Мы продолжаем экспертную дискуссию на тему «Жаңа Қазақстан»: ожидания и реальность», в рамках которой уже выступили политологи, социологи и общественные деятели. Сегодня «эстафета» переходит к экономистам, которые поделятся своим видением идеального образа будущего страны (допустим, к 2030-му году, который рассматривается как некий рубежный), а главное – того, как этого достичь и что нам может помешать в осуществлении таких планов.
Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio:
«Казахстан засиделся на самой первой ступени эволюции экономики»
- Когда говорят о необходимости выбора некоего образа будущего Казахстана, то это выглядит как лукавство. Почему? Потому что в рамках капитализма и рыночной экономики все страны проходят одни и те же ступени развития, каждой из которых присущи свои обязательные условия в законодательстве, в налогово-бюджетной политике, в политическом устройстве, в плане открытости и т.д. Если же они не выполняют этих условий, то просто застревают на одной из ступеней экономического роста, что всегда становится поводом лишь для смены политиков на тех, кто кажется более соответствующим актуальным задачам развития страны. Конечно, это не значит, что можно игнорировать естественные социокультурные различия между странами – но они просто придают свою уникальную окраску каждому рассматриваемому кейсу, не делая их исключительными и не меняя общие принципы экономического развития.
Если оценивать нынешнее состояние Казахстана по градации, предложенной гарвардским профессором Майклом Портером, то станет очевидно, что наша страна лет на десять дольше, чем нужно, засиделась на самой первой ступени эволюции экономики, где главными драйверами роста являются дешевая рабочая сила и крупные запасы относительно дешевых полезных ископаемых. Как правило, низкий уровень добавленной стоимости производимой в стране продукции не подразумевает ни высоких доходов населения, ни высокой образованности, а государственная власть как выражение воли народа является очень слабой из-за тесной интеграции политиков с бизнесом.
К счастью, граждане Казахстана, как и граждане многих других стран, прошедших через данный этап, смогли аккумулировать достаточный капитал, чтобы предъявить своей власти требование о необходимости перехода на следующую ступень экономического развития. В свою очередь эта вторая ступень эволюции экономики базируется на эффективности производства, которая невозможна без государственной поддержки местных производителей, инвестиций в инфраструктуру, в том числе образовательную, а также льготных программ кредитования бизнеса. Если же государство не в состоянии обеспечить эффективное использование накопленных средств для достижения целей, то граждане уже высказывают резкое несогласие с такой властью, потому что именно она мешает прогрессу, повышению их уровня жизни и продвижению вперед.
Возможно, интуитивное понимание сложившейся ситуации гражданами РК стало главным триггером внутриполитической турбулентности в Казахстане в последние годы. И, возможно, именно поэтому президент страны Касым-Жомарт Токаев пытается как можно скорее провести реформы, которые бы привели законодательство, налогово-бюджетную политику, политическое устройство в соответствие с текущими задачами.
Если же задаться целью поймать некий «фотоснимок» Казахстана в 2030 году, то при позитивном сценарии это будет образ страны, где уже приступили к диверсификации экономики, где идет активное строительство обрабатывающих и производственных предприятий, где быстро развиваются логистика и транспортная инфраструктура, где осознали потребность в качественной образовательной инфраструктуре и приступили к созданию своей научной базы. Все это не может не вести к росту доходов, повышению общего уровня благосостояния, усилению желания граждан активнее участвовать в государственной жизни – не с целью пристроиться к «кормушке», а для того, чтобы реально влиять на положение дел на местах.
Правда, возможен такой сценарий только при достаточном уровне либерализации выборных механизмов, децентрализации государственных финансов и кардинальном повышении прозрачности работы местных чиновников. В той или иной мере все это пообещал сделать Касым-Жомарт Токаев в своем мартовском Послании народу. Будем надеяться, что у него все получится.
А тем, кто любит раздувать словесные баталии относительно идеологии, цивилизационного выбора Казахстана и прочих риторических вопросов, хочется сказать: когда у вас закатаны рукава, а работы непочатый край, то вся ваша философия сводится к тому, чтобы поскорее справиться со всем этим, и тогда любая помощь, особенно от соседей, будет восприниматься с радостью и желанием помочь в ответ.
Сергей Смирнов, экономист:
«Нам нужен не столько план действий, сколько толковые люди»
- В таких случаях я вспоминаю песенку Фарзали-бека из фильма «Не бойся, я с тобой!», где есть такие слова: «Но с порога молвил строго я: все менять, основ не трогая. В остальном война отсталому, древнему и бестолковому, чтобы с этих пор по-новому, оставалось все по-старому». Вот это прямо про наших чиновников, которые в основном заняты тем, что придумывают похожие друг на друга реформы, но реализовать толком их не могут, да и не хотят. Вряд ли с такими кадрами нам удастся построить что-то новое - никакого оптимизма они не внушают.
