В первый день весны Ассамблея народа Казахстана отметила свою очередную годовщину – ей исполнилось 27 лет. Мы инициировали дискуссию, в ходе которой эксперты высказались о деятельности этой структуры, о том, как она справляется с возложенными на неё функциями. Сегодня мы предоставляем слово самим представителям АНК.

Вилен Молотов-Лучанский, председатель Карагандинского центра еврейской культуры, член АНК:

«АНК – очень живой орган, далеко не интерьерный или экстерьерный»

- В прошлом номере Qazaqstan Monitor была инициирована дискуссия об Ассамблее народа Казахстана. Что заставило вновь включить эту тему в общественно-политический дискурс? Причем её модератором заранее было обозначено направление полемики: «Ассамблея давно ушла от своего главного предназначения – обеспечения стабильности межэтнических отношений – и увлеклась абстрактными задачами». Интересно, на чём основано это утверждение? Заголовки выступлений двух экспертов тоже не отличаются аргументированностью: «У Ассамблеи нет возможностей влиять на межэтническую ситуацию», «Подходы АНК к решению национальных проблем безнадёжно устарели».

Господа эксперты убеждены, что знают, как исправить ситуацию с «неэффективной» Ассамблеей. Но позвольте спросить: а какими критериями они воспользовались для оценки и утверждения о том, что «АНК превратилась в декоративный орган для артикуляции инициатив президента страны»? Не хотел бы рассматривать под лупой каждое из высказываний такого рода, однако не могу не пройти мимо явно спекулятивного (это не ругательное слово, а название метода анализа) насильственного соединения оценочного суждения и изъявительной констатации.

Нет, у меня не вызвало никакой обиды обозначение мое и моих коллег «существование» в АНК как в декоративном органе – оно вызвало только добрую усмешку понимания тенденциозности такой позиции. Я работаю в АНК, так же, как тысячи моих коллег, абсолютно безвозмездно и призываю будущих аудиторов ее финансовой деятельности проверить мои счета. На них – ни копейки государственных денег. Это по поводу моей «службы» председателем этнокультурного объединения или общественным заместителем председателя областной АНК.

Так вот: не странно ли более чем 20 лет сотрудничать с «органом», давно превратившимся в декоративный (откровенно говоря, не очень понимаю этот неологизм, ну да простите меня, «декоратора»)? Не желаете ли, как правильно заметили, провести анализ деятельности АНК, начиная с фокус-групп, с интервью? Мы готовы рассказать о конкретных делах, о чувствах и впечатлениях, о работе «на земле», не в кабинетах, а с конкретными людьми, о наших встречах и чаяниях. АНК – очень живой, как вы выразились, орган, далеко не интерьерный или экстерьерный.

Характерная подмена, которую часто используют иные СМИ для создания негативного впечатления о предмете дискуссии: на странице Qazaqstan Monitor помещена фотография президиума одной из сессий АНК. Сидят молодые и не очень представители разных этносов в своих национальных костюмах. Внимательно слушают. По замыслу редактора, это, видимо, и должно символизировать декоративность АНК. Беспроигрышный прием. На неискушенного читателя должен произвести эффект. Но вглядитесь в лица: вдохновенные, светлые, приветливые. Вы думаете, это можно срежиссировать? Ошибаетесь. Атмосфера приязни, взаимоуважения, праздника встречи с равными и нужными тебе по-человечески людьми – это и есть настоящая суть Ассамблеи.

А касательно артикуляции инициатив президента, то что ж тут постыдного или неудобного для чувствительного уха эксперта? Провозглашение новых идей, обсуждение проблем, а их немало поднималось и на сессиях большой АНК, и на советах региональных ассамблей (и решалось, замечу между прочим) – разве это не задача серьезных диалоговых площадок? Больше скажу – это мечта любой уважающей себя организации: услышать из уст первого руководителя страны ориентиры государственной политики, новые задачи, перспективы. И то, что эти важнейшие планы озвучивались на нашей сессии в присутствии членов правительства, многочисленного дипломатического корпуса – честь для нас и одновременно признание авторитета АНК в народе.

Ассамблею сейчас критиковать можно и модно. Что ж, считаю это полезным в том случае, если послужит развитию. Нужность Ассамблеи народа Казахстана – для меня вопрос очевидный. Нет более представительной и системообразующей структуры общественного дискурса, чем она. Задачи её не абстрактны, ведь АНК – это сотни тысяч обычных граждан, которые хотят сделать свой личный вклад в обеспечение стабильности, мирного развития страны. И делают это, кто скромно, кто с ярким эмоциональным посылом, но ДЕЛАЮТ! Ожидать от АНК превентивных действий, лепить из неё министерство по делам национальностей и возлагать ответственность за трудные вопросы национального строительства, за драматические и трагические инциденты – это крайне ошибочно и опасно.

