Год назад, в начале мая, в Казахстане было объявлено о создании трёх новых областей – Абайской, Жетысуйской и Улытауской. Наряду с позитивными прогнозами относительно того, что данное решение придаст мощный импульс их развитию, тогда звучали и пессимистичные оценки – мол, сейчас не самое лучшее время для столь серьёзных административно-территориальных реформ, да и рискованно проводить их вот так наскоро, без предварительной подготовительной работы. Разумеется, делать далеко идущие выводы ещё рано, но первые промежуточные итоги, считают аналитики, подвести уже можно.

Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio:

«Слабые области начали подтягиваться к более сильным»

- Действительно, выводы относительно экономических последствий административно-территориальных изменений, произошедших в Казахстане в прошлом году, делать ещё слишком рано. Даже при применении инструментов прямого государственного стимулирования временной лаг (когда действие этих стимулов ощущается в реальной экономике) занимает от шести до двенадцати месяцев. Что уж тогда говорить об эффекте от влияния непрямых стимулов?

Тем не менее, первые итоги административно-территориального реформирования подвести уже можно. И, пожалуй, самый главный тут показатель - динамика денежных доходов в традиционно слабых с экономической точки зрения регионах. Ведь не секрет, что Абайская и Жетысуйская области по объёму валового регионального продукта в расчете на душу населения находятся в числе отстающих (14-е и 19-е место соответственно из 17 областей и трёх городов республиканского значения).

Так вот, если мы посмотрим на последние доступные данные, касающиеся реальных денежных доходов населения в региональном разрезе, то увидим, что по итогам четвёртого квартала 2022-го относительно аналогичного периода 2021-го произошёл опережающий рост по этому индикатору и в Абайской области, и в Жетысуйской – соответственно на 6,3% и 8,0% (значение по РК +0,8%).

Очень показательно, что в экономически более сильной Улытауской области (третье место по ВРП на душу населения) за тот же самый период произошел не рост, а снижение реальных денежных доходов на 3,7%. Это лишний раз доказывает то, как административно-территориальные изменения, произошедшие в 2022 году, работают и действительно выравнивают уровень жизни в разных регионах.

Дополнительное подтверждение тому можно увидеть и в данных по региональной динамике промышленного производства за указанный период. В Абайской и Жетысуйской областях мы снова обнаружим опережающий рост на 9,8% и 4,7% соответственно (по РК значение 1,4%), а в Улытауской - сокращение на 2,1%, что опять же говорит о выравнивании социально-экономической ситуации в стране.

По другим важным показателям регионального развития таких заметных изменений с момента появления трёх новых областей пока не произошло. Демография, имею в виду численность населения в новых субъектах, в 2022 году практически не изменилась. Количество же малых и средних предприятий в новых регионах показало положительную динамику, но с близкими к средним по Казахстану значениями.

Так что первичный эффект от административно-территориального реформирования можно назвать положительным. Абайская и Жетысуйская области начали подтягиваться к более сильным регионам. Главное, как говорится, не терять инициативу. Необходимо развивать и усиливать первичный позитивный импульс, в том числе через широкое освещение положительных результатов, дабы повышать в глазах бизнеса привлекательность новых областей.

Ермек Токтаров, руководитель отдела стратегического анализа КИСИ при президенте РК:

«Важный вопрос - насколько эффективным будет управление на местах»

- Административно-территориальная реформа является неотъемлемой частью политической модернизации в Казахстане. Новые Абайская, Улытауская и Жетысуйская области как бы возрождают прежние Семипалатинскую, Жезказганскую и Талдыкорганскую области, но уже на новом качественном уровне.

Это решение не носит популистский характер. Отделение областей полностью соответствует политике децентрализации. В результате жители населенных пунктов получают географически более близкий к ним центр принятия решений, расширяются их возможности в плане политического участия. Сюда же можно отнести и фискальную самостоятельность, когда для отдельной области предусмотрен свой бюджет.

На данном этапе идёт перестройка всей системы государственного управления. Регионы получают больше самостоятельности. Важный вопрос - насколько эффективным будет управление на местах.

Конечно, экономический потенциал воссозданных областей претерпел значительные изменения. Необходимо время, чтобы решить инфраструктурные проблемы, диверсифицировать экономику, удержать таланты на местах, улучшить социальную инфраструктуру. Собственно, для этого им и даётся самостоятельность.