Будущее любой страны определяет молодежь, выступая ее главной движущей силой, ценным стратегическим и кадровым ресурсом. Именно поэтому в Казахстане молодежная политика является одной из важнейших задач государства. Она призвана создавать все необходимые условия для успешной социализации и полноценного участия молодых людей в принятии решений, а также для их духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития.

Разумеется, эффективная реализация всех этих задач во многом зависит он сильной законодательной базы. То, насколько она отвечает современным тенденциям, запросам времени и ожиданиям населения, взялись проанализировать авторы Национального доклада «Молодежь Казахстана: 30 лет независимости».

Первые шаги

Первым нормативным правовым актом в этой сфере стал Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» от 28 июня 1991 года. По оценкам экспертов, это был актуальный и своевременный документ, в котором отражен переход от одного вида экономики к другому, продемонстрированы принципы демократии, гласности и, конечно же, определены важные направления развития молодежи. Другим значительным концептуальным документом, определившим дальнейшие развитие страны, стала Стратегия развития Казахстана до 2030 года. В нем содержатся приоритетные цели, в том числе в возрастной политике рекомендовано сконцентрировать внимание на молодежи и подрастающем поколении, а также на молодых семьях.

В связи с этим уже следующий документ – Концепция молодежной политики Республики Казахстан, утвержденная 28 августа 1999 года, – акцентирует внимание на таких аспектах как формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное ее развитие; обеспечение прав в области труда, образования и охраны здоровья; создание условий реализации социально-экономических потребностей, интеллектуального и физического развития; поддержка и стимулирование общественной инициативы; вовлечение в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы.

С целью претворения в жизнь основных направлений Концепции в 2001 году была утверждена Программа «Молодежь Казахстана» на 2003–2004 годы. В план мероприятий вошли такие новые форматы как, например, проведение ярмарок-вакансий, создание бизнес-инкубатора и специального интернет-сайта, издание государственного доклада о положении дел молодежи и т. д.

Основой последующей реализации молодежной политики стал Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года, который придал новый импульс развитию сферы, стимулированию новых инициатив и росту молодежного движения. Плюс нормативный правовой акт позволил выделить молодежь в отдельную социально-демографическую группу, наделить ее определенными социальными правами и государственными гарантиями. Возрастные ее границы были определены в интервале с 14 до 29 лет.

9 сентября 2005 года была утверждена Программа молодежной политики на 2005–2007 годы. В число ее целей вошли: проведение социально ориентированных молодежных мероприятий; создание условий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи; раскрытие ее творческого потенциала; создание необходимых условий для социализации и функционирования молодежных организаций.

Далее для повышения духовного потенциала общества была разработана Государственная программа патриотического воспитания граждан РК на 2006–2008 годы. Она предполагала воспитание гражданина, обладающего позитивным, созидательным мировоззрением, которое выражается в чувстве ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения на благо родины, общества, своей семьи, самого себя. Кроме того, усилия были направлены на формирование систематически совершенствующей личности, обладающей прочным нравственным стержнем, гибким, легко адаптирующимся к меняющимся условиям и открытый новым идеям.

Позже, в феврале 2013 года правительством Республики Казахстан была одобрена Концепция государственной молодежной политики до 2020 года. В документе были определены приоритетные задачи, такие как создание условий для реализации права казахстанцев, и в особенности молодого поколения на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии со своими интересами и с учетом интересов общества.

В 2015 году был принят Закон РК «О государственной молодежной политике» с внесенными изменениями и дополнениями. В рамках его реализации был утвержден ряд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность молодежных ресурсных центров, проведение республиканского и региональных форумов молодежи.

Рейтинг удовлетворенности

Все эти правовые решения заложили прочный фундамент для дальнейшего совершенствования этой сферы, считают авторы доклада. В последнее время Министерством информации и общественного развития РК ведется работа по внесению нескольких ключевых изменений в действующий закон «О государственной молодежной политике». В частности, планируется:

– Введение понятия «социальные услуги молодежи». Они будут оказываться молодежными ресурсными центрами по принципу «одного окна», то есть социальные, психологические, правовые, педагогические, трудовые, медицинские услуги в комплексе. Кроме того, будет разработан специальный стандарт по всем этим услугам для молодежи.

