На волне критики в адрес первого президента усилились призывы закрыть «Назарбаев университет» (НУ) и «Назарбаев интеллектуальные школы» (НИШ). Мол, они «съедают» значительные бюджетные средства плюс порождают образовательную сегрегацию. И действительно, на каждого учащегося тех же НИШ государство тратит почти в десять раз больше, чем на одного ребенка в обычной школе. Похожая ситуация и с НУ, куда государство ежегодно направляет по несколько миллионов тенге на каждого студента. Не нарушается ли тем самым принцип социальной справедливости? Разве не должны все школы быть в равных условиях и получать одинаковое финансирование? Или все-таки элитные учебные заведения нужны стране - как некий ориентир для всех остальных? Какая из этих точек зрения больше отвечает интересам страны?

Ранее на страницах нашего издания мы неоднократно обсуждали эти вопросы с экспертами. И если вкратце, то одни считают, что элитное образование необходимо, его нельзя запрещать, но оно должно быть частным – по крайней мере, финансироваться не за счет государства. По их словам, рынок сам создаст для состоятельных семей образовательные услуги, которые выше качеством, чем массовое усредненное образование.

«Рыночная дифференциация образовательных услуг за счет появления частных учебных заведений не только естественна, но и полезна, как и любое другое разнообразие. А вот интеллектуальная сегрегация на государственном уровне, особенно если она происходит уже в начальной школе, - и опасна, и неэффективна. Поскольку здесь неизбежны ошибки субъективного характера, цена которых для нации в целом может оказаться слишком высокой. Ведь многие талантливые дети могут оказаться «за бортом» только потому, что кто-то не сумел или не захотел разглядеть их одаренность. Поэтому нужно подтягивать массовое образование до необходимого уровня, а не запрещать элитарное», - отмечал президент научно-образовательного фонда Aspandau, ныне депутат мажилиса Канат Нуров.

Другие полагают, что бессмысленно развивать систему образования, концентрируя все ресурсы лишь на нескольких «точках роста», поскольку прорывные проекты (в данном случае НУ и НИШ) не способны потянуть за собой всю отрасль. «С одной стороны, закрывать такие учебные заведения не стоит, так как в создание их инфраструктуры вложено много денег, а, с другой, текущий статус-кво несправедлив и не особо эффективен в страновом измерении. Здесь необходимо увеличивать затраты на каждого ученика в обычных школах, причем на порядок», - такую позицию высказал историк и политолог Жаксылык Сабитов. По его мнению, применительно к НИШ есть два варианта развития. Первый - расширение этой структуры до такого состояния, чтобы в каждом районном центре Казахстана появилась своя интеллектуальная школа. А второй – введение 20-30-процентных квот для детей из глубинки, которые смогут обучаться в режиме интерната. «НИШ должны стать системой социальных лифтов для молодежи из сельской местности и из малоимущих семей, а не оставаться местом подготовки хорошо образованных юношей и девушек для рынков труда других стран», - добавил политолог.

Также было высказано мнение, что вообще нет никакого смысла в разделении школ на «слабые» и «сильные», а детей на три сорта: первый – учащиеся элитных школ со всеми привилегиями, второй – ученики обычных школ, третий – дети, которых уже после 9-го класса выпроваживают в колледжи, не давая шанса даже дойти до ЕНТ. Мол, от этого разделения один лишь вред. «Получается, государство стреляет себе же в ногу, поскольку уже через 10-15-20 лет оно получит поколение, где меньшинство будет образованным и успешным, а большинство – неучами и неудачниками. Причем на это самое меньшинство будет возложена задача кормить большинство, состоящее из безработных, малоимущих, нуждающихся в помощи государства. Более того, последние станут источником постоянно растущего социального напряжения, поскольку будут недовольны властью за то, что та о них плохо заботится. И эта проблема присуща всем странам, где имеет место глубокое социальное неравенство. Не зря же «счастливыми», согласно различным рейтингам, чувствуют себя граждане лишь тех государств, которые главным приоритетом ставят человеческий капитал и, следовательно, высокий уровень образования и жизни для всех», - заключил PR-специалист Нуркен Халыкберген.

С того времени в Казахстане, да и во всем мире произошли кардинальные изменения, причем далеко не в лучшую сторону. В этой связи мы решили посмотреть на ситуацию вокруг «Назарбаев университета» и «Назарбаев интеллектуальных школ» с другой стороны - в свете так называемой «новой реальности». Слово экспертам.

Серик Ирсалиев, президент Международного университета «Астана» и общественного объединения «Белес»:

«Нужно мультиплицировать эти достижения на все организации образования страны»

- В вопросах построения «второй республики» надо быть крайне аккуратными и принимать очень взвешенные решения, чтобы не выплеснуть вместе с водой «ребенка». И конформизм здесь ни при чём. Ломать - не строить. Закрыть легче, чем создать.

В отношении НИШ и НУ вначале надо разобраться с терминологией: что есть «элитарный»? Это учебное заведений для элитных детей и студентов? А кто тогда эти элитные дети и студенты? Самые талантливые и трудолюбивые или выходцы из аристократических семей? Если в организации набора, обучения и выпуска учащихся соблюдается принцип меритократии, то что можно предъявить этим флагманам образования?

