Противоречивые оценки напрашиваются при анализе результатов лицензионного мирового первенства, завершившегося в воскресенье в Белграде. С одной стороны, Казахстан получил первого в своей истории чемпиона мира по вольной борьбе и первого же обладателя «золота» вообще в этом виде спорта за последние 24 года. С другой, наши соотечественники сумели завоевать лишь две путёвки на Олимпиаду, которая состоится летом следующего года в Париже, – в четыре раза меньше, чем на аналогичном чемпионате 2019-го, когда разыгрывались квоты для участия в предыдущих летних Играх.
Вольная борьба: прогресс есть, но и слабых мест хватает
Если в греко-римской борьбе казахстанцы два десятка раз становились чемпионами мира (этот титул завоёвывали одиннадцать атлетов, в том числе четыре казахских палуана), то в вольной «золото», которого в столице Сербии был удостоен 19-летний Ризабек Айтмухан, стало первым за всё время участия наших спортсменов в мировых первенствах, включая советский период. К слову, на крупнейших международных соревнованиях в составе сборной СССР «вольников», родившихся в Казахстане, по сути, никогда не было – в ту эпоху этот вид борьбы у нас находился в тени греко-римской.
Да, Ризабек добыл награду высшей пробы в неолимпийской весовой категории, где уровень конкуренции был пониже, чем в тех, где разыгрывались путёвки на летние Игры в Париж. В одной компании с ним выступали ещё 23 участника, тогда как, например, в следующем весе (до 97 кг) – 35, а в более лёгком (до 86 кг), где первую и единственную лицензию нашей стране принёс Азамат Даулетбеков, – 48, или вдвое больше. Также понятно, что при формировании составов тренеры ведущих национальных сборных делали главную ставку на олимпийские категории, куда и заявляли своих сильнейших борцов. Тем не менее, достижение Ризабека дорогого стоит.
Призёром мирового первенства стал и уже упомянутый Даулетбеков, получивший «бронзу». Тем самым он повторил свой результат прошлого года, когда оказался единственным медалистом среди наших «вольников». А это уже показатель стабильности. Азамат, выступавший в самой конкурентной весовой категории, где собралось наибольшее количество участников, победил двух воспитанников знаменитой северокавказской школы борьбы: один из них, россиянин, приехал на ЧМ в статусе нейтрального атлета, второй представлял Бахрейн. А единственное своё поражение он потерпел в полуфинале от главного фаворита – американца Дэвида Тэйлора, олимпийского чемпиона и теперь трёхкратного чемпиона мира.
Две медали и 4-е место в неофициальном командном (очковом) зачёте после таких сильных борцовских держав, как США, Иран и Грузия, – хороший результат для нашей дружины. Правда, здесь не учтён результат сборной России, которая набрала 2-ю сумму очков (во всех видах спорта россияне отстранены от участия как в командном первенстве, так и в командном зачёте). Также следует сказать о том, что если на прошлогоднем ЧМ казахстанские «вольники» в сумме выиграли меньше схваток, чем проиграли, то теперь они добились положительного баланса – 18 против 15. А общий счёт всех проведённых ими в Белграде поединков – 141:113, тогда как год назад он был отрицательным – 82:110. Словом, прогресс налицо.
В то же время вряд ли может удовлетворить количество завоёванных казахстанцами путёвок в Париж – всего одна из шести возможных. Для сравнения: перед последней Олимпиадой на аналогичном ЧМ-2019 наши «вольники» добыли четыре. Да, тогда в каждой весовой категории на кону стояли шесть квот, а теперь – пять, но ведь в Белграде в топ-6, помимо Даулетбекова, попал лишь ещё один казахстанец – Мейрамбек Картбай (до 57 кг), который в решающей схватке проиграл. По числу полученных лицензий сборная РК оказалась ближе к концу первой десятки.
