В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитой казахской певицы Розы Баглановой. К этой юбилейной дате был снят 8-серийный телевизионный художественый фильм «Бұлбұл» («Соловей»). Накануне его предпоказа Динара Бисембина, директор телеканала «Хабар», выступившего в роли заказчика, заявила: «Думаю, что этот сериал войдёт в золотой кинофонд Республики Казахстан». Но согласятся ли с такой оценкой те, кто его посмотрел?

Пожалейте зрителя!

Каждая из серий длится примерно по 40 минут, а значит, продолжительность всего фильма – более пяти с половиной часов. Если бы его ужали втрое, то он бы от этого только выиграл. Но, видимо, и авторам сериала, и руководству «Хабара» не жаль ни эфирного времени (кстати, недешёвого и оплачиваемого государством), ни нервов зрителя. Сюжетные линии настолько затянуты, что рука сама собой тянется к пульту, чтобы переключиться на что-то более интересное, и лишь усилием воли заставляешь себя смотреть дальше.

Взять первую серию. На протяжении почти получаса нам показывают в основном сына уже пожилой певицы и её сноху. Они кладут Розу Тажибаевну в больницу, говорят ей, как она им дорога, разговаривают с врачом, потом забирают домой, завтракают, ведут какие-то беседы. Главная героиня (точнее, верхняя половина её лица) появляется в кадре лишь изредка – она как бы видит себя маленькой девочкой, общающейся с бабушкой, которая привила её любовь к пению. Однако эти короткие фрагменты детской жизни быстро сменяются показом жизни в современной квартире.

Как бы скороговоркой упоминается о голоде 1930-х годов. За кадром звучит голос Розы, которая сообщает, что много людей умерло, что её семья выжила лишь благодаря украшениям бабушки, прежде богатой, – их обменивали на продукты питания. Но почему бы не показать визуально, как всё это происходило? Что это за люди, у которых во время массового голода обнаруживались продовольственные излишки, чтобы отдать их взамен колец и бус? Зрителю остаётся только догадываться.

Во второй и третьей сериях Роза показана студенткой Кзыл-Ординского педагогического института, а затем ищущей работу в Ташкенте, куда она, прервав учёбу, уехала к дяде по линии матери в силу семейных обстоятельств. Вот несколько минут показывают, как девушка едет в кузове машины из Кзыл-Орды в родной Казалинск, еще столько же – как по небу плывут облака, затем она долго ищет дом дяди, потом столь же долго слушает пение соловья в саду. К чему все эти длинноты, непонятно.

Почему-то у девочки, играющей маленькую Розу, удлинённое лицо (певица была круглолицей), а взрослая певица в исполнении двух разных актрис – в молодости и в пожилом возрасте – предстаёт перед нами довольно статной девушкой и женщиной (на самом деле её рост составлял всего 150 сантиметров). Хотя генеральный продюсер сериала Гульнур Мамасарипова утверждала, что кастинг на главную роль проводился очень тщательно, чтобы добиться максимальной схожести.

Но всё же главная беда этого, да и многих других казахстанских байопиков – сериалов о знаменитых личностях - заключается в том, что их сценарии обычно основываются на воспоминаниях самих героев и их близких, которые носят на себе явный отпечаток субъективности, а также на устоявшихся слухах и даже мифах. Редко когда авторы подобного рода фильмов изучают архивные документы, привлекают компетентных консультантов, способных внести такие поправки, дать такие подсказки, чтобы сюжетные линии если не полностью соответствовали исторической правде, то хотя бы были максимально к ней приближены. А для биографических, пусть даже художественных, фильмов это очень важно.

«Звезда» и помощник Кунаева

«Бұлбұл» тоже основан на воспоминаниях его главной героини. Конечно, Роза Багланова – замечательная певица с уникальными вокальными данными, но, как и многие другие «звёзды», обласканные публикой и властью, получившие массу званий и наград, она не была лишена самолюбования, несколько гипертрофированного чувства собственной значимости. Это явно просматривалось и в её многочисленных интервью. Что поделаешь, «звёзды» – они такие. Но правильно ли поступили авторы фильма, слепо доверившись рассказам Розы Тажибаевны?

Например, 6-я серия посвящена событиям, якобы происходившим, как указано в титрах, в 1958 году. Ночью Розу находит мужчина, который представляется Мукашем, помощником председателя Совета министров республики Динмухамеда Кунаева: мол, тот хочет с ней встретиться. Глава правительства сообщает Баглановой, что Хрущёв собирается передать казахские земли Узбекистану: «Николай Ильич (Беляев, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана – прим. авт.) будет действовать по указке Москвы, поэтому вся ответственность ложится на меня. Но позже мы вернём эти земли, а к тебе просьба дать концерты жителям этих трёх приграничных районов, чтобы успокоить народ. Только ты это сможешь».

На самом деле передача Узбекистану трёх районов состоялась куда позже, в 1962-м, когда Кунаев уже полновластно руководил республикой (что касается другого такого случая, то он имел место в 1956-м, но тогда речь шла только об одном районе, Бостандыкском, и должность первого секретаря ЦК занимал не Беляев, а Брежнев). Неужели трудно было перепроверить? Тем более что в Интернете есть масса публикаций на эту тему. И потом, стал бы Кунаев, человек осторожный и искушённый, в разговоре с певицей произносить нелестные слова о фактическом главе республики, почти наверняка зная, что завтра об этом узнают многие?

