Национальный банк планирует по-новому управлять активами Национального фонда. Объявленная задача-максимум – повысить доходность копилки с нефтяными сверхдоходами и практически вдвое увеличить размер накоплений. Намерение, безусловно, похвальное и амбициозное, но реалистичное ли, если учесть высокую турбулентность в экономике? Порассуждать на эту тему мы попросили аналитика компании Esperio Нурбека ИСКАКОВА.

- Нацбанк Казахстана разработал Концепцию по управлению активами Национального фонда РК до 2030 года. Документ устанавливает принцип долгосрочного инвестирования средств Нацфонда, позволяющий комбинировать рисковые и защитные классы активов. С этой целью доли сберегательного портфеля были распределены следующим образом: 60% облигаций, 30% акций, до 5% альтернативных инструментов и до 5% золота. Сообщается, что новый механизм распределения также предполагает диверсификацию портфеля на государственные облигации развитых стран, корпоративные облигации и государственные облигации развивающихся стран. Нацбанк заявляет, что таким образом он собирается повысить доходности «фонда будущих поколений». Но насколько эта задача в текущих условиях, в принципе, реализуема, и действительно ли новые подходы, заложенные в концепции, будут этому способствовать?

- Экспертное сообщество, да и само государство уже неоднократно выражало скепсис в отношении результатов управления средствами Национального фонда Казахстана. Проблемы косвенно признавали и в Нацбанке, но лишь как логичное следствие стратегии и принципов управления фондом, сформированных сразу после мирового кризиса 2008-2009 годов, когда сохранность средств была первостепенной задачей.

Естественно, что схожие иностранные госфонды, стратегия которых базировалось на более сбалансированном соотношении сохранности средств и доходности, на дистанции показали гораздо более высокие результаты. Например, Норвежский нефтяной фонд (старое название), считающийся эталонным среди такого рода институтов, демонстрировал среднюю годовую доходность около 6,1%, в то время как Нацфонд РК – только 3%.

Основная причина столь существенной разницы заключается в различиях принятой структуры инвестиционного портфеля. Если Казахстан вкладывал 80% средств в облигации развитых стран и 20% в акции, то в норвежском фонде около 68% средств размещалось в акциях, еще 28% в облигациях, 3% в недвижимости и в золоте, а также до 1,0% в ESG-инвестициях.

Новая структура инвестиционного портфеля Нацфонда РК представляет собой шаг в направлении норвежского бенчмарка. Она подразумевает размещение 60% средств в облигациях, 30% в акциях, 5% в золоте и еще 5% в ESG-проектах. Таким образом Нацбанк планирует увеличить среднегодовую доходность фонда на один процентный пункт – с 3 до 4%.

Для запланированного перераспределения это очень амбициозная цель, достижение которой пока видится маловероятным. Более реалистичный прирост среднегодовой доходности инвестиционного портфеля Национального фонда можно оценить в 0,6 п.п. - с 3% годовых до 3,6%. Для большей доходности придется либо увеличивать долю инвестиций в акции, либо ждать, когда эффект от рекапитализации начнет давать дополнительный прирост доходности.

- Но одной амбициозной целью Нацбанк не ограничился. Финрегулятор сообщил о намерении накопить в Нацфонде к 2030 году $100 млрд. Как эта цель согласуется с тем положением, в котором находится казахстанская экономика? Не лучше ли направлять аккумулируемые в Национальном фонде средства на развитие реального сектора?

- Цель в $100 млрд. действительно представляется слишком высокой для столь короткого срока. При текущем размере накоплений Нацфонда РК в $58,4 млрд. необходимо будет пополнять его ежегодно на $6 млрд. Инвестиционная составляющая фонда даже при условии достижения планируемой доходности в 4% годовых в течение семи лет может дать только $2 млрд. ежегодного прироста. Но где взять еще $4 млрд. в год, учитывая значительные расходы республиканского бюджета, непонятно. Всё-таки из-за бюджетного фактора накопления Нацфонда РК за последние 10-11 лет сократились с $77,4 млрд. до $58,4 млрд. А для достижения заявленной цели в $100 млрд. к 2030 году динамику капитала госфонда необходимо изменить кардинально.

Что же касается альтернативных способов использования нефтяных сверхдоходов, то они возможны, но лишь при масштабной индустриализации. В остальных случаях, как показывает общемировая практика, вливание этих средств в свою экономику обычно приводит к завышению курса национальной валюты, к потере конкурентоспособности отечественных несырьевых товаров на международном рынке и к отставанию в экономическом развитии, то есть, к так называемой «голландской болезни». К тому же экспортно-сырьевая экономика в период циклического падения мировой экономики и цен на сырье нуждается в стабилизационном фонде, с помощью которого проводятся контрциклическая фискальная политика и дофинансирование госбюджета, пока сырьевые доходы страны не восстановятся.

- Каким образом новые подходы, закладываемые в концепции, могут отразиться на проекте «Нацфонд – детям»?

- Если учесть, что на выплаты в рамках программы «Нацфонд – детям» планируется направлять 50% от инвестиционного дохода Национального фонда, то увеличение доходности его портфеля будет автоматически вести и к увеличению размера выплат. То есть, при расчетной величине ежегодной выплаты на ребенка в $150-160 благодаря планируемому увеличению среднегодовой доходности средств Нацфонда на 1,0 п.п. до 4%, размер выплаты может увеличиться до $190-200.