В казахстанском парламенте заседает немало бывших журналистов. А в этой профессии заняты преимущественно люди с универсальными и в то же время поверхностными знаниями: они обо всем имеют и представление, и суждение, но мало в чем глубоко разбираются. Наши коллеги, ставшие сенаторами и мажилисменами, в этом смысле не являются исключением. Но им же надо же как-то заявлять о себе, доказывать, что они недаром едят тяжелый депутатский хлеб. И здесь палочкой-выручалочкой становятся беспроигрышные темы, касающиеся нравственности, патриотизма, национальных ценностей и прочих малоконкретных, но высоких материй, в которых к тому же знатоками считают себя буквально все.
Можно ли внедрить любовь к Отечеству?
Совсем недавно, в начале ноября, сенатор Дана Нуржигит, заработавшая известность как телевизионная ведущая, выступила с депутатским запросом на имя премьер-министра РК Аскара Мамина. Под обращением фигурируют фамилии еще пяти депутатов верхней палаты, включая бывшего министра культуры и информации Мухтара Кул-Мухаммеда, космонавта Талгата Мусабаева и других. Но, судя по тому, что озвучила его Дана Омирбаевна и что текст заканчивается словом «сұраймын» («прошу»), то есть в единственном числе, именно она была закопёрщиком, а остальные только поддержали.
О чем идет речь в запросе? О важности патриотического воспитания подрастающего поколения. Причем сенатор считает необходимым ни много ни мало «жеке заң әзірлеу мүмкіндігін қарастыру», то есть рассмотреть возможность разработки отдельного закона. Не программы, не концепции, а именно закона. Если это случится, то Казахстан, вероятно, станет первой в мире страной, законодательно регулирующей вопросы патриотического воспитания. Впрочем, можно допустить, что кое-где авторитарные режимы уже пытаются таким образом «заставить Родину любить» либо обязать государственные и иные организации внедрять «любовь» к Отечеству. Поднимать страну, делать ее такой, чтобы граждане сами начали испытывать чувство гордости от принадлежности к ней, проявлять готовность в случае чего встать на ее защиту, – это долго и муторно. Куда проще принять закон.
Между прочим, в соседней России несколько лет назад, когда ее информационно-пропагандистская война с Западом достигла апогея (период насаждения «духовных скреп», усиления борьбы с «тлетворным влиянием», ужесточения норм в отношении «иностранных агентов» и тех, кто «клевещет» на героическое прошлое), группа депутатов Государственной Думы подготовила законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Но даже сегодняшним властям России хватило трезвомыслия для понимания того, что такой вопрос не стоит переводить в правовую плоскость.
Единственное, на что они пошли, – так это на внесение в раздел «Воспитание» закона «Об образовании» дополнения в виде фразы: «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества». И касается эта норма, принятая в августе прошлого года, только образовательных учреждений.
Тогда как Дана Нуржигит в своем запросе утверждает: «Бұл мәселе заңдық негізде барлық мемлекеттік органдарға міндеттелуі тиіс». То есть, что нужно законодательно обязать все государственные органы заниматься этим вопросом (патриотическим воспитанием – прим. авт.). Как она это видит, сказать сложно. Например, что должны делать ведомства, занимающиеся финансами, индустрией, сельским хозяйством и т.д.?
Кроме того, сенатор призывает утвердить правовые и организационные основы национального патриотического воспитания, создать межведомственную координационную комиссию, заключить меморандумы между акиматами и республиканским общественным движением «Жас Сарбаз» – ну как же без всех этих бюрократических штучек?
Если судить по информации на сайте парламента РК, данный запрос – второй в послужном списке Даны Омирбаевны за нынешний год. В первом сенатор высказала, мягко говоря, сомнительный тезис, что главным принципом в работе ТВ должны быть опора на национальные ценности и их пропаганда (откуда она это взяла?). После чего, основываясь на нем, выразила возмущение тем, что собственники телеканалов игнорируют этот принцип, и призвала законодательно обязать их давать в эфир только такие передачи, которые ему соответствуют. Сегодня комментировать тот запрос бывшей телеведущей нет необходимости – этой теме наше издание уже посвятило публикацию «Дане Нуржигит не дает покоя слава Мизулиной и Яровой?».
«Духовные скрепы» по-казахски
Чуть больше месяца назад два других депутата парламента из числа бывших журналистов тоже озаботились национальными ценностями, но уже применительно к семейным отношениям. Это некогда выпускник журфака МГУ, затем главный редактор газет «Оркен» и «Горизонт», а впоследствии занимавший пост министра культуры и информации Дархан Мынбай и бывший заместитель главного редактора журнала «Жастар Үні», позже двигавшийся по «комсомольской линии» (был лидером молодежного крыла партии «Нур Отан») Елнур Бейсенбаев. Мажилисмены направили вице-премьеру по социальным вопросам Ералы Тугжанову запрос, касающийся разводов.
