Тяжёлая атлетика – вид спорта, который на протяжении двух последних десятилетий был вторым главным, после бокса, «поставщиком» олимпийских наград для Казахстана. Правда, немалую их часть МОК отобрал вследствие допинговых разоблачений. В частности, он аннулировал все шесть золотых медалей, полученных сборной РК на летних Играх 2008-го, 2012-го и 2016-го. А теперь, похоже, всё идёт к тому, что наших штангистов вообще не будет на Олимпиаде.
Урок не впрок
После того, как семь лет назад были обнародовало результаты перепроверки проб, взятых у тяжелоатлетов на ОИ 2008-го и 2012-го (тогда, напомним, Илья Ильин, Светлана Подобедова, Майя Манеза и Зульфия Чиншанло лишились статуса олимпийских чемпионов, а ещё нескольким нашим штангистам пришлось вернуть серебряные и бронзовые медали), казахстанская федерация подверглась санкциям. Сборную РК отстранили от участия в чемпионате мира 2017-го, а в отборочной кампании к Олимпиаде в Токио ей позволили бороться лишь за две квоты – одну мужскую и одну женскую.
Но, видимо, тот урок не пошёл впрок, и в новом олимпийском цикле отечественную тяжёлую атлетику продолжают сотрясать допинговые скандалы. В прошлом году на применении запрещённых веществ попались десять представителей этого вида спорта, в том числе несколько очень известных. Это бронзовый призёр ОИ-2020 Игорь Сон, серебряный медалист юниорского ЧМ-2021 Алексей Дроздов, чемпионы мира среди юношей Руфина Чалкарова и Рахат Бекболат (последний стал сильнейшим на планете и среди юниоров). Первого дисквалифицировали на восемь лет, и хотя на тот момент ему было всего 23, он вряд ли сможет вернуться в большой спорт. Остальные получили «бан» на три-четыре года.
К слову, Бекболату, которому сейчас лишь 20 лет, принадлежат мировые юношеские рекорды в толчке и в сумме обоих упражнений (соответственно 213 и 386 кг) в олимпийской весовой категории до 102 кг – их он установил два года назад. Его называли восходящей «звездой», он готовился к дебютному для себя взрослому чемпионату мира, на котором от него ждали если не медали, то очень высокого места. Однако за месяц до начала ЧМ в ходе так называемого внесоревновательного контроля во взятой у него пробе обнаружили метандиенон – анаболический стероид, применяемый для увеличения мышечной массы и уже давно внесённый в список запрещённых.
В этой же категории у нас есть ещё один атлет, как считалось, с очень большим потенциалом – 22-летний Нургиса Адилетулы. В мае нынешнего года он выиграл чемпионат Азии, прошедший в Южной Корее, набрав в сумме ровно 400 кг. С таким результатом Нургиса завоевал бы «золото» прошлогоднего взрослого мирового первенства (тогда он выступал в более лёгком весе до 96 кг и получил «серебро»). Этот успех позволил ему возглавить олимпийский рейтинг, согласно которому будет осуществляться отбор на ОИ в Париж, в категории до 102 кг. Однако недавно Международное тестинговое агентство (ITA), курируемое Всемирным антидопинговым агентством и Международным олимпийским комитетом, уведомило казахстанскую федерацию тяжёлой атлетики о том, что пробы, взятые у Адилетулы и нескольких других наших спортсменов после их выступлений на чемпионате Азии, дали положительные результаты.
Другие – это Арли Чонтей, Артём Антропов, Андас Самарканов, Любовь Ковальчук. Первый из названных штангистов два года назад стал чемпионом мира. Впрочем, ему уже за 30, но главное – он выступает в самой лёгкой весовой категории, которая не является олимпийской, а отобраться на ОИ в более тяжёлой, до 61 кг, он вряд ли сможет. Другое дело Антропов: 23-летний казахстанец, заявленный на прошлогодний ЧМ в весе до 102 кг, поднял там больше всех в толчке, и лишь неудача в рывке помешала ему стать призёром в сумме. А майский чемпионат Азии он завершил 2-м в категории до 109 кг, уступив только знаменитому узбеку Руслану Нурудинову, в прошлом главному сопернику Ильи Ильина. «Бронза» здесь досталась Самарканову, ещё одному казахстанцу, которого ITA уличило в нарушении антидопингового законодательства. Наконец, что касается Ковальчук, то она занимает в олимпийском рейтинге самое высокое место среди наших девушек.
Чуть раньше уже Казахстанский национальный антидопинговый центр уведомил федерацию о положительных результатах проб, взятых во внесоревновательный период у четырёх штангистов сборной РК – Алексея Чуркина, Дениса Полубояринова, Алины Колиушко и Екатерины Алякиной. Кстати, все четверо тоже ездили на майский чемпионат Азии. В этом квартете выделяется 18-летний Чуркин, который, несмотря на свой юный возраст, имеет уже несколько титулов на взрослом уровне, а главный из них – бронзовый призёр чемпионата мира прошлого года в категории до 73 кг. Тогда он набрал в сумме 343 кг, что позволило ему подняться в олимпийском рейтинге на высокую 4-ю позицию и получить отличные шансы на завоевание путёвки в Париж. Однако теперь Чуркину, как и другим названным штангистам, вряд ли стоит надеяться на участие в летних Играх. Конечно, окончательного решения по ним ещё не принято, но, судя по предыдущим аналогичным историям, их дисквалификация – лишь дело времени.
