В прошлом номере газеты вместе с экспертами мы пытались выяснить, что изменилось в межэтнических отношениях в стране после кордайской трагедии, какими они должны быть в идеале и отвечает ли этому запросу государственная политика в данной сфере. Обсуждение этих вопросов мы продолжаем с представителями Ассамблеи народа Казахстана.
Зарема Шаукенова, председатель Научно-экспертного совета АНК, вице-президент Национальной академии наук РК, академик НАН РК:
«Принцип интеркультурности отвечает деятельности АНК»
- Добрососедские отношения между этносами, которые проживают на территории Казахстана, сложились под влиянием многих факторов, главными из которых являются проводимая государством политика равноправия этнических групп, а также менталитет нашего народа. Поэтому трагические кордайские события стали шоком для всех казахстанцев, которые высоко ценят мир и стабильность в стране. Очень важным было не допустить раскола в общественном мнении в оценке происшедшего, организовать интерактивный диалог в национальном медиапространстве, который выступает одним из основных механизмов формирования толерантного климата в республике. Не случайно, сразу же после трагедии Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана были организованы различные площадки, на которых она обсуждалась открыто с участием СМИ.
После тех событий прошло три года. Время показало, что деструктивным силам, воспользовавшимся данным конкретным кейсом, не удалось разжечь в сердцах наших людей ненависть к своему соседу на национальной почве. По результатам социологических исследований, тех, кто ценит добрые отношения между этносами, предпочитает работать в многонациональном коллективе, жить с ними по соседству, дружить, вступать в родственные отношения, в нашем обществе большинство. Межэтнические отношения в Казахстане не раз проходили проверку на прочность, и стоит задача, чтобы они и впредь оставались прочными.
Одним из принципов современных междисциплинарных подходов к изучению процессов самоорганизации сложных систем является положение о том, что в системах такого рода даже слабые воздействия могут порождать несопоставимо масштабные последствия. Кордайские события стали показательным примером действия этой закономерности. Конфликт на бытовой почве стремительно перерос в межэтнические столкновения и погромы.
Разумеется, взрывная эскалация конфликта не является неизбежным сценарием развития межэтнических противоречий, наличествующих в любом обществе. Задача госполитики в этой сфере заключается в том, чтобы создать действенную систему превенций перехода межэтнических противоречий в кризисно-катастрофическую фазу. Можем ли мы утверждать, что с этой задачей институты, отвечающие за проведение государственной этнополитики, успешно справляются?
К сожалению, пока однозначно утвердительного ответа на этот вопрос мы дать не можем. Те же социологические опросы показывают тенденцию архаизации менталитета. А ведь именно архаическая конституция сознания стала причиной массовой мобилизации на антиправовые действия. Безусловно, создание государственно-общественной системы этнополитического риск-менеджмента дело благое, но весьма сложное и нуждается в переходе в разряд практических мер и конкретных шагов. Через создание и тонкую настройку этой системы лежит магистральный путь предотвращения таких трагических событий, как Кордай.
В последние годы в мировой политической теории активно разрабатывается новая модель межэтнических отношений, получившая название «интеркультурализм». Она рассматривается как своего рода третий путь между крайностями неолиберального мультикультурализма и политики этнокультурной ассимиляции. На мой взгляд, подходы и принципы интеркультурализма в наибольшей степени отвечают задачам дальнейшего совершенствования системы межэтнических отношений, реализации оптимальной для Казахстана модели нациестроительства, оптимизации национальной политики.
Следует подчеркнуть, что идеи интеркультурализма составляют ядро утвержденной Указом президента Республики Казахстан 15 сентября 2022 года «Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана». Здесь, в частности, отмечается: «Интеркультурализм выводит на первый план поиск объединяющих различные культуры интересов и налаживание позитивного взаимодействия между представителями различных этносов. Признавая культурные различия, интеркультурализм выступает против создания замкнутых культурных сообществ».
Государственная политика поддержки и поощрения ценностей этнокультурного многообразия, согласно принципу интеркультурализма, в то же время должна быть направлена на всемерное укрепление базовых ценностей гражданского, политического, культурного, духовного единства народа. В этой связи необходимо отметить, что принцип интеркультурности в наибольшей степени отвечает стратегическим целям и задачам деятельности АНК как института государственно-общественного регулирования сферы межнациональных отношений.
Шерзод Пулатов, председатель Узбекского этнокультурного центра Астаны, глава Совета медиации АНК, член Национального курултая:
«Особое значение отдается изучению госязыка всеми этносами»
- Согласие, единство и мир являются главными ценностями для любого общества. Если говорить о Казахстане, то здесь дружеские, уважительные, искренние взаимоотношения отражаются в сердце каждого человека, поскольку они выстраивались через многие испытания. В тяжелые времена казахский народ всегда демонстрировал такие важные человеческие качества, как почтение, сострадание, милосердие, и оказывал поддержку всем, кто попадал в непростую жизненную ситуацию.