Приведя официальную статистику, которая действительно свидетельствует о том, что значительная часть браков в нашей стране распадается, авторы обращения задались двумя вопросами. Первый – что мешает сохранению и поддержанию идущих из глубины веков традиций, связанных с крепостью семейных уз? Второй – правильно ли видеть причину большого количества разводов в социальной неустроенности? И сами же дали однозначный ответ на оба вопроса: по их мнению, корень проблемы заключается в том, как мы воспитываем молодежь.
Однако такой жанр, как депутатский запрос, требует не только констатации факта, но и внесения конкретных предложений. Именно по ним можно судить о том, насколько глубоко его авторы изучили тему, с каким количеством специалистов они консультировались, каков уровень их креативности. В нашем случае мажилисмены, похоже, особо всем этим не заморачивались, и в итоге получилось то, что получилось, – а именно очередное сотрясание воздуха.
От двух предложений из четырех, содержащихся в запросе, резко пахнуло нафталином. Одно звучит так: во всех учебных заведениях, включая высшие, ввести факультативы по разъяснению и пропаганде семейных ценностей, изучению положительного опыта – надо полагать, счастливых пар. Хотя, как утверждал классик, «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Второе: во всех организациях, независимо от форм собственности, организовать проведение конкурсов «Мерейлі отбасы», увеличить в СМИ и социальных сетях количество информации и видеоконтента, пропагандирующих семейные ценности.
Третье предложение какое-то туманное, неконкретное, к тому же имеющее отношение не столько к разводам, сколько к вопросу обеспечения жильем многодетных семей. А четвертое – крайне сомнительное. Депутаты предлагают увеличить срок, отводимый на примирение супругов, да и вообще сделать бракоразводный процесс для них долгим и затратным: мол, вдруг они раздумают? То есть, авторы запроса считают, что женщина должна продолжать жить в браке с, возможно, уже абсолютно опостылевшим мужем (или наоборот: мужчина с опостылевшей женой). А если у нее в это время появился другой вариант устройства личной жизни, и, возможно, в новом союзе она будет счастлива? Да и вообще, стоит ли государству жестко регулировать семейные отношения? Не лучше ли дать людям право самостоятельно решать проблемы, касающиеся их личной жизни?
Кстати, все предложения Мынбая и Бейсенбаева в тех или иных вариациях содержались в печальной памяти «Дорожной карте развития и поддержки семьи на 2019-2024 годы», разработанной недолго просуществовавшим Министерством общественного развития РК, которым руководил Дархан Калетаев. Где сейчас та дорожная карта, где то министерство и где Калетаев? И зачем два мажилисмена снова вытащили на свет божий все эти затхлые инициативы?
Другой дуэт в составе ярого поборника традиционных ценностей и известного морализатора Бекболата Тлеухана, а также примкнувшего к нему бывшего главного редактора газет «Қазақ әдебиеті» и «Ана тілі» Жанарбека Ашимжанова отметился в нынешнем году депутатским запросом по поводу марша феминисток, который прошел 8 марта, в день женского праздника. Нужно сказать, что в своем обращении к правительству они позволили себе довольно вольную трактовку лозунгов участниц шествия. Например, вполне невинный и со всех точек зрения справедливый (во всяком случае, для цивилизованных обществ, уважающих право личности) слоган «Моё тело – моё дело» авторы запроса преподнесли по-казахски как не очень пристойный «Менің жатырым - менің ережем» («жатыр» переводится как «матка»). Не понравился им и лозунг «Невестка – не рабыня».
Да и вообще для них феминизм – это из того же разряда, что ЛГБТ. Подобные марши и лозунги, считают они, – как удар топором под корень казахских устоев, казахского миропонимания. Где духовное возрождение, где наш национальный код? – вопрошают мажилисмены. По их словам, налицо целенаправленная атака на национальные ценности, на традиционный институт семьи. И потому они призвали дать оценку действиям акимата города Алматы, при «попустительстве» которого было проведено шествие феминисток, а заодно внести в законодательство нормы, препятствующие пропаганде чуждых нам ценностей.
На все упомянутые запросы правительство вполне ожидаемо ответило пространно, но расплывчато и неконкретно, не сказав ни «да», ни «нет», что следует понимать как вежливый «игнор» предложений, высказанных депутатами. Последних это, похоже, нисколько не расстроило – ведь на самом деле главной их целью была просто показная демонстрация своей активности и «патриотизма», как они его понимают…