Скоро исполнится три года с того момента, как в политический обиход вошло выражение «слышащее государство». Но стало ли наше государство таковым на самом деле, или хотя бы научилось ли оно лучше слышать своих граждан? Как говорится, большой и жирный вопрос. В чем причины профанации этой здравой, по сути, идеи, и кто больше – власть или общество - виновато в ее провале? Как сделать государство по-настоящему и слышащим, и реагирующим? Своим мнением на этот счет делятся общественники.
Казбек Бейсебаев, инициатор создания гражданского движения «Халық сенімі»:
«Наше государство слышит только себя»
- К сожалению, наше государство только на словах слышащее, на деле же оно никого не слышит. Точнее, оно слышит только само себя. Вот, например, оно говорит о реформах и либерализации процесса партийного строительства, а по факту ничего не меняется. Более того, оно в последнее время просто забыло эту тему и замолчало. Еще стоит отметить, что власти любят слушать только избранных, привлеченных ею самой, чему все мы были свидетелями на прошедшем Курултае.
Что означает услышать своих граждан? Это означает услышать про их проблемы, а как раз таки этого власти и не хотят делать, ведь они все тридцать лет сами создавали эти проблемы и не решали их. Чиновники предпочитают ничего не слышать и ничего не видеть.
Чтобы власти стали прислушиваться к обществу, для начала надо реализовать конституционное право граждан участвовать в управлении страной, и для этого необходимо открыть им двери в политику. Первым шагом могло бы стать упрощение процедуры регистрации партий, о чем неоднократно говорил сам президент страны. Но его поручения его же окружение игнорирует. Прошло четыре месяца, а воз, как говорится, и ныне там.
Таким образом, мы видим, что наше государство или плохо слышит или совсем не слышит собственных граждан. В этом плане очень уместна казахская поговорка: «Враг говорит так, что тебе смешно, а когда друг говорит, плакать хочется». Вот и наши власти - они хотят слышать только приятное. Мы же, граждане, озвучиваем преимущественно нелицеприятные вещи.
К чему приводит ситуация, когда власти не слышат своих граждан, наглядно показали январские события. Тогда триггером послужил рост цен на газ. Сейчас цены растут на всё. Есть над чем задуматься.
Галым Агелеуов, руководитель общественного фонда Liberty, правозащитник:
«Всё это – блеф, обман и манипуляция»
- «Слышащее государство» как установление диалога между властью и народом при сохранении тотальной коррупции в правоохранительных системе (полиции, судах, прокуратуре) – это обман и манипуляция. Не проведя политических и демократических реформ, не наказав обогащавшуюся на протяжении всех прошедших лет номенклатуру, которая давно уже неспособна к генерированию качественных проектов, которой присущи психология клептократа и временщика, наша власть выдвинула лозунг «Жана Казахстане, но ничем его не подкрепила.
Номенклатура сознательно не предоставила народу инструменты по выправлению многочисленных нарушений. Спросить с власти по существу сегодня не возможно. Чтобы государство стало слышать нам нужны системные перемены, а не "ручное управление". Кантар-2022, до этого Жанаозен-2011, а еще раньше Желтоксан-1986 показали, что без люстрации и наказания лиц, уничтожавших демократию, гражданские права и свободы, предававших национальные интересы страны, никаких улучшений не будет. Отказ от конкуренции, аресты и задержания представителей гражданского общества, сохранение раздутых аппаратов, разворовывание бюджетных средств на всех уровнях, зависимые от местных исполнительных органов маслихаты и общественные советы - это проявления плохого, недемократического управления, ведущего в том числе к росту внешнего долга страны. И «слышащее государство», как ранее «Рухани Жангыру», ФИИР и масса других инициатив, оказалось блефом.
Нам необходимо формировать сильное, независимое, открытое, конкурентное гражданское общество, свободное политическое поле, вводить честные выборы и местное самоуправление, что обеспечит динамику развития и минимизирует влияние внешних факторов. Но, к сожалению, такого стремления у нынешней власти не просматривается. Незаконно запрещаются митинги, задерживается регистрация партий. Нет хороших хозяйственников и менеджеров, способных проводить грамотную внутреннюю политику, не решаются важнейшие вопросы, связанные с землёй и местным самоуправлением. Пока одни только декларации. Предоставьте хотя бы по 10 соток всем казахстанцам, решите вопрос с коммуникациями городов и сёл, обеспечьте их водой, теплом, нормальными дорогами, туалетами, наконец… Возможно, тогда кто-то кого-то и способен будет услышать…
Нурул Рахимбек, общественный деятель:
«В реальность эта идея так и не была превращена»
- Идея создания «слышащего государства» носит декларативный характер. В реальность она так и не была воплощена. Могу предположить, что власти изначально были в этом не заинтересованы. Их цель заключалась в том, чтобы создать для Запада «красивую картинку» путем пускания таких вот «мыльных пузырей». Приступать к реальным изменениям демократического характера, никто даже не планировал.
Собственно, ничего нового – все как всегда. Эти же самые подходы мы наблюдаем и при запуске нынешних конституционных реформ. Причин тут масса. Они зависят как от внутренних, так и от внешних факторов.
Можно ли изменить ситуацию? Безусловно, да. Для этого граждане должны активизироваться, сплотиться и заставить власть работать так, чтобы ее собственные декларации находили практическую реализацию. Когда это произойдет, она будет вынуждена выстроить реальные каналы коммуникации и пойти на контакт с народом, стать на деле тем самым «слышащим государством», о котором мы сегодня говорим. Но до этого, увы, пока очень далеко.
Исатай Утепов, общественное объединение «Абырой»:
«Январские события в пух и прах разнесли остатки этой концепции»
- Прошло три года, и мы видим, что это мертворожденное дитя. Впрочем, как и многие другие инициативы власти. Невозможно продвигать отдельные реформы в сфере политики и экономики без радикальной смены политического режима и тотальной люстрации чиновничества. Согласитесь, что весь бюрократический аппарат, созданный первым президентом, без существенных изменений благополучно перекочевал в так называемую «Вторую республику». О каких реформах тут может идти речь? О каком таком слышащем государстве тут можно говорить, когда все превращено в фарс и подлог? Январские события в пух и прах разнесли остатки этой концепции – вместо того, чтобы на самом деле попытаться что-то расслышать, «слышащее государство» в полную мощность включило свой репрессивный аппарат.
О нем можно говорить долго, ругать его, предполагать, что могло бы способствовать реализации этого концепта на практике. Но только вот до по-настоящему слышащего государства нам еще очень и очень далеко.