Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня рождения пионерской организации. Она просуществовала на всём пространстве СССР, в том числе и в Казахстане, почти семь десятилетий и оказала значительное влияние на сознание, судьбы нескольких поколений, в том числе и живущих ныне – тех, кому сегодня за 45. Отдельный вопрос, каким было это влияние.
Помощник партии и комсомола
История советской пионерии берёт начало со второй Всероссийской конференции Коммунистического союза молодёжи (комсомола), делегаты которой 19 мая 1922 года приняли резолюцию следующего содержания: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинга».
Под скаутингом подразумевалось скаутское движение, зародившееся в самом начале 20-го века в Англии, а затем распространившееся по всей Европе, включая царскую Россию. Его задачей было раскрыть и развить физический, интеллектуальный и социальный потенциал детей, вырастить из них ответственных граждан. При этом скаутское движение не носило выраженного политизированного характера. В отличие от него, пионерское с самого момента своего появления стало рассматриваться как инструмент идеологической работы с подрастающим поколением.
Например, первые «Законы о пионерах СССР», принятые в 1922-м, начинались со слов «Юный пионер верен рабочему классу». Через три года добавили пункт «Пионер – младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту». Идеологический смысл несли в себе также цвет галстука (под красными знамёнами устанавливалась советская власть и велась гражданская война с «белыми»), его форма (три угла символизировали нерушимую связь трёх поколений – коммунистов, комсомольцев и пионеров) и имя Ленина, которое движение получило в 1924-м, сразу после смерти вождя пролетарской революции. А в Положении о Всесоюзной пионерской организации от 1967-го было записано: «Пионерская организация воспитывает юных ленинцев в духе коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского, социалистического интернационализма,…непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни».
В Казахстане красногалстучные отряды стали появляться ближе к концу 1922-го. Работа по вовлечению в них детей активизировалось после кончины Ленина – видимо, по аналогии с «ленинским призывом» в ряды РКП (б), когда всего за три месяца численность большевистской партии увеличилась почти вдвое. По данным заведующей отделом Восточно-Казахстанского этнографического музея-заповедника Бакыт Кумаровой, только в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской губернии к сентябрю 1924-го насчитывалось около трёхсот пионеров, объединённых в семь отрядов. Тогда же был создан первый в этом уезде казахский отряд из числа учащихся школы-семилетки, получавших образование на родном языке.
Со временем вступление в ряды пионеров стало нормой для всех школьников, которым исполнилось 9 лет. Но первыми принимали отличников и активистов – это было и актом поощрения, и стимулом. А уже затем право носить красный галстук получали и другие. Начиная с 1950-х, дети в возрасте от 9 до 14 лет, не охваченные пионерией, стали редкостью – в неё не брали разве что отпетых хулиганов и двоечников. Организационная структура выглядела так: в классе – отряд, в школе – дружина. Аналогичные, но временные формирования создавались и в лагерях, где дети проводили летние каникулы. Пионерию опекал комсомол – через соответствующие отделы в органах ВЛКСМ и через институт вожатых.
Воспитательный эффект
С позиций дня сегодняшнего, конечно, можно говорить об излишней политизированности пионерского движения (отсюда и героизация таких неоднозначных фигур, как Павлик Морозов и другие), его заорганизованности. Но если отбросить всю эту «шелуху» и парадную сторону со всеми этими линейками, сборами, слётами, то нельзя не увидеть, что в нём было и много полезного. Того, что действительно работало на формирование в сознании детей ответственного отношения к себе и к окружающим, самостоятельности, чувства патриотизма, сопричастности к тому, что происходит вокруг.
Взять хотя бы «тимуровское движение», получившее широкий размах после выхода в свет повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (1940 год) и остававшееся таковым еще полвека. Никто не принуждал школьников помогать ветеранам войны и труда, инвалидам таскать воду с колонок, заготавливать дрова на зиму, копать огород и т.д. – они считали это своим пионерским долгом. То же самое касается акций по озеленению, поддержанию в чистоте водных источников, сбору металлолома и макулатуры – здесь добавлялись дух состязательности, стремление сделать больше и лучше, чем другие отряды. Возможно, от всего этого не было особого, как сейчас говорят, социально-экономического эффекта, но тут гораздо важнее другой аспект – воспитательный.
Кстати, упомянутые выше «Законы о пионерах», которые выпускались в виде памяток для школьников, содержали в себе далеко не только идеологические установки. Например, в версии этого свода правил от 1925-го говорилось, что пионер «не ругается, не курит и не пьёт»; от 1939-го – «вежлив, дисциплинирован, уважает старших и не обижает младших», «стремится быть здоровым и сильным, каждое утро делает гимнастику, всегда чист и опрятен»; от 1967-го – «настойчив в учении, труде и спорте», «честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду»… А ещё пионерам постоянно внушали, что нельзя вести праздный образ жизни, что они должны ставить перед собой высокие (как бы сказали сейчас, амбициозные) цели и настойчиво добиваться их достижения.
Конечно, далеко не все соблюдали эти заповеди. Но вот сравните хотя бы то, каким было отношение детей к пожилым людям тогда и какое оно сейчас. Возьмём самый простой и в то же время очень показательный пример: всегда ли нынешние школьники уступают им места в автобусах, как это было принято в советское время? Далеко не всегда, и мы уже начали с этим свыкаться. Причём такое происходит в Казахстане, где для этноса, являющегося государствообразующим и наиболее многочисленным, уважение к старшим всегда считалось непреложным моральным законом.
