В казахстанском парламенте заседает немало бывших журналистов. А в этой профессии заняты преимущественно люди с универсальными и в то же время поверхностными знаниями: они обо всем имеют и представление, и суждение, но мало в чем глубоко разбираются. Наши коллеги, ставшие сенаторами и мажилисменами, в этом смысле не являются исключением. Но им же надо же как-то заявлять о себе, доказывать, что они недаром едят тяжелый депутатский хлеб. И здесь палочкой-выручалочкой становятся беспроигрышные темы, касающиеся нравственности, патриотизма, национальных ценностей и прочих малоконкретных, но высоких материй, в которых к тому же знатоками считают себя буквально все.

Можно ли внедрить любовь к Отечеству?

Совсем недавно, в начале ноября, сенатор Дана Нуржигит, заработавшая известность как телевизионная ведущая, выступила с депутатским запросом на имя премьер-министра РК Аскара Мамина. Под обращением фигурируют фамилии еще пяти депутатов верхней палаты, включая бывшего министра культуры и информации Мухтара Кул-Мухаммеда, космонавта Талгата Мусабаева и других. Но, судя по тому, что озвучила его Дана Омирбаевна и что текст заканчивается словом «сұраймын» («прошу»), то есть в единственном числе, именно она была закопёрщиком, а остальные только поддержали.

О чем идет речь в запросе? О важности патриотического воспитания подрастающего поколения. Причем сенатор считает необходимым ни много ни мало «жеке заң әзірлеу мүмкіндігін қарастыру», то есть рассмотреть возможность разработки отдельного закона. Не программы, не концепции, а именно закона. Если это случится, то Казахстан, вероятно, станет первой в мире страной, законодательно регулирующей вопросы патриотического воспитания. Впрочем, можно допустить, что кое-где авторитарные режимы уже пытаются таким образом «заставить Родину любить» либо обязать государственные и иные организации внедрять «любовь» к Отечеству. Поднимать страну, делать ее такой, чтобы граждане сами начали испытывать чувство гордости от принадлежности к ней, проявлять готовность в случае чего встать на ее защиту, – это долго и муторно. Куда проще принять закон.

Между прочим, в соседней России несколько лет назад, когда ее информационно-пропагандистская война с Западом достигла апогея (период насаждения «духовных скреп», усиления борьбы с «тлетворным влиянием», ужесточения норм в отношении «иностранных агентов» и тех, кто «клевещет» на героическое прошлое), группа депутатов Государственной Думы подготовила законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Но даже сегодняшним властям России хватило трезвомыслия для понимания того, что такой вопрос не стоит переводить в правовую плоскость.

Единственное, на что они пошли, – так это на внесение в раздел «Воспитание» закона «Об образовании» дополнения в виде фразы: «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества». И касается эта норма, принятая в августе прошлого года, только образовательных учреждений.

Тогда как Дана Нуржигит в своем запросе утверждает: «Бұл мәселе заңдық негізде барлық мемлекеттік органдарға міндеттелуі тиіс». То есть, что нужно законодательно обязать все государственные органы заниматься этим вопросом (патриотическим воспитанием прим. авт.). Как она это видит, сказать сложно. Например, что должны делать ведомства, занимающиеся финансами, индустрией, сельским хозяйством и т.д.?

Кроме того, сенатор призывает утвердить правовые и организационные основы национального патриотического воспитания, создать межведомственную координационную комиссию, заключить меморандумы между акиматами и республиканским общественным движением «Жас Сарбаз» – ну как же без всех этих бюрократических штучек?

Если судить по информации на сайте парламента РК, данный запрос – второй в послужном списке Даны Омирбаевны за нынешний год. В первом сенатор высказала, мягко говоря, сомнительный тезис, что главным принципом в работе ТВ должны быть опора на национальные ценности и их пропаганда (откуда она это взяла?). После чего, основываясь на нем, выразила возмущение тем, что собственники телеканалов игнорируют этот принцип, и призвала законодательно обязать их давать в эфир только такие передачи, которые ему соответствуют. Сегодня комментировать тот запрос бывшей телеведущей нет необходимости – этой теме наше издание уже посвятило публикацию «Дане Нуржигит не дает покоя слава Мизулиной и Яровой?».

«Духовные скрепы» по-казахски

Чуть больше месяца назад два других депутата парламента из числа бывших журналистов тоже озаботились национальными ценностями, но уже применительно к семейным отношениям. Это некогда выпускник журфака МГУ, затем главный редактор газет «Оркен» и «Горизонт», а впоследствии занимавший пост министра культуры и информации Дархан Мынбай и бывший заместитель главного редактора журнала «Жастар Үні», позже двигавшийся по «комсомольской линии» (был лидером молодежного крыла партии «Нур Отан») Елнур Бейсенбаев. Мажилисмены направили вице-премьеру по социальным вопросам Ералы Тугжанову запрос, касающийся разводов.