Сегодня АНК стала одним из удобных поводов для ревизии системы социально-культурных отношений в обществе. В чем только не пытаются ее обвинить! И вот здесь, в таком повороте дискуссий, я вижу лишь нужду непременно найти то, что отрицает достижения прошлого. Не терпите нужды, уважаемые мастера слова, находите полезность и нужность испытанных временем простых человеческих инициатив, с которых начиналась Ассамблея и к которым она апеллирует сегодня. Дорогие и очень дорогие критики, задумайтесь: АНК – это живые люди с их бесценным опытом народной дипломатии, взаимодействия, передачи уникального жизненного и исторического опыта поколений. В этом её сила и жизнеспособность на долгие времена.

Сейчас наступило время осмысления пути. В нашем молодом независимом Казахстане мы все – в беспрестанном движении. Но самым главным считаю движение мысли. Нет сомнения, что мы должны прирастать экономикой, новыми производствами, занятостью населения. С этим не поспоришь, и, более того, надо всемерно способствовать опережающему развитию экономики регионов. Однако мне, прежде всего, импонирует сегодняшняя кипучая энергия мышления, которая так характерна для общественной жизни республики, для всех институтов развития страны. Средоточием этой энергии, на мой взгляд, является Ассамблея народа Казахстана. Она концентрирует наиболее яркие идеи, апробирует новые подходы к философскому осмыслению бытия нации.

Несколько лет назад мне довелось на страницах газеты «Егемен Қазақстан» высказать мысль о том, что толерантность уже завоевала умы и теперь должна найти путь к сердцу каждого члена общества. Полагаю, что этот путь завоёвывает всё больше и больше сторонников. Говорю это с уверенностью, на которую дают право пример АНК, вся деятельность этнокультурных объединений.

Единство стало одной из главнейших ценностей нашей жизни и будет ею впредь. Верю, что мы реализуем предоставленный историей уникальный шанс сохранения и упрочения единой многонациональной семьи, живущей под общим шаныраком в нашем доме, имя которому Казахстан.

Сергей Вишняк, председатель Совета общественного согласия Актюбинской области:

«В межэтнических отношениях нужно уметь разбираться всерьез и по-честному»

- В прошлом номере Qazaqstan Monitor был опубликован ряд мнений, критически и даже тенденциозно оценивающих роль Ассамблеи народа Казахстана в нашей стране. Пришла пора поговорить о данном вопросе с «открытым забралом» на простом и доступном всем языке.

Самый первый тезис: все умеют рассуждать о межэтнических отношениях, но на самом деле мало кто в них разбирается с точки зрения реальной политики. Взять хотя бы вашу статью, где с ходу заявляется о необходимости кардинальной перезагрузки АНК. Звучит красиво, в духе времени, а что за этим стоит реально? Во-первых, вы пишете о том, что этот шаг был бы логичен в свете глубокой политической трансформации, объявленной президентом. Но ее параметры еще, как минимум, не озвучены, поэтому про логичность умолчим. Во-вторых, вы подчеркиваете, что Ассамблея «давно ушла от своего главного предназначения – обеспечения стабильности межэтнических отношений – и увлеклась абстрактными задачами». Из чего этот вывод следует? Из социальных сетей? Из анализа её работы? Из информационного источника «пол-палец-потолок»?

Если говорить серьезно, то стабильность межэтнических отношений в стране зависит далеко не только от Ассамблеи. Возьмём самый простой и острый вопрос – вопрос превращения государственного языка в язык межэтнического общения. Кто должен решать эту задачу? В Казахстане почти 4 миллиона человек, относящихся преимущественно к европейским этносам, и все они должны заговорить на нем! Причем половина из них закончила школу еще в советский период и учила казахский язык только один год во 2-м классе.

Самый эффективный формат для овладения разговорной речью – кружки, желательно по 10 человек в каждом. Чтобы обучить тысячу человек, нам нужно 100 кружков и 100 преподавателей. А если надо обучить 1 миллион, то понадобятся 100 тысяч преподавателей. У кого они есть? Правильно, только у Министерства образования и науки, которое и должно решать эту задачу общегосударственной важности, превращая государственный язык в один из столпов казахстанского института гражданства. Каждый человек, выходя из государственной школы, как минимум, должен уметь свободно говорить, читать, писать и даже мыслить на государственном языке – вот миссия министерства образования в любой стране. И если этого нет, то приходят «тіл майданы», блогеры или платные курсы и прочая кружковая отсебятина разной степени политизированности, полезности и экономической выгоды.