Надеяться почти не на кого
Такое количество спортсменов, уличённых (хотя пока, до вынесения вердикта, правильнее будет сказать: заподозренных) в применении запрещённых препаратов, – уже более чем веское основание для того, чтобы оставить всех казахстанских штангистов за бортом ОИ. Ведь, согласно действующему положению, достаточно трёх фактов нарушения антидопинговых правил в ходе предолимпийского цикла, чтобы либо ограничить количество квот для провинившейся сборной, либо вовсе зажечь перед ней красный свет. Но даже если наказание будет мягким, шансы на то, что хотя бы один-два наших штангиста окажутся в числе участников летних Игр, представляются минимальными.
Сейчас в тяжёлой атлетике осталось всего 10 олимпийских весовых категорий (пять мужских и пять женских) – на четыре меньше, чем было на ОИ-2020. Существенно сократилось и количество квот, выделенных этому виду спорта, – в общей сложности 120 вместо 196 в предыдущем цикле. Из них 100, или по десять в каждой весовой категории, будут распределены согласно олимпийскому рейтингу, 10 достанутся представителям пяти континентов (тоже с учётом их позиций в рейтинге), 4 получит Франция как страна-хозяйка. Наконец, обладателей последних 6 лицензий определит трехсторонняя комиссия, состоящая из делегатов от МОК, Международной федерации тяжёлой атлетики (IWF) и оргкомитета Олимпиады. При этом в каждом весе от страны на ОИ может поехать только один спортсмен или спортсменка.
Как видим, чтобы отобраться в Париж, штангисту нужно попасть в топ-10 в своей категории. При определённых условиях лицензии могут получить и те, кто занял места чуть ниже, но это если очень повезёт. Соревнований, результаты которых будут учитываться при формировании олимпийского рейтинга, немного. Примерно половина их уже позади: прошлогоднее мировое первенство, чемпионаты континентов нынешнего года и турнир «Гран-при», состоявшийся месяц назад в Гаване. А вот список тех соревнований, которые ещё предстоят: ЧМ-2023, который пройдёт в первой половине сентября в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), декабрьский «Гран-при» в Катаре, чемпионаты континентов, запланированные на январь-февраль следующего года, и апрельский Кубок мира в Таиланде.
Если бы отбор на Олимпиаду осуществлялся по состоянию на сегодня и без учёта санкций, которые наверняка последуют в отношении попавшихся на применении допинга, то в Париж поехали бы Чуркин (№4 в весе до 73 кг) и Адилетулы (№1 в весе до 102 кг). К ним следует добавить Ковальчук: она занимает 11-ю позицию в супертяжёлой категории (свыше 81 кг), но выше неё, помимо прочих, располагаются две соперницы из Южной Кореи и три из США, а значит, за вычетом сверхлимитных (напомним правило – не больше одной от страны) она будет 8-й. Близко к топ-10, опять же если вычесть «лишних», находятся также Сергей Петрович и Антропов, которые идут 12-ми в категориях соответственно до 89 кг и свыше 102 кг.
Но для Адилетулы, Чуркина, Антропова и Ковальчук нынешний олимпийский цикл, скорее всего, уже закончился, причём бесславно. Остаётся только Петрович, которому ещё нужно доказывать свои притязания на олимпийскую лицензию. Плюс Айсамал Сансызбаева: она занимает 18-е место среди женщин-супертяжей (а если не считать вторые-третьи номера некоторых других сборных и ждущую решения своей участи Ковальчук, то 12-е). Во всех же остальных восьми весовых категориях – и мужских, и женских – казахстанцы располагаются очень далеко от топ-10.
Да, есть ещё опытные Денис Уланов и Карина Горичева, бронзовые медалисты ОИ-2016, которые включены в заявку на чемпионат мира, стартующий 2 сентября. Но они уже давно не показывали сколько-нибудь серьёзные результаты. Скажем, Уланов семь лет назад на летних Играх поднял в сумме 390 кг, с которыми сейчас был бы одним из мировых лидеров в весе до 89 кг, однако на прошлогоднем ЧМ осилил лишь 345 кг и занял 17-е место. В олимпийском рейтинге он идёт всего-то 38-м. Горичева на недавнем чемпионате Азии набрала в сумме всего 192 кг, тогда как семь лет назад на ОИ показала результат совершенно другого уровня – 243 кг.
Непонятно, куда исчезли титулованная Зульфия Чиншанло (до 55 кг) и чемпионка Азии прошлого года в самом тяжёлом весе у женщин Айзада Муптильда, которая тогда уверенно выиграла в том числе у Ковальчук. Обе они фигурировали в первоначальной заявке нашей сборной на прошлогоднее мировое первенство, но потом их фамилии оказались вычеркнутыми. В списке потенциальных участников предстоящего чемпионата мира ни той, ни другой нет. А если они не поедут ЧМ, то точно не попадут на летние Игры в Париж – таковы правила.
Словом, олимпийские перспективы Казахстана в тяжёлой атлетике нельзя назвать иначе чем мрачными…