Другой вопрос – социальная справедливость и равный доступ к качественному обучению для всех. Год назад на заседании Совета безопасности было заявлено о том, что предстоящее десятилетие должно пройти под знаком «национальной идеи образования». На мой взгляд, за ее основу нужно взять установку, что каждая казахстанская школа обязана стать как НИШ по уровню финансирования, квалификации учителей, менеджмента, а каждый вуз должен соответствовать параметрам НУ. Конечно, это дорого, трудоемко, на грани несбыточных фантазий. Но это единственный и безальтернативный путь развития интеллектуального потенциала нации и конкурентоспособного человеческого капитала, а значит, и в целом нашего Казахстана. Так делали все страны, которые выбрали развитие человеческого капитала приоритетом своей внутренней политики и добились лидерства в жесткой мировой конкуренции.

Поэтому для достижения социальной справедливости в вопросах равного доступа к качественному образованию надо не закрывать то, что создано в качестве эталона и «маяков» с большим трудом и за большие деньги, а мультиплицировать их достижения на все организации образования. Наша страна и наш народ заслуживают этого.

Данияр Ашимбаев, политолог, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане»:

«Они действительно формируют новые стандарты качества обучения»

- Подозреваю, что тем, кто требует закрытия НИШ и НУ, просто не нравятся их названия. На этой волне, скорее всего, рано или поздно встанет вопрос ребрендинга, но вряд ли мы увидим какие-то кардинальные меры. Дело в том, что Казахстану крайне необходимы новые образовательные технологии, и с этой задачей такие учебные заведения справляются. Правда, насчет достижений НУ у меня нет однозначной оценки, но что касается НИШ, то положительные результаты налицо. Несмотря на частую критику в свой адрес, они действительно формируют новые стандарты качества обучения, которые можно распространить и на другие школы. Может, даже стоит задуматься о расширении сети НИШ, чтобы там могли обучаться больше талантливых детей, чем сейчас.

Специализированные учебные заведения в любом случае нужны. Доказательством тому служит, например, Республиканская физико-математическая школа (РФМШ) в Алматы, которая за полвека своего существования выпустила множество представителей политической, научной и деловой элиты Казахстана. Другое дело, что далеко не все родители заинтересованы в том, чтобы их дети учились в «особенных» школах и получали качественное образование, кому-то ведь достаточно и простого диплома (лишь бы под ногами не болтались). Этот фактор тоже надо учитывать.

К сожалению, такой заинтересованности зачастую не наблюдается и со стороны местных властей. К примеру, в прошлом году я писал о сверхпереполненности городских школ, в которых насчитывается уже по 20–30 первых классов! Как выяснилось, Минздрав отменил норматив, согласно которому максимальное количество детей в обычном классе не должно превышать 25. Очевидно, что это выгодно, прежде всего, акимам, поскольку снимает проблему трехсменок и одновременно не требует строительства большого числа новых школ, но при этом доставляет серьезные неудобства педагогам и учащимся со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Сейчас МОН РК добивается возвращения этой нормы, хотя уже наметился серьезный дефицит ученических мест в стране в целом и в мегаполисах в частности. Мало того, что темпы строительства новых школ не поспевают за темпами прироста населения и внутренней миграции, так еще этот процесс постоянно сопровождается скандалами: то строительные корпорации некачественно выполняют работы, то сильно завышают сметы. И это уже система – так же, к примеру, мы строили модульные ковидные госпитали в разгар пандемии, до этого проведя приватизацию и «оптимизацию» больничного фонда. Подчеркну: нужны не просто новые школы, а школы с качественной, экологичной средой обучения, необходимым оборудованием, хорошими педагогами.

Что касается «Назарбаев университета», то, как мне кажется, его слишком перепиарили. Он изо всех сил старается делать вид, что имеет автономный статус и не подчиняется Министерству образования и науки, хотя при этом более чем активно финансируется государством. Понятно, что нужны университеты, задающие новые стандарты образования. Но нельзя забывать, что в стране есть и другие вузы, в том числе в столице, которые тоже необходимо развивать, причем не в ущерб другим.

В целом информация об успехах НУ достаточно противоречива. К примеру, его считают лидером по публикационной активности среди университетов и научных организаций Казахстана, но мы прекрасно знаем, что все эти рейтинги и публикации в зарубежных изданиях спокойно покупаются и продаются (за 200, 300 долларов, а с написанием и размещением – за несколько тысяч долларов). Понятно, что изначально международную наукометрию в Казахстане вводили с целью объективной оценки отечественной науки, но вскоре стало ясно, что это всего-навсего еще одна ниша для коррупции.

