Возможно, уже в ближайшие дни органы прокуратуры дадут свою правовую оценку наделавшему много шуму высказыванию бизнесмена Рамиля Мухоряпова. Как известно, с таким требованием к ним обратились и отдельные граждане, и большая группа мажилисменов (20 депутатов): они посчитали, что в словах главы Chocofamily содержатся признаки возбуждения розни, подпадающие под 1-й пункт 174-й статьи Уголовного кодекса РК. Подождём, какой вердикт вынесут прокуроры, а сегодня вспомним о других подобных случаях, которые так и не получили правой оценки и фигуранты которых даже были обласканы властью.

Несколько лет назад популярная блогерша А.О., имеющая юридическое образование и называющая себя правозащитницей, разместила в «Фейсбуке» пост под заголовком «Қытайға шығатын қыздардың азаматтығымен қоса жатырын да алып тастау керек!». Буквальный перевод на русский язык прозвучит очень грубо, поэтому придётся выбрать вариант помягче: «Девушек, которые выходят замуж за китайцев, надо не только лишать гражданства, но и стерилизовать». После чего она добавила: «Не желаю, чтобы они помогали плодиться нации, употребляющей в пищу лягушек, скорпионов и размножающейся, как муравьи».

В 2019-м А.О. продолжила тему межнациональных браков и заявила на своей страничке в ФБ следующее: «Жертвами грязной политики русских стали не только наши предки, но и мы. Если вспомнить историю, то у всех руководителей нашего народа жены были русские… Чтобы уничтожить казахский род, нацию, ставившую превыше всего честь, казахским джигитам подкладывали молодух, которые пили, разводились, оскорбительно отзывались о казахах и которые вырастили некоторых нынешних плакс и подкаблучников».

Эти пропитанные откровенной ксенофобией публикации прочли не только поддерживающие А.О. многочисленные подписчики, коих у неё насчитывается более 50 тысяч, но и масса других пользователей «Фейсбука», в том числе возмутившихся подобными высказываниями. Однако, похоже, никто не стал обращаться в соответствующие органы с просьбой проверить их на предмет правовой оценки (кстати, эти посты уже вычищены, но скриншоты-то остались). Во всяком случае, ей всё сошло с рук.

Мало того, спустя некоторое время блогершу и «правозащитницу» включили в состав Национального совета общественного доверия при президенте РК. Уже будучи членом НСОД, она «засветилась» во время трагических событий февраля 2020-го в Кордайском районе. В те самые часы, когда толпа устраивала погромы в дунганских сёлах, она написала в ФБ (публикация появилась в 00:40 в ночь с 7 на 8 февраля): «Жан-жақтан жиналудың қажеті жоқ! Тараздың жігіттері жазасын беріп қойды деп ойлаймын!» – «Нет необходимости ехать отовсюду. Думаю, таразские джигиты уже покарали их». Что это, как не публичное одобрение действий погромщиков, активно задействованных в межэтническом столкновении? И хотя далее она призвала не трогать женщин и детей, за этим читалось другое – что насилие в отношении мужчин-дунган допустимо.

И опять с неё как с гуся вода. А совсем недавно, в начале ноября, она была удостоена чести попасть в узкий круг лиц (менее полусотни), которых пригласили на церемонию подписания главой государства ряда важных законов, принятых по итогам июньского референдума. Фотографии участников этого события затем появились в социальных сетях, и при виде А.О., которая явно выделялась на фоне других своим розовым пиджаком, многие, наверное, вспомнили её, мягко говоря, неоднозначные высказывания.

В состав НСОД включили и другого общественного активиста М.Т., который спустя несколько месяцев стал самым ярым защитником погромщиков. Ради того, чтобы оправдать их, он распространял в «Фейсбуке» откровенную дезинформацию, обвиняя дунган во всех мыслимых и немыслимых грехах в отношении казахов, тем самым, по сути, возбуждая ненависть к представителям данного этноса и межнациональную рознь. Однако и его провокационные заявления остались без внимания со стороны правоохранительных органов.

 «Отметился» в те дни ещё один член НСОД религиовед К.Ж. Он тоже назвал виновными в случившемся исключительно дунган, с которых, по его словам, «надо спросить по всей строгости закона», после чего добавил: «Нужно, чтобы все диаспоры извлекли уроки из вчерашних событий… А от властей мы требуем, чтобы они не привлекали к ответственности казахскую молодежь, участвовавшую во вчерашних событиях». Его не только не одёрнули, но и удостоили в конце того же года ордена «Құрмет», а недавно включили в состав Национального курултая.

Или другой пример. В начале нынешнего года должность министра получил человек, которому припомнили, что несколько лет назад он в «Фейсбуке» пренебрежительно называл проживающих в Казахстане русских «навязанной диаспорой» и «руснёй», а русскоязычных казахов – «казахами-чернорусами». А вот ещё одна его фраза: «Постоянно убеждаюсь, что если у бизнеса в Астане русский хозяин, то сервис там отвратительный, будто в совок попал! В крови у них что ли?». Причём он возглавил ведомство, отвечающее, помимо всего прочего, за поддержание межнационального согласия в нашей стране.

Правда, министерством ему довелось «порулить» недолго – чуть больше полугода. Чем была вызвана столь скорая отставка, сказать сложно. Хотя не исключено, что в Акорде, которая, возможно, была не в курсе его прежних «шалостей», поняли: держать на такой должности человека с подобной репутацией как-то не комильфо. Однако после того, как на новоявленного министра посыпались обвинения в ксенофобии (которые он, кстати, так и не опроверг), убирать его сразу не стали, чтобы это не выглядело как некое капитулянтство. Выдержали паузу, а потом всё-таки заменили другим.

Впрочем, рознь, которую можно возбудить, бывает не только межнациональная. Три года назад Е.Е., которого в ту пору называли то политологом, то элитологом (он специализировался на инсайдерской информации о событиях в коридорах власти), комментируя одному из очень известных интернет-изданий инициативу представителей ЛГБТ-сообщества провести митинг в Алматы и Нур-Султане, заявил следующее: «Была бы моя воля, я бы пресекал такие начинания «на корню». Привлекал бы таких людей к ответственности. Скажу грубее, кастрировал бы таких людей. Я сам человек верующий, поэтому такую «нечисть» нужно уничтожать».

Между прочим, эти слова произнёс человек, имеющий юридическое образование, работавший в органах прокуратуры, в управлении «Қоғамдық келісім» («Общественное согласие»).

Возможно, «традиционалисты», которых в Казахстане становится всё больше, поддержали такую позицию. Тогда как люди, имеющие иные убеждения, возмутились столь агрессивным проявлением нетерпимости в отношении представителей сексуальных меньшинств. Один из них, известный журналист и блогер, задался вопросом: а не подпадают ли слова Е.Е. под действие той самой 174-й статьи Уголовного кодекса? Ведь в ней говорится в том числе и о социальной розни, а ЛГБТ-сообщество можно рассматривать как определённую социальную группу.

Этот вопрос журналист адресовал тогдашнему министру внутренних дел, попросив его дать правовую оценку заявлению «политолога-элитолога». Однако никаких последствий для Е.Е. та история не имела. А спустя полгода призывавший кастрировать геев был назначен внештатным советником премьер-министра РК Аскара Мамина.

Как говорится, без комментариев…