В Казахстане в последние годы снимают много телесериалов об исторических личностях, на что государство выделяет немалые деньги. Этому можно было бы только порадоваться, если бы не крайне низкое качество «кинопродукта», получаемого на выходе. Создаётся впечатление, что авторы таких фильмов берут за основу сюжетов не работы историков, не воспоминания участников и свидетелей тех событий, не архивные документы (к чему обязывает сам этот жанр – байопик), а гуляющие по Интернету и в обывательской среде мифы, нередко анекдоты. Один из ярких примеров – недавно вышедший на телеэкраны сериал «Ташенев. Тайталас».
Встреча, которой не было
Начинается он с того, что где-то в казахской степи Никита Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС, яростно убеждает руководство Казахстана начать массовую распашку целинных земель. Это самое руководство представлено первым секретарём ЦК Компартии республики Жумабаем Шаяхметовым, президентом Академии наук Казахской ССР Динмухамедом Кунаевым и на тот момент первым секретарем Актюбинского обкома партии Жумабеком Ташеневым – больше никем.
А где тогдашний председатель правительства Елубай Тайбеков, который в силу занимаемой им должности просто обязан был присутствовать на такой встрече? Почему нет руководителей основных целинных (северных) регионов, зато есть Ташенев, хотя в Актюбинской области площадь земель, запланированных к распашке, была не столь значительной? Скорее всего, просто потому, что авторам сериала захотелось показать, что главный герой уже тогда вступил в противостояние (именно так переводится слово «тайталас» в названии фильма) с Хрущёвым.
Вызывает недоумение и то, что последний приехал на этот разговор с Климентом Ворошиловым, который в кадре оппонирует ему. Сценаристы, видимо, решили, что раз Ворошилов был тогда председателем президиума Верховного совета СССР, формально вторым человеком в стране, то он и должен быть рядом с Хрущёвым, убеждать его отказаться от этой затеи. Но на самом деле занимаемая им должность считалась больше представительской, «парадной», не имела никакого отношения к экономике, сам он, военный, бывший нарком обороны, хозяйственными вопросами особо не интересовался и к тому времени уже не занимался. Да и не обладал достаточным политическим весом.
А вот кто действительно возражал Никите Сергеевичу и настаивал на том, что средства нужно вкладывать не в целину, а в интенсификацию сельского хозяйства западной части СССР, традиционного центра земледелия, так это председатель Совета министров Георгий Маленков. После смерти Сталина и ареста Берии именно он стал главным конкурентом Хрущёва в борьбе за абсолютную власть.
Во время встречи Хрущёв говорит Шаяхметову: дескать, тот не хочет массовой распашки земель из-за боязни снижения доли казахов в общей численности населении республики, поскольку они сами с освоением целины не справятся, а значит, в Казахстан на помощь приедут жители других республик СССР. Это как бы подтверждает и Ташенев, встающий на защиту Шаяхметова: «Никита Сергеевич, ведь действительно казахи станут меньшинством на своей земле». После чего высокий гость предъявляет им обоим обвинения в национализме.
Если прочитать воспоминания Хрущёва и его сына Сергея, то можно узнать, что тогдашний советский лидер усматривал в позиции, занятой Шаяхметовым, иные мотивы: «Он понимал, что сами казахи этим заниматься не станут… На их земли придут русские, украинцы и кого там еще решат в Кремле переселить в его Казахстан. Вековым кочевьям казахов наступит конец, а вместе с тем наступит конец и его власти, власти Жумабая Шаяхметова. Его кресло займет умеющий возделывать пшеницу русский или украинец». То есть Хрущёв считал, что тот печётся о сохранении за собой поста руководителя Казахстан, а не о каких-то национальных интересах.
Какие на самом деле думы беспокоили тогда Жумабая Шаяхметовича, мы знать не можем, но речь в данном случае идёт не об этом, а том, с какой лёгкостью авторы фильма переврали мысли Хрущёва. Да и не было никакой встречи в степи. Если бы она имела место, то Кунаев как якобы её участник обязательно упомянул бы о ней в своих мемуарах – все приезды в Казахстан «кремлёвских небожителей» он описывал весьма обстоятельно. А значит, и слова Ташенева, адресованные Хрущёву, – плод фантазии сценаристов.
Кстати, казахи стали меньшинством в республике ещё до войны. Согласно результатам всесоюзной переписи 1939-го, они составляли лишь 37,7 процента населения (последствие Ашаршылыка), тогда как, например, славяне – 53,9. Потом, в годы Великой Отечественной, были эвакуация в Казахстан из европейской части СССР, массовая депортация немцев, чеченцев и других народов, что ещё больше снизило удельный вес казахов.
«Ляп» на «ляпе»
…Вскоре Шаяхметова снимают с должности. В сериале показывают, как на состоявшемся по этому поводу пленуме ЦК Компартии Казахстана его преемник Пантелеймон Пономаренко и новый второй секретарь ЦК Леонид Брежнев объявляют об отставке Шаяхметова, затем сами себя представляют и сами же предлагают за себя голосовать. А Пономаренко ещё и объявляет о роспуске всего состава Совета министров (!).
Авторы фильма, видимо, даже не в курсе, что существовали определённые процедуры избрания, назначения, снятия с постов, которые даже в СССР соблюдались, что Пономаренко не мог самолично, одним махом руки распустить правительство – он должен был вначале внести такое предложение на сессии Верховного совета. В действительности же, как писал Кунаев, на пленуме ЦК, прошедшем в феврале 1954-го, состоялось только освобождение от должностей первого и второго секретарей, а избрание новых происходило уже на 7-м съезде Компартии республики.