А возросший уровень преступности? Да, в любом обществе есть криминальные элементы, и советское отнюдь не было исключением. Но всё-таки люди тогда чувствовали себя в большей безопасности, чем сейчас, меньше боялись, что их могут обокрасть, избить. Возможно, в те времена был сильнее страх перед правоохранительными органами, возможно, эти органы лучше выполняли свои обязанности, включая профилактику правонарушений. Но, думается, немаловажную роль играла и всеобъемлющая воспитательная работа, в орбиту которой будущие граждане вовлекались с младых ногтей, в том числе через пионерскую организацию.
Моральные постулаты, кодекс поведения насаждались, в хорошем смысле этого слова, и через СМИ, рассчитанные на детей. На всесоюзном уровне издавались газета «Пионерская правда», тираж которой к середине 1970-х достиг почти десяти миллионов экземпляров, и журнал «Пионер». Аналогичные издания были и во всех республиках. С 1930-го в Алма-Ате на казахском языке стала выходить газета «Пионер», позже переименованная в «Октябрь балалары» («Дети Октября»), а после войны получившая название «Қазақстан пионері». В 1970-м её редакцию возглавила самая известная казахская поэтесса Фариза Онгарсынова, которая затем перешла в республиканский журнал «Пионер». В общей сложности она два десятилетия руководила пионерской прессой. В этих же изданиях в начале 1950-х оттачивал своё перо Бердибек Сокпакбаев: через несколько лет он напишет замечательную повесть «Менің атым Қожа», пожалуй, лучшее произведение в истории казахской детской литературы советской эпохи.
«Артек» как витрина пионерии
Хорошая учёба, достойное поведение, активное участие в общественной жизни всячески поощрялись. А главной наградой для пионеров была путёвка во всесоюзный детский лагерь «Артек», который был открыт на крымском побережье Чёрного моря в 1925-м и стал как бы визитной карточкой, витриной всей пионерской организации большой страны. В 1970-х – 1980-х он ежегодно принимал 30-35 тысяч школьников. Вроде бы немало, но нужно учесть, что пионеров в СССР насчитывалось десятки миллионов (например, в 1979-м, когда проходила всесоюзная перепись, количество детей в возрасте от 10 до 14 лет составляло 20,9 миллиона). Особенно трудно было попасть в летние смены, тем более что немалая часть июльских и августовских путёвок отдавалась детям из зарубежных стран.
Сегодня часто можно услышать, что в «Артеке» отдыхали только отпрыски партийно-хозяйственных руководителей, научной и творческой элиты. Наверное, «блат» тоже имел место, особенно в позднюю брежневскую эпоху, но как человек, получивший возможность провести ноябрь и декабрь (целых два месяца!) 1972-го в этом лагере, могу засвидетельствовать: преимущественно это были дети из обычных семей. А в нашем отряде из сорока пионеров около десятка оказались воспитанниками интернатов, включая мальчика из Джамбульской области. Казахов в отряде было четверо, и одного из нас избрали его председателем. Остальные представляли Азербайджан, западную Украину, Одессу, Мордовию, Ленинград, Кузбасс, Вологодскую область… Каждый день проводились какие-то фестивали, конкурсы, соревнования, походы, экскурсии, при этом мы ещё ходили на школьные уроки (прерывать учёбу было нельзя). Другого такого насыщенного и интересного периода в моей жизни больше не было.
Говорят, что первой казашкой, попавшей в «Артек», стала Роза Шамжанова. Дочь репрессированного Шамжана Доненбаева (вроде бы близкого к «Алаш-Орде»), она воспитывалась в детском доме, а когда его директор создал подсобное хозяйство, занялась выращиванием телят. Причём делала это настолько умело и добросовестно, что в 13-летнем возрасте была включена в состав казахстанской делегации, поехавшей в Москву на всесоюзное совещание передовиков животноводства. В том же 1936-м ей вручили путёвку в «Артек». Позже она участвовала в Великой Отечественной войне, стала учёным-китаеведом, работала заместителем министра социального обеспечения Казахской ССР.
В 1940-м во всесоюзном пионерском лагере отдыхала Алия Молдагулова, которая через четыре года в 18-летнем возрасте погибнет смертью храбрых и будет представлена к званию Героя Советского Союза. Её имя высечено на памятной стеле в «Артеке». Можно назвать и немало других известных казахстанцев, которые в своё время побывали там. Например, Батырхан Шукенов в одном из интервью признавался: «Лет в 12, отдыхая в пионерском лагере «Артек», я, совершенно случайно, принял участие в вокальном конкурсе и занял первое место. Мой интерес к музыке проявился именно в этот период».
Если говорить о представителях других республик СССР, то «артековцами» в пионерском возрасте были третий грузинский президент Михаил Саакашвили, премьер-министр Украины «послемайданного» периода Арсений Яценюк, многолетний чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, прима оперной сцены Анна Нетребко, российский политик Ирина Хакамада, кинорежиссёр Павел Чухрай (он снял фильмы «Вор», «Водитель для Веры»), журналист Леонид Парфёнов и другие.
… После распада СССР пионерия перестала существовать. Позже, уже в 21-м веке, в ряде постсоветских стран решили создать что-то аналогичное. Скажем, в Казахстане в 2011-м по инициативе главы государства зародилась единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» для учащихся 5-10 классов. В соседней России указом президента РФ в 2015-м было образовано «Российское движение школьников», имеющее примерно те же цели и задачи, что и пионерия. Но, мягко говоря, это далеко не то. Да, есть понимание, что детей нужно объединить чем-то интересным и полезным, способным воспитать в них гражданственность, ответственность, целеустремлённость, а вот как это сделать в современных условиях – мало кто знает…