170 лет назад в дельте Сырдарьи началось строительство укрепления, которое спустя полтора десятилетия получило статус города – причём в 19-м веке это был единственный на всей территории Казахстана город, где казахов насчитывалось больше, чем русских и представителей других этносов. Населённый пункт, ставший на полвека экономическим центром обширного региона, охватывавшего земли, как минимум, двух современных областей нашей страны, впоследствии оказался, можно сказать, на обочине большой жизни, виной чему стало событие, случившееся ровно через 50 лет после его основания.
Место и время рождения
…В 1847-м, когда царская Россия ещё только вынашивала планы вторжения в Среднюю Азию, на северо-восточном побережье Аральского моря началось строительство военного укрепления, названного Раимским. Оно стало как бы плацдармом для наступления войск на территории, в том числе казахские, которые подчинялись Кокандскому ханству. В 1852-м была предпринята попытка взять крепость Ак-мечеть (ныне город Кызылорда) – кокандский форпост на Сырдарье, однако она оказалась неудачной. Спустя год двухтысячный отряд, в котором было и несколько сотен казахов, под командованием генерала Василия Перовского снова осадил крепость, и в конце июля 1853-го она пала.
Получив контроль над всеми землями в нижнем течении Сырдарьи, Перовский, будучи и губернатором Оренбургской губернии, распорядился перенести Раимское укрепление, располагавшееся в неудобной и болотистой местности, на полсотни километров восточнее, выше по течению реки. Так началось строительство Форта №1. Появились верфь, порт, жилая слободка. Численность гарнизона, основу которого составили казаки, перебравшиеся из Раима, увеличивалась, сюда стали стекаться решившие или вынужденные осесть представители местного населения, пришли торговцы, ремесленники. В 1867-м, через два года после образования Туркестанской области, населённый пункт получил статус города и уездного центра, а также название Казалинск. Кстати, обширная Туркестанская область (со столицей в Ташкенте), которая по площади территории превосходила весь современный Узбекистан, делилась всего на семь уездов. Иначе говоря, последние, по сути, сами были областями.
Свидетельства американского журналиста
В 1873-м через Казалинск проезжал американский военный корреспондент Януарий Алоизий Макгэхан, который решил своими глазами увидеть поход русской армии в Хивинское ханство. Вот что он писал в своей книге «Военные действия на Оксусе и падение Хивы», изданной через год в Лондоне, а спустя ещё пару лет в Москве (на русском языке): «За фортом к реке расположена корабельная верфь, а на стороне суши возник процветающий теперь городок Казалинск, насчитывающий около 5.000 жителей. За исключением военных, в Казалинске весьма мало русских, большая же часть населения состоит из сартов или таджиков, бухарцев, киргизов и кара-калпаков, племён, родственных татарам, в которых, впрочем, монгольский тип более или менее смягчился смешением с кровью арийской».
Описывая облик города, американский журналист отмечал: «Одного взгляда на Казалу достаточно чтобы напомнить вам, что, несмотря на широкие улицы, вы уже находитесь в Средней Азии. Низкие дома с плоскими крышами, без окон и почти без дверей, базар с его рядом лепящихся друг к другу маленьких стойл, изображающих лавки, где длиннобородые торговцы, в ярких халатах, величественно восседают посреди своих товаров, пробавляясь чаепитием; ряды навьюченных верблюдов, выступающих среди толпы людей с дикими лицами, груды странного вида товаров,— все напоминает вам, что вы уже вступили в сказочные страны Востока».
Из рассказа Макгэхана можно узнать, что представляла собой тогда Аральская военная флотилия, базировавшаяся в Казалинске. Это три больших колёсных парохода – «Самарканд», «Перовский» и «Ташкент»; два винтовых – «Арал» и «Сыр-Дарья», паровой катер «Обручев» и многочисленные баржи. В основном они были построены в Швеции и Англии, а привезли их сюда по частям на верблюдах через сотни километров по степи. «Можно вообразить, с какими неимоверными трудами было сопряжено это предприятие», - писал корреспондент.
Военное и экономическое значение
Также он сообщал, что тремя неделями ранее в Казалинске был посол хивинского хана Мухаммада Рахима с письмом, в котором тот просил генерала Константина Кауфмана, командующего войсками Туркестанского военного округа, о заключении мира. А ещё Макгэхан утверждал, что именно из Казалинска выступил в сторону Хивы отряд, в котором находился великий князь Константин Николаевич, младший брат российского императора Александра II. Это всё свидетельствует о том, какое значение имел город в военном и даже дипломатическом отношении.
