Мы продолжаем дискуссию о том, каким может стать Казахстан к 2030 году, если мы приложим максимум усилий для построения качественно нового государства, и какой будет к тому времени наша страна, если оставить всё как есть. И хотя участники обсуждения озвучивают самые разные рецепты строительства «второй республики», в одном они солидарны – чтобы Казахстан изменился к лучшему, нужна, прежде всего, перестройка сознания самих граждан.
Максим Крамаренко, руководитель Информационно-аналитического центра «Институт евразийской политики»:
«Частично мы живем ещё старыми порядками «первой республики»»
- Ошибочно утверждать, что идея «Нового Казахстана» возникла спонтанно, сразу после «трагического января». Если мы будем рассматривать её появление в таком ключе – как результат некой «двухходовки», то вся эта ситуация будет выглядеть как банальный политтехнологический приём нашей элиты, направленный на «отвлечение» внимания простых казахстанцев от назревших проблем во взаимоотношениях между властью и обществом. На самом деле всё обстоит иначе. Уже можно с уверенностью говорить о том, что Касым-Жомарт Токаев пришёл к президентству со своим планом преобразования нашей страны. А «Жаңа Қазақстан» - скажем так, эволюция этого плана, концептуальным ядром которого было, если вспомним, «слышащее государство».
Скажем, реформа Конституции, которая была представлена как часть преобразований на пути к «Жаңа Қазақстан», по форме и содержанию соответствовала токаевской концепции «слышащего государства». Конституционные нормы менялись не через указы президента или конституционные законы, а путём их согласования с народом Казахстана – через референдум. Возрождение Конституционного суда, размыкание законодательной и исполнительной власти через реформирование законов о выборах в представительные органы власти и о политических партиях – всё это делается для выстраивания эффективной двусторонней коммуникации между «государственной машиной» и народом. Так сказать, для того, чтобы эта «машина» была более управляемой народом – единственным источником власти в стране, а не «неслась» туда, куда ей самой заблагорассудится.
И здесь следует отметить, что мы уже оказались в том самом «Жаңа Қазақстан», или, как сказал после состоявшегося референдума наш президент, в начале периода «второй республики». Просто мы этого до конца не осознали. Из-за эффекта инерционного мышления мы частично живем ещё старыми порядками «первой республики». Да и не все юридически закрепленные преобразования запущены фактически. Например, Конституционный суд начнет свою работу только с января следующего года. Возможно, к тому времени в стране уже состоятся выборы по новым правилам в представительные органы власти всех уровней, за места в которых поборются не только политические партии, но и инициативные граждане, способные стать дополнительными каналами коммуникации народа со «слышащим государством».
В целом ответ на вопрос о том, в какую сторону пойдёт дальнейшее развитие Казахстана: станет ли он вторым Сингапуром, центрально-азиатской Швейцарией или же страной третьего мира - во многом зависит и от самого народа. Если мы хотим перемен, то должны меняться и сами. Конечно же, «Жаңа Қазақстан» представляется в будущем как благополучное, экономически развитое государство. Но никто за нас таким его не построит.
Нурлан Аселкан, главный редактора журнала «Космические исследования и технологии»:
«Сейчас нужно действовать совершенно смело и далеко не «по-казахски»»
- «Жаңа Қазақстан», на мой взгляд, - это гораздо больше, чем просто некая дорожная карта или, скажем, план действий. Тем более не следует сравнивать её с такими стратегиями, как «2030», «Мәңгілік Ел», «Рухани жаңғыру» и прочими, которые, во-первых, почили в бозе, а, во-вторых, резко контрастировали с тем, что происходило в реальной жизни, в реальном Казахстане.
Думаю, когда президент выдвигал эту идею, он не имел в виду набор мероприятий, механическое исполнение которых приведет нас к автоматическому росту благосостояния, благоденствию, прогрессу. Прежде всего, он преследовал цель - уйти от всего того ужасного, несостоятельного, тупикового, что мы успели наваять за последние десятилетия. Страна фактически была доведена до грани - потери государственности. Это стало очевидно и в Казахстане, и за его пределами.
Давайте признаем, что в последнее время мы прекрасно осознавали свою неудачливость, проблемность, раздражительность, неспособность к коллективным действиям. Ежедневно, даже ежеминутно были уверены в несостоятельности нашей страны, абсолютной продажности системы, во временном нахождении многих из нас здесь. Вот почему нужен был «Жаңа Қазақстан» - чтобы отряхнуться от «старого» Казахстана, прямо посмотреть в глаза нелицеприятным фактам, попытаться трезво и чётко оценить своё положение, возможно, даже покаяться и, наконец, начать коренным образом что-то менять.
Если мы не пройдем этот катарсис (очищение, осмысление), а продолжим суетиться, вывешивать лозунги, ждать от государства, окружающих, что все само собой разрешится, при этом при любых недостатках тыкать – мол, вот ваш «Жаңа Қазақстан», то ничего нового, естественно, с нами не произойдет, никакого шанса на достойное развитие не будет. И тут уже любые средства хороши для того, чтобы нас подтолкнуть, направить. Более того, нам нужны люди, которые будут пренебрегать теми правилами, которые формировались все эти годы, и, если угодно, традициями, которые завели нас в махровый архаизм.
Иначе говоря, нам сейчас необходимо действовать совершенно нестандартно, смело и далеко не «по-казахски», как это было прежде и привело нас, собственно, к олигархату, имущественному и социальному расслоению общества, отчуждению власти от народа и наоборот. И правильно делает президент, что не загоняет эту идеологему в какие-то формальные таблицы и сроки. «Жаңа Қазақстан» – это, на мой взгляд, то, сможем ли мы усвоить уроки и избавиться от своей спеси, инертности. Иного пути у разумных, ответственных людей просто нет. Получится ли это у нашего лидера и у нас? Покажет время.
Павел Шумкин, ветеран профсоюзного движения:
«У нашей страны огромный потенциал социальной энергии»
- «Жаңа Қазақстан» будет, конечно, совершенно новым. Его степи, реки и леса будут ухоженнее, чем в Финляндии, а улицы и дворы - безупречнее японских. Наше население будет ещё веселее и мудрее, легко и с выдумкой решая все свои внутренние и суверенные проблемы. Всех нас круглые сутки будут окружать чистый воздух, вкусная вода и полезная еда. У нас будет появляться ещё больше замечательных людей, в том числе артистов, спортсменов и инженеров, которые уже не захотят жить в других странах.
Наши дедушки и бабушки будут весёлые и румяные, потому что их бережно обеспечат всем необходимым. Наши дети будут обучаться в отечественных вузах, которые по качеству не захотят уступать мировым брендам высшего образования. За нашими малышами будет круглосуточный присмотр, и все они получат безупречное воспитание в соответствии с наилучшими традициями свободы и добра.
Наш «новый» Казахстан мы будем строить все вместе, в том числе с нашими прошлыми прорабами и мастерами (акимами, прокурорами, судьями, депутатами и членами партии «Аманат»). Понимая высочайшую, национального уровня, важность новых технологий государственного строительства и, безусловно, желая наилучшего своей стране, они с удовольствием отойдут от рычагов управления и будут консультировать свою смену в случае надобности, за что получат публичное признание и достойную пенсию.
Возможно ли такое? Вполне. Наша страна не раз показывала и, думаю, ещё покажет огромный потенциал социальной энергии, способной творить в любых условиях любой размер процветания. Надеюсь, мы создадим, наконец, такое государство, в котором справедливость для всех и каждого, безукоризненно охраняемая единым законом, будет являться основой нашего бытия.