Посмотрите на «обновленное» правительство – там ведь почти нет свежих лиц. Люди просто перешли со второго уровня на первый, а костяк остался прежним. Именно его руками когда-то и писались все эти провальные стратегии и программы развития, которые завели страну в тупик. То же самое они пытаются делать сейчас уже в рамках «Жаңа Қазақстан». Фигур, способных претендовать на национальное лидерство, предложить действительно новое видение экономического, политического развития страны, среди них нет...
Один из ярких примеров – идея Нурсултана Назарбаева о формировании «общества всеобщего труда». Похоже, данный проект продавил кто-то из его окружения, поскольку бывший коммунист, выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС не мог не понимать, что в «рыночном» Казахстане осуществить такое в принципе невозможно. Тогда я работал в Институте политических решений, и, помню, мы писали «наверх» аналитические записки, в которых обосновывали бессмысленность этой затеи. Благо, ее быстро спустили на тормозах. Но ведь было много других, которые не удалось вовремя остановить и на которые страна потратила уйму времени, сил и средств.
В чем проблема наших управленцев? В том, что они не проходили все ступени карьерной лестницы, как, к примеру, в СССР, - от начальника смены до замминистра и министра. Сейчас этот путь куда короче – получил зарубежный диплом, и можно сразу в кресло начальника департамента. При этом мало кто из них понимает, как функционирует производство, и тем более может предложить адекватные решения по его улучшению. Если они и приходят на какое-нибудь предприятие, то как на экскурсию. Никаких качественных реформ и строительства «второй республики» в таких условиях ожидать не приходится. Вновь все заболтают, и «Жаңа Қазақстан» пополнит те груды стратегий и программ, которыми и так забиты шкафы министерств и ведомств.
На мой взгляд, первоочередной задачей сейчас является не столько сам план действий, сколько поиск толковых людей, способных не только генерировать здравые идеи, но и, главное, грамотно их реализовывать. А учитывая, что таковых в стране надо искать «днем с огнем», то стоило бы начать их готовить, то есть вплотную заняться повышением качества образования и науки. Процесс этот, разумеется, не быстрый – на него потребуются годы, а то и десятилетия. Но это единственно верный путь к «Жаңа Қазақстан». Ведь, как и прежде, кадры решают все!
Расул Рысмамбетов, финансист:
«Главное сейчас – выбрать правильное направление и не сбиваться с него»
- Проблема в том, что наша экономика стала напоминать заядлого наркомана. Последние десять лет она плотно сидела на нефтяной игле, практически не зарабатывая деньги, а лишь растрачивая бюджет. Поэтому ключевая наша задача – добиться того, чтобы любые средства государства приносили ему доход, кроме социальной помощи нуждающимся.
Соответственно для меня как финансиста «Жаңа Қазақстан» – это, во-первых, прозрачные и логичные траты бюджета. Во-вторых, разумное использование и пополнение Национального фонда. В-третьих, государственные инвестиции только в понятные и рентабельные проекты. В-четвертых, полный отказ от мега-мероприятий типа ЭКСПО и Туркестана (хотя бы до лучших времен). В-пятых, уход от госкапитализма. В-шестых, адекватное обеспечение бизнес-инфраструктуры. Ну и, в-седьмых, независимое от центра экономическое развитие регионов. Акиматам и маслихатам необходимо дать достаточно свободы, чтобы они самостоятельно предлагали проекты и реализовывали их, не дожидаясь указаний и поддержки сверху.
Понятно, что нам предстоит долгая дорога. Главное сейчас – выбрать правильное направление и не сбиваться с него. Если все пойдет по плану, то к 2030 году мы только начнем выходить из того тупика, в который сами себя загоняли все эти тридцать лет. Будет сложно, но легких путей в нашем случае и не может быть. При этом не рекомендую повторять опыт других стран, насколько бы успешными они ни были. У нас совершенно другие условия, и то, что подошло идеально, к примеру, Швейцарии или США, для Казахстана может иметь негативные последствия.
Лично я вижу в будущем Казахстан страной, которая объединяет абсолютно разные, но при этом экономически свободные и сильные регионы. Где чиновники полностью подотчетны народу. Где граждане доверяют государству, а государство может положиться на своих граждан. Где каждый уверен, что если трудиться, то будет жить в достатке. Где поднять бизнес можно с нуля. Где акимы ведут себя не как хозяева, а как наемные работники, регулярно отчитываясь за свою работу, а не раз в год в рамках отчетных встреч и только для избранных. Где доходы от продажи нефти тратятся на повышение качества жизни казахстанцев, а не идут в карманы и без того богатых граждан. Вот тот идеальный «Жаңа Қазақстан», к которому мы должны стремиться.