А вот со своей стороны Ассамблея решила главный политический вопрос – сегодня ни один этнос, ни один лидер этнокультурных объединений не ставит вопрос о втором государственном языке, и все они признали необходимость изучения казахского как консолидирующего фактора. Чтобы достичь такого результата, Ассамблея в течение нескольких лет проводила огромную разъяснительную работу, и вопрос решился. Заметьте, деликатно и тонко, без демонстраций, пикетов, петиций, раскола общества по языковому принципу и прочих политических перипетий, которые могут далеко завести. Примеры у всех перед глазами. Конечно, вопросы языка не решены полностью так, как нам всем хотелось бы, надо еще много работать. Но именно работать - тихо, последовательно, мирно, а не воевать.

Вывод: межэтнические отношения – это забота и ответственность не только Ассамблеи, но и всех государственных органов, которые у нас занимаются социализацией человека. В каждом последующем поколении должны сформироваться новые генерации полноценных граждан страны. А Ассамблея в этих вопросах играет важную, но свою собственную уникальную роль – и роль эта заключается в укреплении единства народа Казахстана, то есть в интеграции всех этносов в единый народ вокруг казахов.

В законе так и написано: «цель АНК - обеспечение общественного согласия и общенационального единства в РК на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа». Как она это делает? Через обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений.

АНК является своего рода диалоговой площадкой по вопросам межэтнических отношений, на ней работают две стороны – государство и институты гражданского общества. Основной объект приложения ее усилий – этнокультурные объединения, общественники. У Ассамблеи нет распорядительных, директивных функций, а также соответствующих ресурсов для решения тех задач, о которых говорят блогеры. Поэтому не нужно путать ее роль как универсальной диалоговой площадки и консультативно–совещательного органа с ролью уполномоченного государственного органа в сфере межэтнических отношений, который вырабатывает и реализует государственную политику в этой сфере, обладает всеми необходимыми ресурсами. Сегодня такой орган есть – Комитет по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития. Оперативное реагирование, профилактика и предупреждение конфликтов на этнической почве - это его ответственность. АНК, конечно, содействует осуществлению этой миссии, работая с этнокультурными объединениями.

Ну и про «абстрактные задачи» и дела Ассамблеи. Например, её активисты из Турецкого этнокультурного центра «Ахыска» прямо сейчас без пиара и рекламы предоставили в Алматинской области три квартиры для семей, пострадавших во время январских событий, за счет средств бизнесменов – членов этнокультурного объединения. Год назад уйгуры построили и передали многодетным матерям восемь домов. А вот другие факты:

2019 год, Арысь. «Ассамблейщики» (это наш профессиональный сленг) выдвинулись к пылающему городу вслед за частями МЧС и МВД. Вывозили людей, кормили, поили, размещали в домах дружбы (в тех самых, где, по словам одного сильно национально озабоченного фейсбушного комментатора, «они сидят и пишут жалобы на казахов»), а когда не хватало мест – уступали им свои дома и квартиры. Потом жители Арыси встретили более 200 тонн груза продовольствия, предметов первой необходимости, строительных материалов (более 20 большегрузных фур). Автокараваны шли в Арысь из Нур-Султана, Алматы, Уральска, Караганды. Общая сумма гуманитарной помощи составила 156 млн 297 тыс 313 тенге (причем и последние 3 тенге важны, поскольку это деньги людей - здесь и спрос, и учет особый!).

Узбеки из объединения «Дустлик» выделили 22 тонны муки, 200 мест для пожилых и детский сад на 200 детей с питанием в г.Туркестане, 40 человек сдали кровь для пациентов из г.Арысь и еще много чего. Караганда, Конгресс татаро-башкир предоставил две 10-тонные фуры овощей, перечислил 1871100 тенге. Руководители этнокультурных объединений (З.Мирзаев, И.Хашимжанов и др.) отдали свои дома для эвакуированных. Корейская семья (фамилию не нашел) обеспечила 80 семей горячей едой в мечети «Ак-Мечеть». И так далее.

В том же 2019-м в ходе акции «Дорога в школу» для детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также оставшихся без попечения родителей ассамблейщики Костанайской области подготовили в школу 2889 детей, Туркестанской - 2068, Жамбылской – 928, Карагандинской -713. Алматинская область – 22 тыс. 990 учащихся! И таких примеров масса.