 – Введение понятия «социальные службы для молодежи». Это юридические лица, оказывающие услуги по организации досуга молодежи по месту жительства, а также по поддержке и развитию предпринимательской деятельности, молодежного самоуправления и иным социально значимым направлениям, не противоречащим законодательству Казахстана.

– Введение позиции специалиста по работе с молодежью. Это тот, кто осуществляет мероприятия, направленные на поддержку личностного и социального развития молодежи, имеет необходимую квалификацию в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным органом по вопросам государственной молодежной политики.

– Введение понятия «молодежь категории NEET» (расшифровывается как «Not in education, employment or training» и охватывает собой молодых людей, которые не учатся, не работают и не повышают квалификацию). Это должно способствовать усилению работы с данной социальной подгруппой. Кроме того, законодательное закрепление данного понятия станет основной для разработки казахстанской методологии расчета и определения NEET.

– Введение понятия «индекс развития молодежи». Это комплексный показатель эффективности работы местных исполнительных органов в части реализации государственной молодежной политики по пяти основным направлениям: образование, здоровье и благополучие, трудоустройство, политическое и гражданское участие.

Как отмечают аналитики, вышеуказанные инициативы направлены на повышение качества работы со всеми социальными подгруппами молодых казахстанцев и должны способствовать совершенствованию законодательства в сфере государственной молодежной политики. Вместе с тем при ее формировании важно учитывать предпочтения и запросы самих молодых людей. Так, по их мнению, в реализации государственной молодежной политики следует уделять внимание в первую очередь трудоустройству (31,1 процента респондентов), обеспечению молодых семей жильем (29,7 процента), а также вопросам повышения доступности и качества образования (15,6 процента).

В разрезе регионов проблему обеспеченности молодых семей жильем отмечают молодые жители Костанайской (48,8 процента), Павлодарской (43,1 процента) и Актюбинской (42,1 процента) областей. О решении проблем трудоустройства чаще говорили респонденты из Атырауской (56,3 процента) и Кызылординской (49,5 процента) областей. Вопросы повышения доступа и качества образования чаще отмечали респонденты Западно-Казахстанской (23,5 процента), Кызылординской (20,4 процента) областей и г. Алматы (20,4 процента).

В проведенном опросе также был задан вопрос респондентам об эффективности реализации государственной молодежной политики. 48 процентов молодых людей ответили, что поддержка и развитие молодежи реализуются эффективно. По их мнению, государством проводится довольно активная работа по поддержке молодежи, реализуются различные проекты. По результатам опроса, количество молодежи, участвующей в государственных программах, составляет от 2,3 до 9,9 процента. Наибольшее участие отмечено в инициативах, связанных с трудоустройством. Так, в «Молодежной практике» принимали участие 9,9 процента молодых людей, а 9,2 процента – в Программе «Жасыл ел».

Уровень удовлетворенности тех, кто принимал участие в государственных программах, достаточно высок – почти по всем программам и проектам он выше 80 процентов (сумма ответов «полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен»). Наибольший уровень удовлетворенности характеризует Программу «Серпін-2050» (60,3 процента - полностью удовлетворены, 32,4 процента - скорее удовлетворены), Проект «Жасыл ел» (56,3 процента - полностью удовлетворены, 33,3 процента - скорее удовлетворены), Международную стипендию «Болашақ» (64,7 процента - полностью удовлетворены, 24,7 процента - скорее удовлетворены).

В ногу со временем

Учитывая мнения и запросы современной казахстанской молодежи, а также результаты различных социологических опросов и экспертных мнений, в целом при форматировании молодежной политики, на взгляд авторов доклада, следует обратить внимание на следующие характерные во всем мире изменения:

Во-первых, на ослабление института семьи. Сегодня распространение получают нетрадиционные виды семьи, гражданский брак, семья с одним родителем, семья со второй женой, семья child-free (сознательный отказ заводить детей), сологамия (сознательный выбор одиночества, отказ от долгосрочных отношений). Последствия такого выбора – малодетность и старение населения.