Среди тех, кто вёл спор за них, хуже других в нашей сборной выступили Адил Оспанов (до 65 кг) и боровшийся в самой тяжёлой категории Юсуп Батырмурзаев (до 120 кг). Правда, они имеют основания сетовать на неудачные для них результаты жеребьёвки. Алишер Ергали (до 97 кг), четыре года назад завоевавший путёвку на Олимпиаду, на сей раз занял 9-е место. Наконец, ещё одному казахстанцу, Нурхоже Кайпанову (до 74 кг), нужно было победить в утешительном раунде японца, чтобы получить право на участие в поединке за лицензию, однако он потерпел поражение.
Греко-римская борьба: продолжаем сдавать позиции
Сборная Казахстана в этом виде борьбы поехала на ЧМ неполным составом – она не заявила никого в самом тяжёлом весе до 130 кг. Проблема с суперяжами возникла ещё несколько лет назад, когда завершил карьеру призёр мировых первенств Нурмахан Тыналиев. Перед последней Олимпиадой даже пришлось выставить на квалификационный турнир Георгия Цурцумия, который к тому времени отметил уже своё 40-летие и не участвовал в соревнованиях с 2008-го. А теперь, по сути, оказалось некого посылать на лицензионный чемпионат мира.
Таким образом, казахстанские «греко-римляне» боролись в девяти категориях и в пяти из них, помимо медалей, оспаривали олимпийские квоты. Никто так и не смог добраться до пьедестала почёта. Здесь стоит напомнить, что на десяти предыдущих чемпионатах мира наша сборная в этом виде борьбы лишь один раз, в 2014-м, осталась без наград, но тогда на ЧМ, который не был лицензионным, поехали вторые номера, а первые отправились на Азиаду. В нынешнем же году основная ставка была сделана на мировое первенство.
Только двое из девяти близко подобрались к призовым местам. Нурсултан Турсынов (до 87 кг), одержав три победы, в том числе над представителем Ирана, страны, являющейся одним из мировых лидеров в греко-римской борьбе, пробился в полуфинал, где в целом достойно противостоял будущему обладателю «золота» турку Али Чингизу, но уступил. А вот в поединке за «бронзу» с действующим олимпийским чемпионом украинцем Жаном Беленюком сразу же позволил сопернику провести несколько результативных действий. Впрочем, затем реабилитировался, выиграв у азербайджанца важную схватку за олимпийскую квоту. Так Турсынов стал единственным «греко-римлянином», принесшим нашей стране лицензию.
Неплохо начал турнир Демеу Жадраев (до 77 кг), но потом на его пути встали два армянских борца. В противостоянии за бронзовую медаль он не справился с Малхазом Амаяном, представлявшим Армению, а в сражении за 5-е место и последнюю в этой весовой категории путёвку на летние Игры проиграл Араму Варданяну, уроженцу и гражданину Узбекистана. В обоих случаях опытнейшему палуану, которому скоро исполнится 34 года, не хватило совсем немного.
Перед другим ветераном нашей сборной, пятикратным призёром мировых первенств Алматом Кебиспаевым (он на два года старше Жадраева) стояла задача добыть лицензию в весе до 67 кг. Однако он с ней не справился. Возможно, на его психологическое состояние негативно повлиял разразившийся недавно скандал: борца обвиняют в том, что в начале сентября возле одного из алматинских торгово-развлекательных центров он ударил мужчину – поводом послужила ссора их детей. Два остальных наших участника, оспаривавшие квоты, выступили откровенно неудачно. Впрочем, и те, кто боролся в неолимпийских категориях, ничем особенным не отметились.
А потому неудивительно, что в обшекомандном зачёте казахстанцы, набрав 30 очков, стали только 15-ми. Выше нас расположились и азербайджанцы, выигравшие этот зачёт, и кыргызы (у них вдвое больше баллов и 6-е место), и узбеки, и армяне, и грузины, и молдаване, и украинцы. Хотя когда-то наши «греко-римляне» были сильнейшими в СССР…
Женская борьба: очевидные признаки кризиса
Единственная медаль, бронзовая, 15-е место в общекомандном зачёте, ни одной путёвки на Олимпийские игры. Таковы неутешительные итоги соревнований для сборной Казахстана, хотя она была одной из восьми, выступавших максимально полными составами – десять спортсменок. Наши девушки заработали на всех 21 зачётное очко, тогда как, скажем, команды таких бывших советских республик, как Молдавия и Кыргызстан, где население соответственно в восемь и три раза меньше, записали в свой актив соответственно 58 и 47. Это несмотря на то, что каждая из них была представлена лишь в половине весовых категорий – пяти. Монголия с 80 баллами и вовсе попала в топ-3 вместе с Японией и США.