При внедрении чего-то нового нужно, прежде всего, включать здравый смысл. У нас же все уходит в кампанейщину и там загнивает. Глядя на результаты любой реформы, понимаешь, что нужна либо «еще одна» реформа, либо хороший следователь. Вспомните, как мы отказались от обычных экзаменов в пользу ЕНТ, чтобы победить коррупцию, а в итоге получили скандалы вокруг продажи экзаменационных тестов. Или как внедряли систему грантового финансирования науки на базе национальных научных советов, но столкнулись с несправедливым его распределением. Наверное, уже пора все эти процессы доверить искусственному интеллекту. На мой взгляд, компьютер лучше справится с этой задачей, чем люди.

Казахстану необходимы модели развития, ориентированные на конкретные результаты, а не на рейтинги. Но за что бы мы ни брались, эффект получаем обратный от ожидаемого. Взять хотя бы поиск «сакральных мест» в рамках программы «Рухани Жаңғыру», где, казалось бы, невозможно выдать желаемое за действительное. Но не прошло и месяца, как акимы областей начали один за другим отчитываться, сколько они у себя древних городов нашли, а некоторые даже заявили об обнаружении своих «золотых людей». Понятно, что провести такое количество раскопок за столь короткие сроки нереально. И потом, это не дело акимов - заниматься научными открытиями, ведь технически они никак их не касаются.

Возвращаясь к системе образования, хочу подытожить: улучшать её, конечно же, необходимо, но без кампанейщины, фанатизма, ориентируясь на результат и минимизацию коррупционных схем. Увы, в нашей стране это практически невозможно.

Дастан Ельдесов, публицист:

«Их закрытием проблему низкого качества образования в стране не решить»

- Специальные школы существовали и в советское время. Там тоже обучался небольшой процент детей, прошедших соответствующий конкурс. Ставка, как правило, делалась не на количество учащихся, а на качество образования. «Назарбаев интеллектуальные школы» (как и ранее РФМШ, БИЛ) переняли ключевые принципы этой модели: прием на основе честного и широкого конкурса, бесплатное обучение и интернаты для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение предметов.

Какие же аргументы у противников НИШ? Во-первых, неравномерное финансирование, а именно то, что государство тратит на каждого ученика интеллектуальных школ в 6-10 раз больше, нежели на одного ученика обычной школы, а должны быть одинаковые условиях для всех. Во-вторых, социальная несправедливость: мол, без специальной подготовки поступить в НИШ невозможно, что ставит детей из сельской местности и малообеспеченных семей в заведомо проигрышное положение.

Но давайте разбираться. Все мы понимаем, что нынче за хорошее образование надо платить – это мировая практика. Однако для учащихся НИШ учеба бесплатная, ее оплачивает государство. И это выглядит оправданным, если учесть наличие интернатов, трехразового питания, школьной одежды, качественного материально-технического, кадрового обеспечения и прочего. Все это уже предполагает повышенное финансирование. К примеру, у НИШ есть прекрасные лаборатории, где школьники имеют возможность проводить свои исследования, чего, к слову, нет даже в некоторых наших медицинских вузах (там старые, оставшиеся еще с советских времен лаборатории, дефицит оборудования и медицинских материалов).

Но самое главное, что эти интернаты предназначены именно для ребят из сельской местности, пригородов, многодетных и малообеспеченных семей либо имеющих инвалидность, проблемы со здоровьем. Это свидетельствует как раз таки о том, что в НИШ часто поступают дети из простых семей, у которых нет средств на платное обучение. Тогда как дети из обеспеченных семей, как правило, учатся в дорогих частных элитных школах или за границей.

Очевидно, что НИШ отличаются от обычных школ – там нет коррупции, сбора денег с родителей, лишних учебных предметов и т.д. Зато есть справедливая система оценки успеваемости, ориентация на западную систему образования и условия для раскрытия способностей каждого. Там реально учатся одаренные дети со всей республики. Поэтому уже никого не удивляют их многочисленные победы на международных олимпиадах или приглашения на учебу от известных зарубежных университетов.

Такая же ситуация с «Назарбаев университетом», куда студентов принимают на основе большого и прозрачного конкурса - без блата, взяток, списывания и «слива» экзаменационных тестов, что часто практикуют другие вузы Казахстана. Такой конкурс позволяет отбирать самых сильных и достойных молодых людей, которые в дальнейшем показывают высокий уровень знаний и компетенций.

Следует стремиться к таким же результатам в обычных школах и вузах, а для этого, прежде всего, государство должно усиливать их финансирование, причем существенно. Закрытием НИШ и НУ проблему низкого качества образования в стране никак не решить. Наоборот, необходимо увеличивать количество таких специализированных учебных заведений, чтобы как можно больше способных детей смогли себя реализовать.

Да, много претензий вызывает непрозрачность работы НИШ, НУ и «Назарбаев Фонда», в том числе в вопросе оплаты труда преподавателей из-за рубежа. Но такие моменты можно решить и без прекращения деятельности самих учебных заведений. Плюс в контексте изменения статуса первого президента идут разговоры об изменении названий НИШ и НУ. И это тоже не проблема. В свое время казахско-турецкие лицеи стали «Бiлiм-инновация лицейлерi», и это никак не повлияло на содержание и качество обучения в них. К примеру, те же НИШ можно переименовать в Национальные интеллектуальные школы, чтобы не менять аббревиатуру, которая уже стала брендом.