Но это все тонны, тысячи и штуки. А какой мерой измерить слезы и благодарность бабушки из Беларуси Марины Кляшторной, которую Ассамблея привезла в Казахстан, и она нашла на граните мемориала в АЛЖИРе фамилию своей сестры? Уж не это ли имеется в виду, когда «эксперты» говорят, что Ассамблея «дискредитировала себя своей всеобъятной идеолого-пропагандистской деятельностью и неучастием в разрешении межэтнических конфликтов»?

Кстати, по поводу межэтнических конфликтов. Это те, которые возникают на почве этнической ненависти, не так ли? Вспомним кордайские события 7-8 февраля 2020 года -11 убитых, сотни раненых. Паника в «экспертном сообществе»: все пропало, казахстанская модель межэтнического согласия рухнула, дунгане подвергаются преследованиям. Бесспорно, это один из самых тяжелых моментов в истории современного Казахстана. Но если это межэтнический конфликт – то где он здесь и сейчас? Конечно, все тогда кричали: а где Ассамблея? Встречный вопрос: общественные этнокультурные объединения должны были вместе с полицией ночью пресекать массовые беспорядки? Явно нет! Ассамблея должна была предупредить? Да. И она делала это, начиная с 2010 года. Вопрос: почему не прислушались? Прислушались, уполномоченные на то государственные органы делали, но мало.

Впрочем, покажите мне страну, где проблема компактно проживающих этносов (это так корректно у нас называются этнические анклавы) решается легко и просто. Особенно когда этому явлению сотни лет. Турецкая община в ФРГ, арабские анклавы во Франции, цыгане в Европе – перечислять можно долго. И все они тлеют, взрываясь преступлениями, ненавистью, тысячными демонстрациями, регулярным мародерством и битьем витрин … А кордайский конфликт – здесь и сейчас он тлеет? Взрывается? Или, может, каракемерские и масанчинские аксакалы ходят друг к другу и решают вопросы местного сообщества под полицейским конвоем?

Вот здесь и проявляется работа Ассамблеи – связывать разорванные социальные связи, склеивать социальным клеем надорванную живую ткань общества. Если сухо и коротко, постконфликтное урегулирование – это санация, реабилитация. Проект «Мир и согласие», инициированный председателем жамбылской областной Ассамблеи Бердибеком Сапарбаевым, - это 35 миллиардов инвестиций, а еще дороги, коммуналка, социалка, сотни встреч с населением, чтобы дойти до каждого, конкретное решение проблем конкретных граждан. А где здесь ненависть? Есть этносоциальные дистанции, есть обособленность, есть еще много вопросов, на которые распадается кордайский конфликт, но пылающей этнической ненависти не видит никто…

Или конфликты в селах Ынтымак и Бостандык Южно-Казахстанской области в феврале 2015 года. Кто-нибудь, кроме специалистов, помнит хоть, между кем и кем они происходили? Наверное, только в памяти членов Ассамблеи Туркестанской (тогда еще Южно-Казахстанской) области – этнокультурщиков, советов матерей, советов общественного согласия – остались по 60 тысяч подворовых обходов в двух районах. 60 тысяч! В двух районах! И в «Википедии» этого нет….

Ну и, наконец, надо понимать, что Ассамблея - это гуманитарный институт, это работа с сознанием людей, это живая повседневная работа, начиная с составления корейских вееров в детских кружках и завершая депутатским корпусом в мажилисе парламента. Кстати, вот ещё один раздражитель для экспертов и политологов. Он не очень-то укладывается в классические (или догматические?) схемы и лекала парламентского представительства, но снимает многие вопросы реализации международных стандартов в сфере обеспечения прав этнических меньшинств и обеспечивает их политическое представительство…

Вот кто сейчас вспомнит «Русскую партию Казахстана», партию «Уйгурстан», Рабочую партию Курдистана? Все они пытались создаваться или были созданы в Казахстане. Где они теперь? Да, можно сказать – сработал закон, и их закрыли. Но ведь самое главное – широкие массы русских, уйгуров, курдов их не поддержали, не встали под их знамена! Потому что люди осознают себя сначала гражданами Казахстана, а только потом русскими, уйгурами, курдами. И руководствуются в своем выборе не этническими, а гражданскими мотивами. Разве это не конкретный результат работы Ассамблеи?

Впрочем, у того, кто глубоко погружен в бытовую повседневность АНК, не возникает вопросов относительно нужности этого института для людей, для общества. А что касается улучшения, то у нас тут никто ни разу не забронзовел от сознания собственного величия, и саморефлексия вполне себе наша повседневность, и советы добрые от людей грамотных мы принимаем с благодарностью и почтением. Просто чтобы быть способным дать такой совет, нужно несколько отвлечься от высоких теорий и политологического снобизма, слушать и слышать тех, кто живет в квартире напротив…