Такое явление, как «hate speech», давно и прочно вошло в жизнь большинства казахстанцев. Негатив, желание унизить, оскорбить оппонента стали нормой как для социальных сетей, так и некоторых СМИ. Особенно ярко такого рода речевая агрессия проявляется в вопросах языка, веры, этнической принадлежности, что всегда вызывает широкий общественный резонанс и ведет к расколу и разобщению в обществе. Есть ли шанс, не прибегая к известному «методу кнута», снизить уровень речевой агрессии в казахстанском обществе? Государство и общественники объединились, чтобы попытаться найти возможные и эффективные варианты ответа на этот вопрос.

Вражда порождает ответную вражду

В рамках специального проекта, реализуемого Международным центром журналистики «MediaNet» при финансовой поддержке представительства Фонда им. Конрада Аденауэра в Казахстане и содействии Министерства информации и общественного развития РК, казахстанские и зарубежные эксперты провели «мозговой штурм». Его результатом стала разработка этического кодекса QazNetEtiquette, в основу которого легли принципы как казахстанского, так и международного права.

«Главная цель кодекса – возможность снизить конфликтность в обществе, особенно на фоне различных конфликтов, которые приводят к поляризации общества. К сожалению, полностью этого избежать невозможно, подобная практика существует практически во всех странах. Разнятся лишь реакции на подобные проблемы - применяются либо репрессивные методы, либо саморегулирование, либо комбинация того и другого», - заявляют авторы документа, но при этом выражают уверенность, что он сможет поспособствовать как повышению культуры межэтнического общения, так и продвижению правил саморегулирования интернет-коммуникаций. «Осознавая все причины и возможные последствия использования «языка вражды» в отношении этносов, мы можем сделать мир вокруг нас цивилизованнее и добрее, сформировать культуру взаимного уважения в интернете», - считают они.

Если говорить о деталях, то QazNetEtiquette – это набор универсальных норм поведения в информационном пространстве, при следовании которым, уверены эксперты, можно избежать многих межнациональных конфликтов и остановить распространения языка вражды. К их числу относятся: не судить всю этническую группы в целом при споре с представителем того или иного этноса; не призывать применять любое насилие или выгнать откуда-то кого-то или как-то еще ущемить в правах по сравнению с остальными; отказаться от намеков, типа «они давно заслужили, чтобы…» или «стоит подумать, не пора ли их…»; не указывать, что представителей

какой-то этнической группы «слишком много» в каком-то бизнесе, в правительстве, в шоу-бизнесе, в каком-то городе; отказаться от разных форм обобщений, в частности, что та или иная этническая группа обладает какими-то недостатками или достоинствами; не приписывать целому народу криминальность, агрессивность или «историческую враждебность»; не обвинять всю этническую группу в дурном влиянии на общество, в том числе в подрыве его идентичности.

Авторы документа напоминают, что «враждебность можно выразить множеством разных форм, поэтому язык вражды очень разный – от прямых призывов к массовому насилию до издевательских, заведомо обидных шуток. Каждый может оказаться как агрессором, так и жертвой. Язык вражды, как вирус, быстро вовлекает многих людей. Но главное – он порождает ответную вражду». Что же касается конституционного права казахстанцев на свободу слова и свободу самовыражения, многими нашими согражданами воспринимаемые весьма превратно, якобы дающие безоговорочное право всем и каждому говорить, что думается и что хочется, то эксперты довольно четко проводят грань между правом и вседозволенностью. «Свобода слова, говорят они, важнейшее право. Но эта свобода не абсолютна и может быть ограничена, если это угрожает правам, здоровью и жизни других людей».

По пути толерантности

Насколько ожидания экспертов коррелируются с реальностью, судить, конечно, сложно. Но, как заявляет вице-министр информации и общественного развития РК Данияр Кадиров, этический кодекс по преодолению «языка вражды», а также разработанное в его поддержку методическое пособие по мониторингу и профилактике риторики ненависти, «окажут реальную практическую помощь в повышении уровня толерантности в обществе, будут полезны для построения культуры позитивных общественных коммуникаций». Государственные же органы, по его словам, «признавая фундаментальную важность свободы выражения мнений, в диалоге с гражданским сектором получат возможность совершенствовать механизмы профилактики «языка вражды».

