Всего несколько дней осталось до начала нового учебного года, который должен пройти в традиционном формате, а не в дистанционном, как это было на протяжении последних почти полутора лет. И, значит, самое время поговорить о качестве знаний, получаемых казахстанскими школьниками. Тем более что наконец-то в свободном доступе появился Национальный отчет, посвященный итогам последнего международного исследования PISA и подготовленный Информационно-аналитическим центром МОН РК.

В группе аутсайдеров

Это масштабное независимое международное исследование является, по мнению многих экспертов, наиболее объективным и реально отражающим уровень школьного образования в разных странах. Оно проводится раз в три года и охватывает учащихся, которым исполнилось 15 лет, – в основном старшеклассников и в меньшей степени тех, кто обучается в средних специальных учебных заведениях: колледжах, училищах. Очередное тестирование в рамках PISA должно было состояться в нынешнем году, но помешала пандемия, и теперь его планируется организовать в 2022-м. Во всяком случае, подготовка к нему уже началась.

Последнее же, которым были охвачены около двадцати тысяч казахстанских детей, обучающихся более чем в шестистах учебных заведениях во всех регионах нашей страны, было проведено в 2018-м. Однако подведение итогов, обработка большого массива данных, анализ по различным группам участников тестирования требуют немало времени. И первые «общие» результаты, показанные Казахстаном, были озвучены лишь в конце 2019-го, а Национального отчета пришлось ждать еще полтора года. Но теперь он появился в открытом доступе, и знакомство с ним дает немало пищи для размышлений.

В ноябре прошлого года в статье «Казахстану с таким уровнем образования о «топ-30» можно даже не мечтать», опубликованной в QMonitor, были приведены показатели наших учащихся по результатам PISA-2018. В том исследовании приняли участие 77 стран, и в так называемом общем зачете (средний балл за три вида грамотности – читательскую, математическую и естественно-научную) Казахстан поделил 62-64 места с Азербайджаном и Боснией. Ниже нас оказались всего 13 стран – латиноамериканских, ближневосточных, двух азиатских с довольно низким уровнем жизни, а также относительно недавно признанных вроде Косово и Северной Македонии.

По этому самому среднему баллу, который составил в Казахстане 402,3, мы значительно уступили странам-участницам Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей около четырех десятков наиболее развитых государств мира (показатель в целом по ОЭСР – 488,3). Много мы проиграли и большинству республик бывшего СССР – Эстонии (525,3), Латвии (487,3), России (481.7), Литве (479.3), Беларуси (472,3), Украине (462,7), даже Молдове (424,3). А ведь тридцать лет назад все мы начинали с одинаковых стартовых условий. И, что особенно печально, Казахстан ухудшил свой же средний балл по сравнению с 2012-м: тогда он был равен 416,6. Иначе говоря, наше отставание только увеличилось.

Тут есть еще один важный момент. Согласно оценкам организаторов исследования PISA-2018, разница в 30 баллов соответствует одному году обучения. Выходит, что 15-летние казахстанцы по уровню знаний и компетенций, умению усваивать получаемую информацию и использовать ее для повышения собственного интеллектуального потенциала отстают от своих сверстников из стран ОЭСР, России, Украины, Беларуси на два года и больше!

Большая разница

Но все это, так сказать, «средняя температура по больнице», то есть по стране. Обнародованный же недавно Национальный отчет дает возможность судить о ситуации в разрезе «отдельных палат» (регионов). И выясняется, что в целом ряде областей Казахстана отставание от стран ОЭСР составляет уже не два – два с половиной года, а все четыре и даже больше. Грубо говоря, среднестатистический 15-летний учащийся, скажем, в Атырауской области находится на одном интеллектуальном уровне с 11-летним среднестатистическим школьником в Западной Европе, Прибалтике или Японии.

В Национальном отчете приведены данные в региональном разрезе отдельно по каждому из трех видов грамотности, которые оценивались в ходе исследования PISA. Мы же решили вывести еще и средний балл – тот самый «общий зачет» (выделено зеленым цветом). В итоге получилась следующая таблица, в которой регионы выстроены по ранжиру – согласно их результатам:

Лидерство двух столиц вполне объяснимо – там и уровень жизни населения выше (а это тоже немаловажный фактор), и условия для занятий лучше, и квалифицированных школьных педагогов больше, и рынок репетиторских услуг качественней. Но вот что касается областей, то здесь вырисовывается любопытная и одновременно пугающая закономерность.

