Хотя к последним парламентским выборам партия «Ауыл», в отличие от других участников избирательной гонки, подошла с довольно скромным багажом обещаний, многие из них звучали вызывающе и даже радикально. На этом она, собственно, и «сделала кассу», получив необходимое количество голосов для прохождения в Мажилис. Но став обладателями заветных мандатов, члены её фракции тут же сдулись, сменив революционные идеи на откровенную банальщину.

Стоит напомнить, что, ринувшись в начале нынешнего года в гонку за депутатскими креслами, «ауылчане» обещали ни много, ни мало предложить правительству реализовать «принципиально новую политику повышения национального благосостояния». Но, похоже, в запале просто погорячились. Первый отыгранный ими тайм в рамках завершившейся парламентской сессии более чем наглядно показал, что это просто красивый набор слов, который никого и ни к чему не обязывает. Депутаты от «Ауыла» ни вопросами повышения благосостояния всерьез не занялись, ни нового ничего не предложили, хотя благодаря состоявшейся конституционной реформе на руках у них оказались исключительно только козыри. Да и сам президент страны, выступая в марте на открытии первой сессии парламента VIII созыва, фактически дал карт-бланш на превращение ранее озвученных ими намерений в реальность, четко зафиксировав в массовом сознании, что рост благосостояния – по-прежнему одна из первоочередных государственных задач.

Но, похоже, одно дело фонтанировать обещаниями в канун выборов, и совсем другой коленкор – рутинные депутатские будни: тут и голову можно сломать, гадая, как в них вписать провозглашённые в ходе избирательной кампании декларации о намерениях. Как итог, о них проще забыть и либо сделать вид, что «так и было», добровольно став жертвой собственной плохо продуманной интриги, либо, как заправским преферансистам, приступить к новому варианту розыгрыша.

На том «Ауыл», пожалуй, и стоит. Скорее всего, именно поэтому в деятельности партийной фракции на протяжении первой сессии наблюдатели не заметили ничего из того, что было обещано в ходе предвыборной агитации: ни предложений по повышению пенсий гражданам, проработавшим в сельской местности не менее двадцати лет; ни инициатив, направленных на предоставление возможности бесплатного обучения и проживания на курсах по подготовке для поступления в высшие учебные заведения для сельчан, демобилизованных со срочной и контрактной военной службы. Об увеличении размеров социальных пособий всем гражданам с особыми потребностями, проживающим в сельской местности, тоже ничего не было слышно. Равно как и о внедрении продовольственных платежных карточек для малоимущих и представителей социально уязвимых групп, чем еще не так давно обещали заняться «ауыльчане».

Пожалуй, единственным неоспоримым плюсом можно считать наличие у фракции системного подхода в озвучивании проблем сельскохозяйственной отрасти и отчасти тех невзгод, с которыми приходится сталкиваться жителям сельских территорий. Впрочем, и здесь нередко возникает явный диссонанс. Например, в ходе предвыборной кампании представители «Ауыла» делали грудь колесом, обещая добиться пересмотра Земельного кодекса. Как они уточняли, «с целью справедливого перераспределения сельскохозяйственных земель в пользу народа, а не латифундистов». Но на практике пока всё вылилось лишь в уточнение формулировок о том, что считать общественным или сезонным пастбищем, да к предложению запретить прокладки траншей вокруг земель сельскохозяйственного назначения. Показать фигу латифундистам «ауылчане» так и не решились.

Стоит ли рассчитывать на то, что они решатся сделать это в перспективе, – как говорится, большой и жирный вопрос: можно таких врагов нажить, что мало не покажется. Не потому ли с крупных землевладельцев представители фракции переключились на российских военных, у которых, как они считают, пора отобрать земли, отведенные под полигоны, чтобы отдать их затем фермерам? Партийцы потребовали от правительства незамедлительно начать переговоры по сокращению уже в текущем году площади земельных участков испытательных полигонов в интересах сельскохозяйственной деятельности населения. Действительно, почему бы и нет? Тем более что такой шаг куда безопаснее, чем борьба с отечественной гидрой латифундии, к тому же щёлкнуть по носу северного соседа, используя для этого любой повод, сегодня очень даже в тренде.

Что касается анонсированных в предвыборной программе инициатив партии, которые всё же получили дальнейшее развитие, то можно отметить выход «ауылчан» на правительство с откровенно смешным, насквозь пропитанным популизмом предложением, суть которого заключается в отмене для сельхозпроизводителей всех видов налоговых отчислений, кроме социальных. Свыше 100 миллиардов тенге, ежегодно поступающих в виде налогов от производителей сельхозпродукции, мажилисмены, представляющие «Ауыл», назвали «каплей в море». Эта сумма в масштабах страны, как заявляли они, «ничего не решает». Мол, если государство заинтересовано в развитии отрасли, то оно должно пойти на столь смелый шаг.

Впрочем, ничего из этой затеи, как и следовало ожидать, не вышло. Государство, конечно, готово на смелые шаги, но не готово принимать решения, которые впоследствии лягут в основу систематического шантажа. Ведь отнесись правительство серьёзно к предложению «ауылчан», оно гарантированно получило бы новую головную боль, связанную с тем, что производители других видов продукции, тоже посчитав себя ущемленными, либо сами регулярно начнут требовать «плюшек» (мол, чем мы хуже?), либо станут действовать через депутатское лобби. Благо среди мажилисменов предостаточно кандидатов на роль защитников аграриев в частности и села в целом.

Да и сумма в 100 миллиардов тенге может показаться «мелочью» разве что патриаршему представителю партии Жигули Дайрабаеву, который настолько глубоко погряз в скандалах, связанных с различными махинациями, что на протяжении всей парламентской сессии ему пришлось отбиваться от нападок в свой адрес. Этих средств хватило бы, например, на строительство нескольких десятков тех же школ, которых в стране остро не хватает. Но, как говорится, богу богово, а кесарю кесарево.

В общем, деятельность фракции партии «Ауыл» в ходе первых трёх месяцев работы нового созыва Мажилиса вряд ли можно назвать выдающейся. Сказать, что её представители в плане инициативности, креатива, принципиальности чем-то отличаются от их коллег из других партийных объединений, депутатов, избранных по одномандатным округам, или даже предшественников, являвшихся носителями идей «Старого Казахстана», было бы огромной натяжкой. И даже ожиданий собственных избирателей, голосовавших за «Ауыл» в день выборов в надежде на то, что в Мажилис придут ответственные, грамотные и эффективные народные избранники, члены фракции явно не оправдывают.