим командам мира более достойное сопротивление, чем наша. А в начале июля прошлого года в рамках Мировой лиги состоялся их очный поединок, а котором казахстанцы проиграли японцам с довольно большой разницей в счёте – 10:17. Правда, перед четвёртым, заключительным, периодом они уступали лишь один мяч, но затем их игра полностью разладилась. Как бы то ни было на азиатском отборочном турнире главными фаворитами, скорее, будут ватерполисты из Страны восходящего солнца. Но мы, конечно, надеемся на лучшее.

В женском водном поло лучшей командой на континенте является китайская, победительница всех последних Азиад. О её потенциале говорит хотя бы то, что год назад на ОИ она выиграла у будущего бронзового призёра сборной Венгрии. Именно китаянки являются главными претендентками на завоевание единственной квоты, выделенной Азии. Существует и такой вариант, при котором они отберутся на Олимпиаду через Мировую лигу или чемпионат мира, и тогда азиатскую путёвку могут разыграть команды Казахстана и Японии. Но вероятность такого расклада невелика – вряд ли сильнейшие сборные (США, Испания, Австралия, Нидерланды, Венгрия) допустят такое. Тем более что женщины на этих двух мировых турнирах разыграют не три квоты, как мужчины, а лишь две, и в сумме им выделено не 12 квот, а только 10.

Волейбол: его величество рейтинг

В этом виде спорта теперь, в отличие от предыдущих олимпийских циклов, не будет континентальных отборочных турниров, что ещё больше снижает и без того невысокие шансы наших волейболисток. Из 11 разыгрываемых женских квот (12-ю получила Франция) шесть достанутся лучшим командам мирового квалификационного турнира, который пройдет осенью следующего года, а оставшиеся пять распределят согласно рейтингу по состоянию на начало июня 2024-го. Аналогично у мужчин.

В текущем рейтинг-листе женская сборная Казахстана занимает 36-е место. Возможность улучшить свои позиции она получит на чемпионате мира, запланированном на сентябрь-октябрь нынешнего года (он проводится раз в четырёхлетие). По его итогам команды, которые окажутся в топ-24, будут допущены к участию в мировой квалификации. Попасть в их число, то есть подняться на 12 строчек, – очень сложная задача для наших девушек. Чтобы решить её, им надо на чемпионате мира, как минимум, занять в своей группе место не ниже 4-го и выйти в плэй-офф. Между тем, все пять команд-соперниц по секстету располагаются в рейтинге выше.

Впрочем, даже если волейболистки Казахстана попадут на мировой квалификационный турнир 2023 года, то там им будет крайне тяжело на что-то рассчитывать. Можно вспомнить, что в предыдущем олимпийском цикле на аналогичном турнире, который, правда, проводился в несколько ином формате, они проиграли во всех своих матчах.

На втором этапе олимпийского отбора, как уже сказано выше, состоится распределение оставшихся пяти квот согласно мировому рейтингу по состоянию на 7 июня 2024 года. В первую очередь их получат по одной лучшей команде с тех континентов, которые к тому времени не будут иметь путёвок. Азии это вряд ли грозит, да и если случится такое, то, скорее всего, квота достанется сборной Китая (3-я в текущем рейтинге) или Японии (9-я). Значит, нашим волейболисткам, чтобы получить право поехать в Париж, за оставшиеся два года нужно подняться в «мировой табели о рангах» с нынешней 36-й позиции где-то на 11-13-ю. В это верится очень слабо.

О шансах мужской команды Казахстана можно судить по тому, что в текущем рейтинге она идёт 60-й, а среди азиатских сборных – лишь 9-й. Континентальная квота, скорее всего, достанется либо Ирану, либо Японии.

Гандбол и баскетбол: почти из области фантастики

Мужской гандбол в нашей стране, конечно, существует, но национальной сборной, можно сказать, нет. Во всяком случае, она не участвует даже в чемпионатах Азии, в отличие, например, от узбекской команды, которая на последнем таком первенстве, состоявшемся в январе нынешнего года, заняла 8-е место (из 16).