Если в северных, восточных и центральных регионах показатели значительно выше, чем в целом по республике (а, например, в Карагандинской, Костанайской, СКО они вполне сопоставимы со столичными – 420 баллов и больше), то на юге и западе ситуация значительно хуже. Между тем, именно там проживает подавляющее большинство казахского населения страны, а в Мангистауской и Атырауской областях, которые являются главными аутсайдерами (средний балл соответственно 372,3 и 362,3), оно составляет свыше 90 процентов. Ненамного лучше положение дел в Кызылординской области (386,3 балла), где доля «титульного» этноса превышает 96 процентов, а также в Южно-Казахстанской (на момент проведения тестирования она называлась именно так, и Шымкент был еще в ее составе) и Алматинской – соответственно 380,7 и 379,7.

Можно было бы попытаться объяснить столь существенную разницу между, условно говоря, северо-востоком и юго-западом страны тем, что первый промышленно более развит и, значит, более урбанизирован. Ведь в городах в силу понятных причин обычно дают более качественные знания, чем в сельских школах. Но, как выясняется, подобное объяснение здесь неприменимо. Возьмем для сравнения показатели, например, сельских детей Северо-Казахстанской области и городских детей Атырауской области: читательская грамотность – соответственно 402 и 354, математическая – 427 и 388, естественно-научная – 412 и 367, средний балл – 413,7 и 369,7. В целом по трем видам грамотности разница составила 44 балла. Иначе говоря, среднестатистический учащийся областного центра Атырау (а в этом городе подавляющее большинство школьников обучается на казахском языке) почти на полтора года отстает по уровню образовательных навыков и компетенций от своего среднестатистического же сверстника из сельской глубинки СКО – региона, где почти две трети составляет неказахское население.

Еще более велика разница в показателях учащихся казахских и русских классов в обеих столицах. Например, в Нур-Султане по читательской грамотности она составила 80 баллов (соответственно 387 и 467), математической – 46 (427 и 473), естественно-научной – 75 (390 и 465), а в среднем – 67 (401,3 и 468,3). Аналогичная картина, почти один в один, и в Алматы. Можно сказать так: в целом уровень знаний и компетенций русскоязычных школьников двух столичных городов близок с уровню, характерному для таких стран, как Италия, Словакия, Россия, Израиль, тогда как казахскоязычных – к уровню Албании, Боснии, Перу…

Вместо резюме

Вывод из всего сказанного напрашивается сам собой: наиболее слабые звенья отечественной системы среднего образования – это южные и западные регионы, где проживает подавляющее большинство казахскоязычного населения, и школы, в которых обучение ведется на государственном языке. Именно они тянут вниз показатели Казахстана во всех видах грамотности, оцениваемых в рамках исследования PISA.

В этой связи хочется спросить современных борцов-радетелей за «ана тілі»: а тем ли вы занимаетесь? Неужели вы искренне считаете, что представители «нетитульных» этносов (продавщицы, официанты, парикмахеры и т.д.), не владеющие государственным языком, представляют для него, для его будущего более серьезную угрозу, чем низкий уровень школьного образования на казахском? Ведь очевидно, что, если не изменить коренным образом ситуацию, то даже сами казахи скоро начнут отказываться от обучения своих детей на родном языке – любой здравомыслящий родитель хочет видеть ребенка образованным и конкурентоспособным. И, кстати, такая тенденция в последние годы уже просматривается, о чем наше издание писало пару месяцев назад в статье «Доля учащихся казахских классов снижается, а русских – растет».

Повышение качества образования на государственном языке – вот за что следует бороться тем, кто действительно хочет, чтобы он занял в Казахстане подобающее ему место, чтобы сфера его применения неуклонно расширялась. И именно этим следует заняться казахским патриотам – вместо того, чтобы третировать беззащитных женщин, стоящих за прилавками магазинов, заставлять их извиняться на камеру и пиариться на этом, либо с пеной у рта защищать в соцсетях таких национал-популистов...