Казахстанские парламентарии снова бьют тревогу по поводу того, что в современных фильмах, театральных постановках, на концертах не соблюдаются правила приличия и игнорируются национальные ценности. Совсем недавно, 11 ноября, почти три десятка мажилисменов обратились к генеральному прокурору РК и к министру культуры и спорта с официальным запросом, в котором призвали «привлечь к ответственности», «навести порядок», а также «ужесточить законодательство».

Борцы с ветряными мельницами

В роли закопёрщика выступила журналист и поэтесса Макпал Тажмагамбетова (Мыса), которая входит в состав депутатской группы «Жаңа Қазақстан», а поддержали её 22 других «новоказахстанца» и примкнувший к ним квартет из фракций политических партий «Аманат» и «Ак жол». Как один из наиболее ярких примеров безнравственности они привели веб-сериал «Қайрат болма, адам бол» (другие названия – «Қарапайым Қайрат», просто «Қайрат»), который, по их словам, «топчет казахский дух».

Сериал рассказывает о парне из аула и двух его друзьях, которые пытаются найти своё место в жизни и при этом постоянно оказываются в комичных, а то и абсурдных ситуациях. Он идёт уже четвёртый сезон, вышло в общей сложности более двадцати серий, аудитория – преимущественно казахскоязычная, поскольку герои общаются на «ана тілі». Сразу скажу: меня в силу возраста и сложившегося мировоззрения такое кино абсолютно не интересует, да и своим уже взрослым детям не советовал бы знакомиться с ним, тем более что в сериале, судя по просмотренным на Youtube (он доступен только в Интернете) отдельным фрагментам, часто звучат мат и шутки «ниже пояса».

Любой, включая и депутатов, и автора этих строк, может считать подобного рода фильмы низкопробными, неприличными, неприемлемыми, но как быть с тем фактом, что «Қайрат» пользуется огромной популярностью? Взгляните на статистику, касающуюся первой серии, – 10 миллионов просмотров (!), около восьми тысяч комментариев, в массе своей содержащих положительные отзывы и благодарность создателям сериала.

Количество посмотревших следующие «эпизоды» тоже исчисляется миллионами, что для Казахстана очень много. Выходит, фильм их чем-то «зацепил». Надо полагать, правдой жизни, актуальностью, тем, что его герои ментально близки зрителям. А значит, у этой внушительной аудитории представления о национальных и прочих ценностях несколько иные, чем у депутатов. Однако последние почему-то уверены, что вправе навязывать миллионам казахстанцев, казахов своё видение того, что хорошо, а что плохо.

Успех сериала побудил создавшую его компанию Salem social media к съёмкам уже полноформатного фильма, который недавно вышел на широкие экраны под названием «Пацанская история» и с возрастным ограничением +21. Это тоже вызвало серьёзное беспокойство у парламентариев: они опасаются, что, поскольку хозяева кинотеатров часто нарушают правила демонстрации таких фильмов и показывают их, начиная не с 22.00, как положено, а раньше, то среди зрителей могут оказаться подростки и юноши, подпадающие под данное возрастное ограничение.

Ну, хорошо, органы прокуратуры и Министерство культуры и спорта, к которым обращаются мажилисмены, установят тотальный контроль в кинотеатрах. Но уже в скором времени фильм, будь это «Пацанская история» или другой аналогичный, наверняка появится на стриминговых платформах, на сервисах, где можно бесплатно скачивать контент, или в том же Youtube, и соответственно окажется доступным для всех Интернет-пользователей, включая несовершеннолетних. А значок +21 лишь возбудит их интерес.

«Запретный плод сладок» – так было, так есть и так будет всегда: человеческую натуру не переделаешь никакими ограничительными мерами. Иначе говоря, казахстанские депутаты подобно живущему в мире своих идеалистических грёз герою классического романа Сервантеса пытаются сражаться с ветряными мельницами. Кстати, один только краткий трейлер «Пацанской истории» набрал за четыре недели в Youtube почти полтора миллиона просмотров.

Охранители традиций

В запросе парламентариев также упоминается спектакль, поставленный по драме Габита Мусрепова «Козы Корпеш – Баян Сулу» в столичном академическом театре имени Калибека Куанышбаева. «Көрдік. Қатты сасқанбыз, бетті басқанбыз. Қоғамның сұранысы деген желеумен ұлттық шығармаларды да былғай бастадық» – «Посмотрели. Сильно растерялись (смутились), лица закрыли. Под предлогом общественного запроса начали марать произведения национальной культуры», - возмутились мажилисмены.