Во-вторых, на уход от корпоративной бюрократии в рынок стартапов и сферу фриланса. В Казахстане около 2 миллионов людей самозаняты, и значительная часть из них – молодые люди. Многие презентуют себя как фрилансеры, труду на рабочем месте предпочитают свободный график, неограниченный заработок без «дна и потолка», многозадачность и самообразование. В этой сфере представлен широкий спектр профессий, начиная от парикмахеров и астрологов, заканчивая инфобизнесменами и финансовыми консультантами.

В-третьих, на высокую мобильность. Молодежь стала более свободной от традиционных норм и устоев, хочет иметь возможность в любое время сменить страну, работу, окружение, не хочет связывать себя ипотекой на десятилетия вперед. Современные молодые люди стремятся «позже» купить собственное жилье и предпочитают аренду покупке.

В-четвертых, на отход от традиционных политических форм. Как отмечается в прогнозе Deutsche Bank до 2030 года, «нельзя недооценивать нарастающее у молодых поколений ощущение отчужденности от политических процессов», ведь «они могут нанести ответный удар». Наряду с ростом аполитичности растет и гражданская активность молодежи, которая выражается в массовых акциях протеста с целью защиты своих прав и возможностей.

В-пятых, на рост недоверия к традиционным СМИ. Социальные сети выступают как основной источник информации, при этом значимую роль будут играть авторитет и аудитория транслирующего то или иное сообщение.

В-шестых, на диджитализацию. Согласно исследованиям, к 2022 году 82 процента всего онлайн-контента будет представлено в видеоформате. Среди современной молодежи становится нормой знать один из языков программирования, а старшекласснику вполне по силам написать кодировку телеграмм-бота. Именно сама молодежь говорит сегодня, какой контент мы будем потреблять завтра.

В-седьмых, на новое отношение к еде. Происходит отход от традиционных приемов пищи дома в пользу маленьких перекусов и доставки еды, а часть молодых людей из-за своего отношения к окружающей среде и животному миру переходят в вегетарианство. Современная молодежь не рассматривает прием пищи как одну из форм семейной традиции.

В-восьмых, на ускорение темпа жизни. Молодежь характеризуется сменяемостью трендов и динамичным ритмом жизни. Покупки совершаются чаще онлайн, поездки и перелеты стали доступнее. Ускорение чувствуется даже в тенденциях моды – обувь на плоском ходу, кроссовки и кеды проникли в строгие офисы и на красные дорожки. Информация тоже потребляется на ходу. У современной молодежи нет времени читать книги, журналы, они просматривают ленту новостей за 2–3 минуты, коммуницировать стало намного проще и быстрее.

В-девятых, на новое понимание волонтерства. Если традиционно оно считалось альтруизмом, то сегодня уже рассматривается как желание совмещать полезную обществу деятельность с саморазвитием и карьерным ростом. Основная цель – это улучшение собственных навыков и личностных качеств. Также волонтерством занимаются для заполнения своего резюме, полезного времяпровождения, получения опыта работы и участия в сфере профессиональной деятельности.

И, в-десятых, на мультитрендовость или культурное размежевание. Часть казахстанской молодежи соотносит себя с западным миром, имея определенные ожидания и надежды, в частности из-за представлений об американском образе жизни. Другие увлечены странами Юго-Восточной Азии. К примеру, корейская волна (или халлю) – это глобальный жанр, который не ограничивается сериалами или музыкой. Многочисленные поклонники создают рынок для импорта корейской одежды, косметики и корейской кухни. На смену традиционным мультфильмам приходят манга (комикс) и аниме-сериалы. Сегодня к-поп одевает, кормит и направляет молодежь. Наряду с различными культурными идентификационными кодами немаловажную роль играет религиозный фактор: в последние годы среди молодежи популярны традиционные исламские ценности (соблюдение поста, посещение мечети в пятницу).

Вышеуказанные тенденции следует принять во внимание при формировании государственной молодежной политики в целях создания новых социальных условий для молодежи с учетом ее потребностей, нужд и интересов. Соответственно, необходима переориентация и, возможно, создание новой целостной концепции молодежной политики, основанной на опыте развитых стран. Учитывая анализ текущих интересов и запросов современной молодежи, государство на законодательном уровне стремится усовершенствовать и создать благоприятные условия для реализации потенциала данной группы населения.