Миссия, возложенная на Багланову, была, по мнению авторов фильма, настолько важной, что Кунаев отправил вместе с ней в Южный Казахстан на несколько дней своего помощника, того самого Мукаша. Люди, знакомые с порядками, действующими в структурах верховной власти, понимают, что такого не могло быть. Потом Мукащ привозит Розу обратно в Алма-Ату, долго ждёт, пока она, выйдя из автомобиля, общается с молодым композитором Шамши Калдаяковым, после чего говорит, что завтра приедет и отвезёт её в поликлинику (на концертах она сорвала голос). Утром он звонит, но Роза отвечает, что не может, поскольку к ней с новой песней пришёл Шамши. То есть, помощнику главы правительства нечего делать, кроме как заниматься обслуживанием певицы?

Кстати, о поездке в ЮКО. Там на каком-то колхозном пустыре Багланова видит беспорядочно снующих туда-сюда людей, которые выкрикивают «Не отдадим казахскую землю!». Кому они адресуют свои требования – непонятно. Да и вообще, если бы такие акции протеста действительно имели место, то их участникам в те времена не поздоровилось бы, и мы сейчас знали бы об этом. Затем Мукаш подсаживает Розу в кузов грузовика, она затягивает лирическую песню, и все замирают как вкопанные. От их протестного пыла не остаётся и следа. Великая сила искусства – видимо, так авторы фильма представляют себе этот эффект.

И снова мифы

Следующая, 7-я, серия переносит героиню сериала и зрителей в 1970-й. Первые пять-шесть минут нам показывают, как у Розы и её мужа гостит кинорежиссер Шакен Айманов, который выглядит лет на 35-40, хотя в тот год, последний в его жизни, ему исполнилось 56. Они едят, ведут праздный разговор, танцуют буги-вуги. А уходя, Шакен просит Розу пойти завтра с ним к Димашу Ахмедовичу, чтобы решить вопрос о выделении территории под строительство новой киностудии для «Казахфильма» (на самом деле её выделили гораздо раньше, и к 1970-му уже три года велись строительные работы).

Если вы считаете, что певица с режиссёром пошли на приём к Кунаеву в ЦК, то ошибаетесь – они нагрянули прямо домой к руководителю республики в тот самый момент, когда тот собирался обедать. Возможно, Кунаев был довольно демократичным человеком и ценил деятелей культуры, но вряд ли до такой степени, чтобы те могли запросто и без приглашения приходить в его квартиру.

Во время разговора Айманов решает свой вопрос, а Багланова просит Кунаева построить дворец для выступлений артистов, и тот сразу же звонит по телефону, чтобы дать подчинённым соответствующее поручение. Оказывается, вот так просто, благодаря обращению певицы было принято решение о строительстве Дворца имени Ленина (сейчас Дворец Республики) в Алма-Ате. Но если бы авторы сериала проявили хотя бы элементарное любопытство, то узнали бы, что работа над проектом этого здания началась ещё в 1967-м, а к лету 1970-го, когда якобы состоялся разговор Баглановой с Кунаевым, оно уже стояло в центре столицы – его открытие, приуроченное к 100-летию Ленина, прошло весной того года.

Зачем нужно было придумывать всё это? Чтобы показать значимость Баглановой, а также то, что она была на короткой ноге с сильными мира сего, что последние внимали словам певицы и тут же бросались выполнять её пожелания?

Явно неубедительными выглядят и попытки авторов фильма представить Розу Тажибаевну как активного общественного деятеля. Вот она в 1988-м с трибуны, как написано в титрах, съезда (может, всё-таки сессии?) Верховного совета Казахской ССР гневно клеймит тех, кто допустил гибель Арала, экологическую катастрофу, из-за которой «дети рождаются без нёба, без рук, без ног», «целую нацию убивают в утробе». При этом героиня восклицает: «Пора открыто сказать правду. Если мужчины на это неспособны, то это сделаю я!». Зал, затаив дыхание, слушает пламенную речь певицы. А после «сенсационно-смелого» выступления её атакует толпа журналистов.

На самом же деле аральская тема к тому времени уже звучала с самых высоких трибун и была одной из самой обсуждаемых, по ней уже принимались решения на государственном уровне. Например, в марте 1987-го её на пленуме ЦК Компартии Казахстана поднял первый секретарь Кызылординского обкома партии Еркин Ауельбеков. Чуть позже появился общественный комитет «Арал-Балхаш». В 1988-м было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по коренному улучшению экологической и санитарной обстановки в районе Аральского моря», которое, как вы понимаете, появилось не вдруг, а долго и тщательно готовилось…

Что же касается «страшилок», вложенных в уста Баглановой, то, действительно, они тогда были в ходу. Но мне как человеку, выросшему на берегу мелеющего Арала, видевшему своими глазами его агонию, а затем занимавшемуся данной проблематикой, хорошо известно, кто и зачем нагнетал эту жуть. Кстати, за прошедшие с той поры тридцать с лишним лет экологическая обстановка в Аральском и Казалинском районах мало изменилась – и ничего, люди в тех местах продолжают жить, рожать детей, никто об «убийстве нации» даже не заикается.

Может, авторам сериала следовало сосредоточиться на жизненном и творческом пути певицы, именно там поискать что-то интересное, а не лезть в материи, от которых далеки они сами и в которых не шибко разбиралась их героиня?