Что же касается значения экономического, то оно определялось, прежде всего, двумя факторами. Во-первых, тем, что через Казалинск проходил караванный путь, связывавший Оренбург, а значит, и всю России, со Средней Азией и далее с Персией, другими странами. Во-вторых, бурным развитием рыбной промышленности, толчок которому дали уральские казаки-староверы. В 1870-х они были высланы в Казалинск за неповиновение царским властям, пытавшимся жёсткими методами обратить их в «единоверие». Старообрядцы прекрасно владели навыками не только добычи, но и переработки рыбы, а низовья Сырдарьи с её озёрами и Аральское море были очень богаты ею, причём самыми разнообразными видами, включая ценные – осетровые (например, шип), усач, жерех…
К концу 19-го века ежегодный объём улова в этом регионе достиг почти миллиона пудов, или примерно 16 тысяч тонн (для сравнения: сейчас во всех водоёмах северного Приаралья, включая Малый Арал, добывают вдвое меньше). Её охотно покупали российские и среднеазиатские купцы, она приносила большие доходы. К этому промыслу постепенно приохотились и казахи, которые, хотя и ловили прежде рыбу, всё же не видели в её добыче особой пользы для себя. Развитие рыбной промышленности придало серьёзный импульс сопутствующим отраслям, росту товарооборота, в целом вызвало экономический и, как следствие, демографический подъём.
Этнический состав и знаменитые уроженцы
Согласно данным всероссийской переписи 1897 года, на тот момент в Казалинске проживали 7.585 человек – в полтора раза больше, чем, например, в Перовске (ныне Кызылорде), и в два с половиной раза больше, чем в расположенном относительно недалеко Актюбинске. Казахи были самым многочисленным этносом в городе (3.358), второе место занимали русские (2.517), следом шли татары (627), сарты (435), таджики (352). Кроме того, переписчики насчитали 93-х украинцев, 55 поляков (видимо, ссыльных), 41 еврея, 15 немцев…
По количеству казахов Казалинск занимал второе место среди всех городов после Семипалатинска. Но в последнем представители коренного населения не были этническим большинством – они уступали в этом плане русским, составляя примерно треть всех горожан. И если исходить из удельного веса в составе жителей, то получается, что Казалинск на тот момент стал самым казахским городом. В Акмолинске, Туркестане, Чимкенте, Аулие-Ате, Уральске, Гурьеве (ныне Атырау) и общее количество, и доля казахов были меньше.
Среди уроженцев Казалинска можно выделить троих. В 1879-м в семье казачьего офицера, участника военных экспедиций в Среднюю Азию, появился на свет Антон Дутов, будущий генерал, активный участник гражданской войны на территории Казахстана, истории ликвидации которого посвящён известный художественный фильм «Конец атамана». В 1902-м в этом городе родился Гани Муратбаев, первый руководитель комсомола и Казахстана, и Туркестана, умерший в 23-летнем возрасте, – его высоко чтили в советский период, его именем были названы совхозы, школы, улицы, стадион в Кызылорде. А 1922-й стал годом рождения Розы Баглановой, впоследствии знаменитой певицы, народной артистки СССР.
Железная дорога: кому благо, кому зло
Начало 20-го века ознаменовалось событием, после которого значение Казалинска стало падать. При выборе маршрута железной дороги Оренбург-Ташкент он оказался более чем в десяти километрах от неё, а непосредственно рядом со стальной магистралью в 1903-м, то есть 120 лет назад, построили станцию, позже названную Новоказалинском. Там появились железнодорожные депо, другие службы, а также жилой посёлок, который стал разрастаться. Проложенная уже в советский период автомобильная трасса тоже прошла близ Новоказалинска.
Плюс к этому в 120 километрах к северо-западу возникла ещё одна станция, получившая название Аральское море. Владельцы многих рыболовецких и рыбоперерабатывающих компаний поняли, что соседство железной дороги с побережьем Арала открывает перед ними более широкие перспективы, связанные, как бы сказали сейчас, с логистикой, и решили перебазироваться туда. Постепенно Аральск, город, зародившийся рядом с пристанционным посёлком, стал доминировать в рыбной промышленности, прирастать населением, тогда как Казалинск, которому не повезло с этой самой логистикой, лишился «почвы», питавшей его развитие в предыдущие годы.
С тех пор и до момента потери статуса районного центра, то есть до конца 1950-х, а затем и до распада СССР население города оставалось практически неизменным – около 10 тысяч, тогда как в Новоказалинске (сейчас он называется Айтеке-би) число жителей за этот же период увеличилось с нуля до 32-х тысяч. А окончательно бесперспективным Казалинск стал после того, как с обмелением Арала началась деградация дельты Сырдарьи. Сегодня в нём проживают менее шести тысяч человек, в то время как в Айтеке-би – в семь раз больше…