Одной из наиболее быстрорастущих отраслей в Казахстане является машиностроение. За первые две пятилетки индустриализации объем производства в этом секторе увеличился в четыре раза. Положительная динамика сохраняется и в третьей, рассчитанной на 2020-2025 годы. Причем наблюдается не только количественный рост, но и качественный: расширяется номенклатура, осваивается выпуск новых моделей, усиливается экспортный потенциал.

В числе основных центров отечественного машиностроения следует назвать Костанайскую область, где на предприятия этой отрасли в прошлом году пришлось 45,1 процента всего объема продукции, выпущенной обрабатывающей промышленностью.

Особо стоит выделить ТОО «СарыаркаАвтоПром». За период, начиная с 2010-го, с его конвейера сошло около 130 тысяч автомобилей. Из них почти 40 тысяч были выпушены в прошлом году – это примерно половина всех автотранспортных средств, собранных в Казахстане. В 2020-м предприятие освоило выпуск автомашин знаменитого бренда Chevrolet, и они быстро завоевали популярность, вошли в число лидеров по продажам в нашей стране. Весной нынешнего года был заключен договор с новым партнером «АвтоВАЗом», согласно которому «СарыаркаАвтоПром» приступит к сборке различных моделей автомашин Lada. Уже начат выпуск Lada Niva Travel, внедорожника, обладающего повышенной проходимостью. Кроме того, на предприятии собирают десятки моделей таких брендов, как Kia, JAC, MAN, Ankai, Yutong, УАЗ…  

Другой крупный игрок в машиностроительной отрасли – АО «Агромашхолдинг». Поначалу оно занималось выпуском узлов и агрегатов двигателей для сельскохозяйственной техники, но затем стало осваивать более крупное производство. Прежде всего, речь идет о линейке зерноуборочных комбайнов собственного бренда Essil («Есиль») – 730-й, 740-й, 750-й, 760-й модификаций, а также кормоуборочных комбайнах КСК-600 (самоходный) и КДП-3000 (прицепной). Кстати, на нынешний год запланирован выпуск первой партии роторных комбайнов Essil КЗС-790, более производительных и обеспечивающих сокращение потерь зерна при обмолоте. Кроме того, «Агромашхолдинг» выпускает сеялки, культиваторы, агрегаты для обработки почвы.

Следующим этапом стало производство тракторов. Два года назад, в 2019-м, совместно с китайской компанией LOVOL был налажен выпуск одноименных тракторов, опять же различных модификаций, мощностью от 35 до 130 лошадиных сил. В том же году с конвейера сошло 106 единиц такой техники, а в прошлом, несмотря на проблемы, связанные с пандемией,  – уже 364, или в три с половиной раза больше. В перспективе намечается довести ежегодное производство тракторов до трех тысяч, что позволит полностью обеспечить потребности республики и параллельно увеличить их поставки на экспорт.

В «Агромашхолдинге» планируют освоить выпуск и других видов сельскохозяйственной техники. В частности, речь идет о посевных комплексах знаменитого австрийского бренда PÖTTINGER, машинах и агрегатах для заготовки кормов и т.д. А еще ведется работа по локализации производства, для чего в нынешнем году создан локализационный центр площадью около 30 тысяч квадратных метров. Сюда намечается привлечь на льготных условиях предприятия малого и среднего бизнеса, которые будут изготавливать узлы и детали для выпускаемых комбайнов, тракторов и другой техники.

Также в Костанайской области собирают трактора известной российской марки «Кировец». Это производство было создано два года назад, в 2019-м, в партнерстве с Петербургским тракторным заводом, которому принадлежит данный бренд. В том же году предприятие выпустило первые сорок тракторов, а в следующем, 2020-м, – уже две с половиной сотни единиц. Уровень локализации на сегодня составляет 30 процентов, но на костанайском заводе собираются его наращивать. Например, сегодня там осваивают изготовление различных пластиковых деталей для «Кировца».