В данном случае речь идёт о постановке, которую летом нынешнего года осуществила Гульназ Балпеисова, уроженка нашей республики, уже несколько лет работающая режиссёром в знаменитом московском театре имени Вахтангова. Именно её пригласили поставить в Астане спектакль по мотивам национального эпоса. Это современная сценическая трактовка истории, дошедшей до нас из глубины веков, с не только знакомыми, но и новыми персонажами и сюжетными линиями, с музыкальным сопровождением, в котором звучат как казахские мелодии, так и зарубежные – классика, рок…

Говорят, представителей старшего поколения, которые ожидали «традиционной» версии спектакля, увиденное повергло в шок, а кое-кто покинул зрительный зал. И, скорее всего, именно их позицию выразили в своём запросе депутаты. Но театральное искусство – живое, развивающееся (во всяком случае, должно быть таким), в нём нельзя без экспериментов, иначе оно закостенеет, потеряет свою магию. В самых разных странах мира театры бесчисленное количество раз предлагали современные трактовки всевозможных произведений и народного эпоса, и классической литературы, так почему это нельзя делать в Казахстане?

Мало того, именно в нашей стране, думается, нужно идти на самые смелые шаги, чтобы повернуть людей к сценическому искусству. Согласно данным официальной статистики, в 2019-м, то есть в допандемийный год, общее количество посещений театров составило у нас 2,9 миллиона, или 153 в расчёте на каждую тысячу населения (а если считать тех, кто посмотрел за весь год хотя бы один спектакль, то вряд ли наберётся даже полмиллиона). Это почти вдвое меньше, чем в соседней России. Сравнения же с развитыми странами мира мы и вовсе не выдерживаем.

Особенно важно привлечь на спектакли молодёжь, среди которой доля проявляющих хоть какой-то интерес к этому виду искусства ещё ниже. И здесь не обойтись без использования новых, современных форм постановок, максимального приближения их содержания к тому, что волнует молодое поколение. Не знаю, удалось ли это Гульназ Балпеисовой, как и не вправе судить о художественных достоинствах или недостатках предложенного ею «прочтения» древней казахской истории влюблённых, однако полагаю, что руководство театра поступило верно, решившись на эксперимент. Искать, пробовать, в том числе выходя за рамки привычного, устоявшегося, традиционного, – обязательный процесс в любом виде творческой деятельности. Да, на этом пути возможны неудачи, даже провалы, но, как известно, дорогу осилит идущий.

«Креативная индустрия»? Нет, не слышали

Завершается текст запроса мажилисменов фразой: «Мы, депутатская группа «Жаңа Қазақстан», изучив законы «О кинематографии» и «О культуре», рассмотрим, как усилить их с точки зрения вопросов национальных ценностей и идеологии. Эти требования также будут предусмотрены в законе о СМИ». Не совсем понятно, парламентарии лишь предлагают столь решительные шаги или же сами собираются их предпринять.

Вспоминается, как летом нынешнего года группа казахстанских сенаторов, обратившись с депутатским запросом в правительство, призвала не только ужесточить наказание за непристойное поведение артистов на сцене, вплоть до пятилетнего отлучения, но и жёстко регулировать их репертуар, а также организацию концертов – с тем, чтобы они соответствовали правилам приличия и всё тем же национальным ценностям (традициям). В ответе за подписью премьер-министра РК было мягко указано на то, что подобные меры могут негативно сказаться на состоянии отечественного рынка креативной индустрии (последняя включает в себя, помимо прочего, кинематограф, музыку, другие виды искусств, шоу-бизнес). Похоже, примерно то же самое правительственным чиновникам придётся написать, отвечая и на запрос, о котором идёт речь сегодня.

Впрочем, инициировавшей это обращение Макпал Тажмагамбетовой понятие «креативная индустрия», надо думать, незнакомо. Подобно многим своим коллегам по писательско-поэтическому цеху она привыкла оперировать иными категориями, далёкими от рыночных, – «государственное регулирование», «государственная поддержка». В то время, как те же создатели веб-сериала про Кайрата и фильма «Пацанские истории» пытаются без привлечения бюджетных средств создать что-то, способное реально заинтересовать широкую аудиторию, принести доход, Макпал не гнушается проведением своих творческих вечеров за счёт налогоплательщиков. Достаточно вспомнить про 28 миллионов тенге, которые выделил ей два года назад столичный акимат на то, чтобы она встретилась со своими читателями и прочла им стихи.

Видимо, по мнению поэтессы, это никак не противоречит правилам приличия и национальным ценностям…