А единственная медаль женской сборной РК завоёвана в неолимпийском весе до 72 кг, где, как уже говорилось, уровень конкуренции был существенно ниже, чем там, где разыгрывались путёвки на ОИ-2024. Количество участниц в этой категории, включая нашу Жамилю Бакбергенову, составило 17. Тогда как в соседних, до 68 кг и до 76 кг, – соответственно 33 и 29. Как говорится, почувствуйте разницу. К слову, кыргызские девушки обе свои медали, золотую (Айсулуу Тыныбекова стала уже трёхкратной чемпионкой мира) и серебряную (Айпери Медеткызы), добыли в олимпийских весовых категориях.
Если на аналогичном лицензионном чемпионате мира, проходившем за год до летних Игр 2020-го, команда Казахстана завоевала две квоты, то на сей раз она осталась без ничего. Между тем, обладательницами путёвок в Париж стали 19 национальных сборных. Максимума возможного добились японки, которые досрочно получили право поехать на Олимпиаду во всех шести весах, по три лицензии добыли американки, по две – девушки из Кыргызстана, Монголии, Молдавии, Турции, по одной – представительницы 13 стран.
Из шести наших спортсменок, вступивших в спор за олимпийские квоты, только Елена Шалыгина (до 68 кг) близко подобралась к цели, заняв итоговое 8-е место. Она провела четыре схватки, в которых одержала две победы и потерпела два поражения – от будущих серебряной и бронзовой медалисток со счётом 2:4 и 2:3. То есть, проиграла, по сути, в равной борьбе. Но ей скоро, в декабре, исполнится уже 37 лет. «Звёздный» период в карьере годы Шалыгиной пришёлся на уже далёкие 2007-2010 годы, когда она завоевала медали Олимпиады, трижды становилась призёром мировых первенств, выиграла Азиатские игры. Потом Елена долго не выступала, но потом вернулась. Она, можно сказать, находится в уже критическом для женской борьбы возрасте.
Теперь что касается пяти других девушек, представлявших Казахстан в олимпийских весовых категориях. Четыре из них, Марал Танирбергенова (до 50 кг), Алтын Шагаева (до 53 кг), Айнур Ашимова (до 57 кг) и Инкара Жанатаева (до 76 кг), выбыли из турнирной сетки после первых же своих схваток, в которых они уступили своим соперницам. Пятая, Ирина Кузнецова (до 62 кг), стартовый поединок выиграла, однако в следующем потерпела неудачу, и на этом чемпионат для неё закончился.
К сожалению, не поехала на ЧМ – видимо, по состоянию здоровья – бронзовый призёр ОИ-2016 Эльмира Сыздыкова, лидер сборной Казахстана в самом тяжёлом весе. Впрочем, она возрастная, хотя и не в такой степени, как Шалыгина: ей исполнился 31 год. Единственная медалистка прошедшего ЧМ Жамиля Бакбергенова тоже далеко не юная. А молодых, которые бы смогли полноценно заменить ветеранов, за последние несколько лет в нашей стране так и не появилось. Вследствие отсутствия достойного резерва на начавшиеся Азиатские игры, где медали будут разыгрываться только в шести олимпийских категориях, пришлось заявлять не отошедших ещё от мирового первенства Бакбергенову (теперь ей придётся бороться с супертяжами), Шалыгину, Кузнецову.
Словом, можно говорить о серьёзном кризисе, переживаемом женской борьбой в нашей стране.