А вот женский гандбол Казахстана является вполне конкурентоспособным на азиатском уровне, и наши девушки попытают счастья в борьбе за олимпийскую путёвку. Прежде всего, на континентальном отборочном турнире – он запланирован на осень следующего года, и на нём будет разыграна одна квота. Но завоевать её в соперничестве с южными кореянками, сильнейшими в Азии, а также добившимися заметного прогресса в последнее время японками будет чрезвычайно сложно. Есть ещё крепкие сборные Китая и КНДР. Правда, северные кореянки вполне могут и не приехать. По итогам этого турнира лучшая команда получит право поехать в Париж, а вторая и, возможно, третья – возможность принять участие в мировой квалификации, где двенадцать сборных со всех континентов поборются за шесть последних квот. Но там безусловными фаворитами будут европейские команды – достаточно сказать, что в конце прошлого года на чемпионате мира девять из них попали в топ-10.

В казахстанском баскетболе ситуация прямо противоположная: есть относительно неплохая мужская дружина и довольно слабая женская, которая выступает лишь во втором дивизионе чемпионата Азии. Впрочем, и для мужской завоевание олимпийской путёвки – это что-то из области фантастики. Да, три месяца назад в рамках отборочного турнира к мировому первенству она сенсационно выиграла у команды Ирана, едва ли не сильнейшей на континенте, причём в Тегеране (73:69), но это, скорее, эпизод.

Интересно, что континентальные квоты (всего их 7, из которых Америка и Европа получат по две, а Азия, Африка и Океания – по одной) будут разыграны на чемпионате мира 2023 года. У сборной Казахстана есть определённые шансы попасть в число 32-х команд-участниц ЧМ, тем более что она показывает хорошие результаты в отборочном турнире к нему, но превзойти на этом первенстве всех других представителей Азии – это почти из области фантастики. Те же иранцы, корейцы, китайцы, филиппинцы, японцы в последние годы обычно выступали гораздо лучше, чем наши баскетболисты. А в мировой квалификации, по итогам которого будут распределены оставшиеся четыре путёвки (12-я достанется Франции), азиатам вряд ли что-то светит.

Регби-7: призрачные надежды

Для нашей женской команды по регби-7 ключевым этапом отбора тоже станет азиатская квалификация, которая состоится в следующем году (точные сроки пока не определены). Причём ей придётся ещё сложнее, чем в прошлом олимпийском цикле, поскольку среди соперниц казахстанских регбисток будут не только китаянки, завоевавшие тогда единственную чисто азиатскую квоту, но и японки, которые на сей раз будут бороться за путёвку на Игры в равных со всеми условиях. А сборные Китая и Японии – сильнейшие на Жёлтом континенте.

Кстати, они же заняли первые два места на Азиаде-2018. Тогда наши девушки дважды встретились с японками, на групповом этапе и в полуфинале, и оба раза проиграли – 21:31 и 12:26. А в прошлом году на турнире Азиатской серии они потерпели поражения и от японок – 7:21, и от китаянок в полуфинале – 19:24, после чего в матче за «бронзу» уступили ещё и девушкам из Гонконга – 10:12.

Приведённые результаты вряд ли говорят в пользу шансов казахстанской команды. Но сражаться она, конечно, будет. Не только за победу на континентальном отборочном турнире, но и за то, чтобы попасть в топ-3, что даст возможность поехать на заключительный (мировой) этап квалификации, который состоится в июне 2024-го и на котором будет разыграна последняя олимпийская квота.

В мужском регби наши позиции слабее. К тому же в нём уровень конкуренции на Жёлтом континенте выше, чем в женском, больше сильных соперников – сборные Японии, Гонконга, Южной Кореи, Китая, Филиппин. Соответственно вероятность завоевания казахстанцами путёвки в Париж крайне мала.

И в заключение следует сказать о том, что одна квота, добытая в любом из командных игровых видов спорта, увеличит количественный состав национальной атлетической делегации на летних Играх, как минимум, на 12 человек. Именно столько спортсменов войдут в состав каждой олимпийской сборной по баскетболу, волейболу, водному поло и регби-7, а в гандбольной команде их должно быть ещё больше – 14.