В нынешнем году исполнилось 15 лет со времени появления в Казахстане образовательных учреждений, получивших несколько неуклюжее название «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Их создание тогда обосновали необходимостью подготовки «профессионалов с высоким уровнем технических, управленческих и лидерских компетенций». Пока трудно сказать, удалось ли вырастить таких профессионалов, и если да, то какую пользу они приносят стране. Но что произошло точно – так это разделение государственных учебных заведений на элитные и обычные, что некоторые расценивают как «образовательную сегрегацию».

Элитные школы, которые находятся в частной собственности и в которых обучение детей оплачивается их обеспеченными родителями, безусловно, имеют полное право на существование. Но когда подобные учебные заведения создаются государством и им же финансируются, сразу же возникают вопросы, касающиеся соблюдения таких принципов, как социальная справедливость, равный доступ к качественному образованию. Ведь все налогоплательщики, они же папы и мамы, имеют одинаковые права на получение общественных благ.

В 2019-м, когда в трёх городах республиканского значения начали реализацию пилотного проекта подушевого финансирования школьников, называлась цифра в 224 тысячи тенге – столько денежных средств было выделено в расчёте на каждого учащегося на весь учебный год. Эта цифра включала в себя затраты на оплату труда педагогов, на содержание и текущий ремонт зданий, оплату коммунальных услуг. И в том же году был утверждён республиканский бюджет, которым предусматривалось выделить автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» 66,3 миллиарда тенге в течение ближайших трёх лет (2020-2022). Если учесть, что тогда во всех НИШ, которых насчитывается чуть больше двадцати, обучалось в общей сложности менее 15 тысяч детей, то несложно подсчитать, что в среднем на каждого учащегося было выделено почти по 1,5 миллиона тенге в год. Это ненамного меньше стоимости обучения в элитных частных школах и в 6,7 раза больше, чем расходовалось из казны на среднестатистического ученика обычного общеобразовательного учреждения.

Правда, чиновники обещали, что, начиная с 2023-го, государство начнёт сокращать финансирование НИШ: будет создан специальный фонд, что-то школы должны зарабатывать сами – в них предусмотрено и платное обучение, причём весьма дорогостоящее. Например, в 2022-23 учебном году в одном из таких учебных заведений Астаны цена колебалась в диапазоне от 1,8 до 2,7 миллиона тенге (за учащихся начальных классах родители платили поменьше, за старшеклассников – побольше). Возможно, содержание НИШ для государства теперь действительно будет обходиться дешевле, но, как говорится, поживём – увидим.

На обучение за казённый счёт (бесплатное для родителей) в такие школы принимают после 6-го класса. Конкурс большой – в среднем восемь-десять детей на одно место. При столь высокой конкуренции и качество принимаемого в них ученического контингента должно быть соответствующим. А значит, можно сделать вывод, что в НИШ поступают наиболее талантливые подростки, живущие в нашей стране, и что этой селекцией охвачены все, кто того заслуживает. Но как обстоит на самом деле?

Возьмём для примера двух мальчиков, изначально имеющих совершенно одинаковые способности к учёбе. Один растёт в семье, где родители не могут позволить себе дополнительных трат, помимо тех, которые являются минимально необходимыми для полноценной жизни (такие «ячейки общества» составляют у нас большинство), а другой – пусть не в самой богатой, но относительно обеспеченной, имеющей возможность тратить на развитие ребёнка больше, чем среднестатистическая семья. Первый учится в обычной школе с переполненными классами (по 30-35 учеников) и издёрганными учителями, второй ходит в частную платную, где каждый педагог занимается, например, с 15 детьми, посвящает много времени индивидуальной работе с ними. Когда наступает время подготовки к поступлению в НИШ, первый не может воспользоваться услугами профессиональных репетиторов, поскольку они стоят слишком дорого для него, тогда как у второго особых проблем с этим нет. У кого больше шансов выдержать конкурс и стать учащимся НИШ? Думается, ответ очевиден. А о подавляющем большинстве сельских подростков и говорить нечего – какое там качество образования, какие репетиторы?

В советское время тоже существовали отдельные школы для одарённых детей – например, знаменитая республиканская физико-математическая в Алма-Ате, созданная в 1972-м. Из неё вышло немало тех, кто впоследствии вырос в известных учёных, организаторов производства, бизнесменов. Но тогда стартовые условия для всех были примерно одинаковыми – не было столь большого разрыва в доходах населения, отсутствовали частные школы, репетиторы работали разве что на нелегальной основе (их могли привлечь к ответственности). И даже способные дети из глубинки имели шансы поступить в «физмат» - к слову, таких было немало, и жили они в открытом при нём интернате.