В свою очередь директор Международного центра журналистики «MediaNet» Адиль Джалилов подчеркивает, что QazNetEtiquette не является нормативным актом или законом. Это, прежде всего, инструмент саморегулирования, который пока не развит в Казахстане и в Центральной Азии, но достаточно эффективен при использовании в различных сетевых сообществах». Адиль Джалилов рассчитывает, что QazNetEtiquette будет способствовать тому, чтобы общество само определяло грани дозволенного и в случае выхода за эти рамки принимало соответствующие меры. Это будет своего рода джентльменским соглашением по правилам поведению в информационном пространстве. По его словам, это позволит уменьшить количество конфликтов и поводов для проявления насилия.

Директор представительства фонда им. Конрада Аденауэра в Казахстане Йоханнес Д. Рай также рассчитывает, что реализации проекта QazNetEtiquette принесет казахстанскому обществу позитивные изменения. Он подчеркивает, что разработанный этический кодекс не навязывает выработанные экспертами нормы, но предполагает, что они станут ориентиром сетевого поведения. «Мы надеемся, что наш проект внесет вклад в повышение осознанности о проблематике «языка вражды» у широкой общественности и государственных служащих, особенно во времена геополитических конфликтов и возрастающего влияния социальных сетей», - резюмировал он.

Выход – в укреплении гражданской идентичности

Стоит отметить, что представленный экспертами этический кодекс основан не только на нормах права. Его принципы также основаны на многочисленных исследованиях, фокус-группах и экспертных рекомендациях, аккумулированных различными проектами, реализуемыми Международным центром журналистики «MediaNet».

Не так давно «MediaNet» опубликовал «Исследование «языка вражды» в Казахстане», которое предельно доходчиво объясняет, к каким последствиям в сфере межэтнических взаимоотношений может привести агрессивная риторика. Любая искра может разжечь самый настоящий пожар, вплоть до идеологического оправдания этнически мотивированного насилия. «Острые социальные, экономические и политические противоречия, возможно, и повышают риски нетерпимости между людьми по этническому признаку. Однако важнейшей предпосылкой массового насилия является убежденность людей в допустимости и даже оправданности враждебных и насильственных действий в адрес меньшинств», - приходят к выводу эксперты.

Основываясь на результатах исследования, они считают, что государство и общество должны объединить усилия в необходимости постоянного изучения враждебной риторики по этническому признаку, встречающейся в публичном пространстве. «Систематический мониторинг и анализ этой риторики должны стать основой для научных и аналитических публикаций, а результаты быть доступными для обсуждения среди граждан и экспертного сообщества. Особенно важно вовлекать в эти дискуссии тех лидеров мнений, которые сами распространяют идеологию вражды по этническому признаку», - говорят они. Также, по их мнению, важно изучить и пересмотреть устоявшиеся в образовательных институтах практики, ритуалы и мифические знания, которые создают основу для разделения по этническому признаку на «своих» и «чужих». Определенную лепту в снижение дискурса вражды, на их взгляд, способны внести и реализуемые гражданским обществом в партнерстве с государством социально-значимые проекты для детей и молодежи, направленные на повышение ценности инклюзивности, плюрализма и формирования атмосферы принятия людей по этническому и расовому признакам. «В целом было бы полезно переориентировать политику предупреждения этнических конфликтов на работу с нарративами, их деконструкцию и создание альтернативного видения на укрепление гражданской идентичности в Казахстане. Успех этой политики зависит от способности институтов государства вовлечь как можно больше стейкхолдеров, заинтересованных в недопущении новых конфликтов на почве ненависти и вражды», - резюмируют они. – «Ненависть и стереотипы – это экстремальные формы мышления, которые могут привести к преступлениям на почве ненависти, а социальный и политический дискурс может обесценить членов группы. Если рассматривать «язык вражды» как стереотипное мнение об определенных группах общества и распространение этих стереотипов, то он, скорее всего, закончится преступлением, основанным на ненависти. Следовательно, мы должны бороться с любой формой «языка вражды, даже на уровне самого слабого дискурса, и очищать язык и коммуникации от дискурсов, ведущих к социальной нестабильности и несправедливости».