Приведя официальную статистику, которая действительно свидетельствует о том, что значительная часть браков в нашей стране распадается, авторы обращения задались двумя вопросами. Первый – что мешает сохранению и поддержанию идущих из глубины веков традиций, связанных с крепостью семейных уз? Второй – правильно ли видеть причину большого количества разводов в социальной неустроенности? И сами же дали однозначный ответ на оба вопроса: по их мнению, корень проблемы заключается в том, как мы воспитываем молодежь.

Однако такой жанр, как депутатский запрос, требует не только констатации факта, но и внесения конкретных предложений. Именно по ним можно судить о том, насколько глубоко его авторы изучили тему, с каким количеством специалистов они консультировались, каков уровень их креативности. В нашем случае мажилисмены, похоже, особо всем этим не заморачивались, и в итоге получилось то, что получилось, – а именно очередное сотрясание воздуха.

От двух предложений из четырех, содержащихся в запросе, резко пахнуло нафталином. Одно звучит так: во всех учебных заведениях, включая высшие, ввести факультативы по разъяснению и пропаганде семейных ценностей, изучению положительного опыта – надо полагать, счастливых пар. Хотя, как утверждал классик, «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Второе: во всех организациях, независимо от форм собственности, организовать проведение конкурсов «Мерейлі отбасы», увеличить в СМИ и социальных сетях количество информации и видеоконтента, пропагандирующих семейные ценности.

Третье предложение какое-то туманное, неконкретное, к тому же имеющее отношение не столько к разводам, сколько к вопросу обеспечения жильем многодетных семей. А четвертое – крайне сомнительное. Депутаты предлагают увеличить срок, отводимый на примирение супругов, да и вообще сделать бракоразводный процесс для них долгим и затратным: мол, вдруг они раздумают? То есть, авторы запроса считают, что женщина должна продолжать жить в браке с, возможно, уже абсолютно опостылевшим мужем (или наоборот: мужчина с опостылевшей женой). А если у нее в это время появился другой вариант устройства личной жизни, и, возможно, в новом союзе она будет счастлива? Да и вообще, стоит ли государству жестко регулировать семейные отношения? Не лучше ли дать людям право самостоятельно решать проблемы, касающиеся их личной жизни?
Кстати, все предложения Мынбая и Бейсенбаева в тех или иных вариациях содержались в печальной памяти «Дорожной карте развития и поддержки семьи на 2019-2024 годы», разработанной недолго просуществовавшим Министерством общественного развития РК, которым руководил Дархан Калетаев. Где сейчас та дорожная карта, где то министерство и где Калетаев? И зачем два мажилисмена снова вытащили на свет божий все эти затхлые инициативы?

Другой дуэт в составе ярого поборника традиционных ценностей и известного морализатора Бекболата Тлеухана, а также примкнувшего к нему бывшего главного редактора газет «Қазақ әдебиеті» и «Ана тілі» Жанарбека Ашимжанова отметился в нынешнем году депутатским запросом по поводу марша феминисток, который прошел 8 марта, в день женского праздника. Нужно сказать, что в своем обращении к правительству они позволили себе довольно вольную трактовку лозунгов участниц шествия. Например, вполне невинный и со всех точек зрения справедливый (во всяком случае, для цивилизованных обществ, уважающих право личности) слоган «Моё тело – моё дело» авторы запроса преподнесли по-казахски как не очень пристойный «Менің жатырым - менің ережем» («жатыр» переводится как «матка»). Не понравился им и лозунг «Невестка – не рабыня».

Да и вообще для них феминизм – это из того же разряда, что ЛГБТ. Подобные марши и лозунги, считают они, – как удар топором под корень казахских устоев, казахского миропонимания. Где духовное возрождение, где наш национальный код? – вопрошают мажилисмены. По их словам, налицо целенаправленная атака на национальные ценности, на традиционный институт семьи. И потому они призвали дать оценку действиям акимата города Алматы, при «попустительстве» которого было проведено шествие феминисток, а заодно внести в законодательство нормы, препятствующие пропаганде чуждых нам ценностей.

На все упомянутые запросы правительство вполне ожидаемо ответило пространно, но расплывчато и неконкретно, не сказав ни «да», ни «нет», что следует понимать как вежливый «игнор» предложений, высказанных депутатами. Последних это, похоже, нисколько не расстроило – ведь на самом деле главной их целью была просто показная демонстрация своей активности и «патриотизма», как они его понимают…