В Казахстане в очередях на социальное жилье состоят около 290 тысяч человек. До конца года его должны получить 14,5 тысяч казахстанцев из списка особо нуждающихся. О том, в рамках каких программ мечты о собственных квадратных метрах становятся реальностью, нам рассказали в Центре исследований прикладной экономики AERC.

- Права граждан, связанные с обеспечением жильем, реализуются в рамках Закона «О жилищных отношениях». Согласно статье 67 данного Закона, «жилища из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предоставляются в пользование нуждающимся в жилье гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим в данном населенном пункте». Что касается постановки на учет граждан в городах республиканского значения, столице, то для этого требуется постоянное проживание в них не менее трех лет.

Жилища из коммунального жилищного фонда или жилища, арендованные местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предоставляются в пользование нуждающимся в жилье и состоящим на учете гражданам РК, относящимся к таким категориям как ветераны Великой Отечественной войны; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетные семьи и др.

Количество последних, состоящих в очереди в период с 2011 года по настоящее время, составляет 83 016 человек. К слову, Законом предусмотрено сохранение очередности на получение жилья, в случае если в данной категории дети достигнут совершеннолетия. В настоящее время реализация жилья для них осуществляется в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер», предусматривающей различные механизмы доступности жилья.

При этом определяющим фактором является подтверждение доходов от трудовой или предпринимательской деятельности (без учета пенсионных отчислений, индивидуального подоходного налога и иных обязательных отчислений). Так, очередникам, имеющим доходы до одного прожиточного минимума на члена семьи, предоставляется арендное жилье без права выкупа (многодетные семьи, инвалиды 1 и 2 групп, семьи, имеющие детей-инвалидов, пенсионеры и др.).

Кроме того, реализуется программа «Бақытты отбасы», которая доступна очередникам категорий «многодетные, неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами», имеющим доходы до двух прожиточных минимумов. Очередники, имеющие доходы до 3,7 прожиточных минимумов, могут претендовать на кредитное жилье акиматов по программе «5-10-20» и «5-20-25» (многодетные семьи, бюджетники, госслужащие и иные категории). Для граждан с доходами свыше 3,1 прожиточных минимумов доступна программа «7-20-25» (многодетные, бюджетники, госслужащие, а также не состоящие в очередности граждане Республики Казахстан).

Имеющие доходы свыше пяти прожиточных минимумов могут воспользоваться существующими рыночными продуктами («Баспана-хит» от Народного банка, «Орда» от Казахстанской жилищной компании, «Свой дом» от Жилищного строительного сберегательного банка) для приобретения жилья на первичном и вторичном рынке. Более того, начиная с 2019 года, внедрена возможность получения гражданами жилищных сертификатов на покрытие части первоначального взноса при приобретении жилья в рамках программ «Нұрлы жер» и «7-20-25». Размер и перечень категорий получателей жилищных сертификатов определяются маслихатами.

Анализ действующего законодательства Казахстана, а также его международных обязательств показывает, что на сегодняшний день в стране на законодательном уровне созданы условия для реализации нуждающимися социально-экономических прав, предусмотрен комплекс мер их социальной поддержки. Вместе с тем их получение основано на заявительном характере, требований регистрации по месту жительства, а также объема финансирования соответствующего бюджета.