Иначе говоря, сегодня, в отличие от советского периода, на который, видимо, и ориентировались инициаторы создания НИШ, эти школы не обеспечивают равного для всех одарённых детей доступа к качественному образованию. То есть, в данном случае можно говорить о социальной несправедливости. И это одна из главных проблем, которую вряд ли возможно решить.

В числе основных задач НИШ называлось масштабирование их опыта на обычные общеобразовательные учреждения. Однако огромный разрыв в возможностях тех и других, как отмечалось в обзоре «Эффективность использования ресурсов в школах Казахстана», который был подготовлен в 2015-м структурами ОЭСР и Всемирного банка, «ограничивает обоснованность НИШ как инновационных лабораторий, потому что условия в них в разы лучше, чем в остальных школах». Этот вывод получил своё подтверждение очень скоро, когда в 2016-м после прихода на министерский пост Ерлана Сагадиева была предпринята попытка внедрить по примеру НИШ повсеместное трёхъязычное образование. Каким провалом обернулась та затея, несмотря на многомиллиардные траты из бюджета, мы все прекрасно помним.

В «Назарбаев Интеллектуальных школах» с их финансовыми ресурсами, материально-технической базой, возможностью привлекать иностранных преподавателей (десять лет назад их доля составляла 17 процентов), отбирать лучших учителей страны, обеспечивать вдвое меньшее, чем в обычных школах, соотношение между количеством педагогов и числом учащихся, подобные новации внедрять можно. Но чтобы масштабировать их на все учебные заведения, нужно и там создать аналогичные условия. А это пока нереально, поскольку потребует увеличения государственных ассигнований на школьное образование, как минимум, в пять-шесть раз.

Авторы упомянутого обзора высказали сожаление по поводу того, что в Казахстане делают чрезмерный акцент на «наиболее результативных учащихся». Речь шла о НИШ, одарённых детях, их подготовке к участию во всевозможных олимпиадах, на что в 2013-14 годах была направлена почти пятая часть всего бюджета образования. И в то же самое время без должного внимания оставалась основная масса учащихся. В этой связи был приведён такой пример. В 2010-м году 880 одарённых казахстанских школьников (многие из НИШ) стали призёрами международных научных состязаний. При этом во время исследования PISA-2012, которое даёт представление об общем уровне знаний 15-летних учащихся в стране, Казахстан показал очень слабые результаты.

Ещё хуже они оказались спустя шесть лет, когда было проведено последнее на сегодня тестирование в рамках данного проекта (PISA-2018). По всем трём видам грамотности наши участники проиграли своим предшественникам: по читательской – на шесть, по математической – на девять, по естественнонаучной – сразу на 28 баллов. Задания первых двух уровней сложности (из шести) в этих разделах смогли выполнить соответственно 36, 51 и 40 процентов казахстанских детей. Это означает, что все остальные, если исходить из принятой организаторами исследования дифференциации, продемонстрировали функциональную неграмотность: по навыкам чтения – почти две трети, по математике – около половины, по естественнонаучным дисциплинам – трое из каждых пяти наших школьников.

После обнародования три года назад итогов PISA-2018 тогдашний министр образования Асхат Аймагамбетов решил подсластить пилюлю, заявив, что зато результаты учащихся НИШ близки к показателям стран-лидеров. Он назвал цифры набранных ими баллов, но не стал сравнивать их со средними по стране. А такое сравнение сказало бы об очень многом: по всем трём видам грамотности ученики «Назарбаев Интеллектуальных школ» превзошли среднеказахстанские показатели на 120-130 баллов, что, согласно принятой в PISA градации, соответствует четырём годам учёбы.

Конечно, можно порадоваться за НИШ, но в этих образовательных учреждениях занимаются всего-навсего 0,5 процента всех казахстанских школьников. Добавим ещё один процент – тех, кто проходит обучение в лицеях «Білім-Инновация» (бывшие казахско-турецкие) и в дорогостоящих частных школах. Остальные 98,5 процента наших детей ходят в обычные школы, которые не в состоянии дать большинству из них необходимый базовый уровень знаний.

Сможет ли страна, в которой лишь полтора процента представителей подрастающего поколения получают достойное образование, соответствующее современным требованиям, стать экономически развитой, политически стабильной и социально благополучной?