После этого Шаяхметов попадает в больницу. А через некоторое время Кунаев сообщает Ташеневу (в присутствии первого секретаря ЦК Пономаренко) о его смерти. Потом на экране показывают, как Ташенев идёт к могиле, почему-то одиноко расположенной на каком-то холме, и говорит: «Прости меня, Жумеке». Но… На дворе 1954 год, а Шаяхметов скончался в 1966-м. Зачем авторы сериала «похоронили» его на целых 12 лет раньше? С какой-то «художественной целью»? Или элементарно не знали, когда он на самом деле скончался?
А вот другой фрагмент фильма. Пономаренко приглашает Ташенева на тайную приватную встречу – якобы чтобы о ней никто не узнал, особенно Брежнев, которого, дескать, Хрущёв приставил следить за ним. Делает он это, обращаясь не напрямую к Ташеневу, что было бы логично, а через сотрудников КГБ, которые приходят в гостиницу, откуда тот собирается вылететь в Актюбинск, к месту работы, и сообщают ему о приглашении первого секретаря ЦК. Между тем, союзный КГБ в тот период возглавлял Иван Серов, считавшийся «человеком Хрущёва». О их близких отношениях Пономаренко, бывший член президиума ЦК КПСС, прежде вхожий в самые высокие кабинеты, не мог не знать. Как и о том, что для республиканского КГБ он куда меньший авторитет, чем Серов. Зачем ему связываться с комитетчиками?
Во время встречи Пономаренко говорит Ташеневу, что ценит его за принципиальность, и сообщает ему секретную новость: скоро состоится 20-й съезд КПСС, на котором Хрущёв выступит с докладом о культе личности Сталина и о политических репрессиях в период его правления. Мол, он, Пономаренко, этот документ уже читал и теперь предлагает ему, Ташеневу, возглавить республиканскую комиссию по реабилитации жертв.
Но тогда, в 1954-м, о таком докладе речи вообще не шло. Работа над ним началась лишь в конце 1955-го, когда Пономаренко находился уже далеко от Казахстана, в Польше, куда его отправили послом. Это во-первых. Во-вторых, с какого такого перепугу Хрущёв дал бы прочесть секретный доклад ему, человеку, которому он не доверял (раз приставил к нему соглядатая в лице Брежнева)? В-третьих, если и создавать республиканскую комиссию по реабилитации, то её должен был возглавить кто-то из республиканских органов власти, а не руководитель одной из областей. Похоже, у авторов сериала напрочь отсутствует способность логически мыслить.
Над вымыслом слезами обольюсь…
Тем не менее, в фильме мы видим, что такая комиссия появляется – ещё задолго до 20-го съезда, состоявшегося, как известно, только в 1956-м. Под руководством Ташенева она вовсю реабилитирует пострадавших от репрессий, в том числе поэта Магжана Жумабаева (на самом деле честное имя ему вернули в 1960-м). То есть, оказывается, хронологически кампанию по массовой реабилитации жертв начали вовсе не Хрущёв со своим докладом и не Москва, а Казахстан в лице главного героя сериала.
Если же серьёзно, то такие комиссии появились уже после 20-го съезда, в 1956-м, причём во всех республиках, а в нашей её действительно возглавил Ташенев – как председатель президиума Верховного совета, избранный на эту должность годом ранее. Наверное, он внёс большой личный вклад в работу этой комиссии, на чём авторам фильма и следовало сосредоточить внимание, а не заниматься нелепыми фантазиями.
Примечателен и такой эпизод. Ташенева вызывают в Москву, где Хрущёв в своём кабинете строго спрашивает его: готов ли он покаяться за свои националистические высказывания? Тот, помня аманат (наказ) Шаяхметова, что нужно временно смириться, не подставляться, дабы иметь возможность защищать интересы казахского народа, кается. После чего Хрущёв говорит: иди, работай.
Вот зачем ему, руководителю огромной страны, в распоряжении которого имеется мощный аппарат, тратить время на такого рода разговоры с одним из многочисленных секретарей обкомов? Но авторы сериала, видимо, посчитали, что раз главной темой является противостояние главного героя Хрущёву, то каждое лыко будет в строку. Кстати, последнего в фильме называют «басты хатшы» (генеральный секретарь), хотя такой должности тогда не существовало – на протяжении всего периода своего правления Хрущёв был первым секретарём ЦК КПСС.
Ироничную улыбку вызывают и многие другие эпизоды. Например, такой: Каныш Сатпаев по секрету говорит Ташеневу, что многие разведанные богатства недр он утаил от центра – мол, пригодятся Казахстану в будущем. Видимо, выдающийся учёный-геолог обладал ещё и выдающимся пророческим даром (почти как Ванга) и уже тогда знал, что через четыре десятилетия республика обретёт независимость и сможет самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами. Между прочим, в тот период Каныш Имантаевич находился в опале (тремя годами ранее его сняли с должности президента Академии наук). Стал бы он в такой ситуации что-то утаивать или, наоборот, постарался бы предъявить все свои открытия и достижения? Вопрос, полагаю, риторический. Кроме того, куда потом делись все эти тайные запасы, якобы сокрытые Сатпаевым от центра?
Ещё до избрания на пост председателя президиума Верховного совета Ташенев, как показано в фильме, открывает памятник Абаю в Алма-Ате, с чем его поздравляет Пономаренко (на самом деле памятник был установлен только в 1960-м), там же, в столице республики, выделяет квартиры представителям творческой интеллигенции, проводит встречи с писателями. Как это соотносится с его должностью руководителя Актюбинской области? Кстати, последняя на экране вообще не появляется – как будто в тот период главный герой не имел к ней никакого отношения.
Всё, что перечислено выше, – лишь из одной, первой, серии фильма. В какие-то 40 минут экранного времени авторы умудрились уместить столько «ляпов». Что ждёт зрителей в следующих трёх сериях?