Если посмотреть даже в недалекую историю, то мы увидим, что многие народы, направленные в степь вымирать, были спасены именно благодаря великодушию казахского народа. Эти качества впоследствии у него переняли все этносы, проживающие в Казахстане. Руку помощи у нас учат протягивать с детства. Не случайно все, кто приезжает в страну, восхищается дружелюбием и гостеприимством местного населения.
Поэтому кордайские события стали трагедией для всех граждан Казахстана. Касым-Жомарт Токаев лично приехал в пострадавшие села и встретился с их жителями. Столь повышенное внимание со стороны президента еще раз продемонстрировало важность межэтнической стабильности в стране.
Безусловно, данная трагедия раскрыла серьезные проблемы, одна из которых – компактное проживание этнических групп, в том числе в приграничных регионах. По мнению экспертов, религиозный фактор, их культурная обособленность могли повлиять на эскалацию конфликта, но не являлись его главной причиной. В основе все-таки лежала бытовая ссора, которую провокаторы пытались перевести в межэтническую плоскость.
Разумеется, те события внесли свои коррективы в проводимую работу в межэтнической сфере, поставили перед нами новые задачи, над которыми сегодня единым фронтом работают все государственные структуры и общественные объединения. Была проведена глубокая реформа всей системы управления межэтнических отношений, трансформирована деятельность Ассамблеи народа Казахстана, при Министерстве информации и общественного развития созданы Комитет по развитию межэтнических отношений и Институт прикладных этнополитических исследований. Проделана большая работа по проведению исследований, погруженных до фундаментальных прикладных социологических опросов в межэтнической сфере. К данной работе были привлечены эксперты, члены Научно-экспертного совета АНК.
В результате были изучены все регионы, где компактно проживают этносы, установлены возможные очаги межэтнических конфликтов и представлены конкретные рекомендации компетентным органам. Упор был сделан на дельнейшее выстраивание работы в сфере межэтнических отношений с учетом постконфликтной стабилизации в данной сфере. Подготовлен ряд аналитических материалов и методических пособий на эту тему.
Кроме того, особое внимание сегодня уделяется развитию института этномедиации. Так, например, Институт прикладных этнополитических исследований совместно с ведущими отечественными экспертами и медиаторами разработал специальный курс для подготовки этномедиаторов, переговорщиков, специалистов по урегулированию споров и конфликтов межэтнического характера. Пилотный проект обучающего курса уже был реализован в Жамбылской области. В текущем году запланировано провести аналогичную работу в других регионах страны.
В идеале межэтнические отношения в Казахстане должны строиться на принципе «единство в многообразии», укреплении гражданской идентичности. Не случайно, реализовывая казахстанскую модель общественного согласия и общенационального единства, во главу угла АНК ставит объединяющие факторы. При этом особое значение отдается вопросу изучения государственного языка всеми этносами, акцент делается на подрастающем поколении.
Будучи дружным и миролюбивым народом, все мы дорожим нашей дружбой и всегда призываем к согласию и мирному сосуществованию. Сегодня в Казахстане единой семьей живут различные этносы, и этот принцип должен оставаться важной составляющей в каждом сердце жителей Великой степи.
Зайнуддин Махусеев, председатель Республиканского этнокультурного центра дунган Казахстана, член совета АНК:
«Межэтническая ситуация в Кордайском районе стабильная»
- Жизнь не стоит на месте. Пострадавшие села полностью восстановлены, все дома газифицированы, дороги отремонтированы. Следов разрушений не осталось. Сельчане вернулись к полноценной жизни, занимаются своими делами. Взят курс на повышение грамотности населения, на изучение госязыка, открыты казахские классы, детские сады. Эти и другие мероприятия обязательны для всех представителей этносов, проживающих в местных селах.
В целом межэтническая ситуация в Кордайском районе стабильная. Жители стараются поддерживать друг друга, сохранять мир и взаимоуважение. Думаю, всеми нами были сделаны правильные выводы, в том числе о том, что только единство и согласие приведут страну к процветанию и быстрому развитию во всех сферах.
В свою очередь государство стремится создать все условия для сохранения стабильности в стране и формирования межэтнической толерантности, чтобы каждый этнос мог сохранить свои исторически сложившиеся культуру, обычаи и традиции, разговаривать на родном языке, в полной мере изучать государственный язык, работать на госслужбе, участвовать в социальных процессах. Ассамблея народа Казахстана, а также созданные в прошлом году Институт прикладных этнополитических исследований и Комитет по развитию межэтнических отношений проводят колоссальную работу в этих направлениях
Казахстан - страна возможностей, колыбель добра и мира. Здесь проживает в согласии и взаимоподдержке почти 130 этносов. И если у нас будет много интернациональных семей, то мы все станем еще толерантнее и богаче в плане разнообразия традиций и культур. Нужно уважать и ценить друг друга, проявлять дружелюбие и взаимопонимание. Только так мы сможем передать будущему поколению процветающую страну.