Официальной статистики, сколько невест похищается в Казахстане, нет, но, судя по тому, что каждый его житель наслышан о таких историях, в том числе с элементами насилия, экзотический обычай остается весьма популярным в нашей стране. То же самое касается многожёнства, которому способствуют растущая религиозность населения и негласное одобрение со стороны властей. А это не только не красит, казалось бы, современное общество, но и тянет его назад.
Специальные исследования на данную тему тоже отсутствуют. Аналитики затрагивают её лишь вскользь, но даже их краткие выводы заставляют серьёзно задуматься. К примеру, на днях Казахстанский институт общественного развития обнародовал доклад «Гендерная политика в современном казахстанском обществе», в котором наибольший интерес у журналистов вызвала как раз таки глава о «қыз алып қашу». А всё потому, что около половины опрошенных граждан либо нейтрально, либо положительно оценили насильственное похищение женщин и считают, что жертвы не должны обращаться в правоохранительные органы! По сути, результаты соцопроса наглядно продемонстрировали готовность значительной части общества придать легитимность данному явлению, в связи с чем социологи КИОР призвали власти обратить особое внимание на эту проблему.
Общеизвестно, что принудительный брак – уголовно наказуемое деяние, которое, согласно статье 125 УК РК «Похищение человека», влечёт за собой лишение свободы на срок от четырех до семи лет, а если жертвой становится несовершеннолетний (несовершеннолетняя), то до 12 лет. Максимальное наказание – 15 лет с конфискацией имущества, если преступление совершено с целью эксплуатации; преступной группой; повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Но данную статью, говорят специалисты, бывает очень сложно полноценно применить в случаях похищения с целью вступления в брачные отношения, поскольку, во-первых, девушкам непросто доказать, что это произошло без их согласия, а, во-вторых, отечественное правосудие традиционно проявляет благодушие к горе-женихам и ограничивается условными сроками.
Примечательно, что в стенах парламента этот вопрос почти не поднимался. Можно вспомнить разве что предложение экс-депутата Камала Бурханова в 2014 году о введении самого сурового наказания за похищение человека, с какой бы целью оно ни совершалось (для эксплуатации, насилия или женитьбы), поскольку нарушает основополагающие права человека. «У него свои планы: на работу идёт, учится, чем-то занимается, а его взяли и похитили. Кто и на каком основании имеет на это право?! Только жёсткие санкции смогут это остановить!», - заявил он. Интересно, что некоторые его коллеги, преимущественно мужского пола, тогда выступили против: мол, похищение невесты - древняя традиция, а заключение такого брака в большинстве случаев носит обрядовый характер...
К слову, в соседнем Кыргызстане решения об ужесточении наказания за такого рода деяния принимались аккурат после убийств «похищенных невест» (Бурулай Турдалиевой в 2018 году и Айзады Канатбековой в 2021-м). Эти преступления вызвали широкий резонанс в киргизском обществе и спровоцировали волну протестов с соответствующими требованиями. Теперь похитителям и их сообщникам светит тюремный срок от пяти до семи, а если была похищена несовершеннолетняя, то от семи до десяти лет. Хотя строгость закона мало кого останавливает. По официальным данным, 13 процентов кыргызок до 24 лет выходят замуж после «ала качуу», по неофициальным – в разы больше. При этом ежегодно поступает лишь 200 заявлений от их родителей, но до суда доходят только 5 процентов.
Возвращаясь к казахстанским реалиям, отметим, что мнения юристов по данному вопросу тоже разделились. Одни ратуют за ужесточение наказания. Другие говорят о необходимости введения в Уголовный Кодекс специальной статьи, касающейся кражи невест, или хотя бы соответствующего подпункта в статье 125-й. Третьи же считают обе затеи бессмысленными, поскольку, по их словам, усилением санкций, увы, не изменить психологию правонарушителей, правоохранителей и самих жертв. Последние крайне редко идут в полицию, ещё реже такие дела заканчиваются судом.
С тем, что одними только законодательными мерами воровство невест не искоренить, соглашается президент некоммерческой организации «TechnoWomen» Азиза Шужеева. По её мнению, ужесточением мы только увеличим количество тюремного населения. Надо в целом что-то делать с повышением правовой грамотности и правового самосознания. «Если половина населения не считает похищение невесты преступлением, то, значит, все эти люди не знают казахстанские законы и потенциально могут совершить любые преступления, даже не отдавая себе в этом отчёта. Это страшно. И именно с этим следует серьёзно работать на всех уровнях: в школах, вузах, компаниях, организациях. Нужно организовать массовый правовой всеобуч, вводить практику сдачи экзаменов на знание прав человека при приёме на работу, при прохождении военной службы и т.д.», - отметила эксперт в комментарии нашему изданию.
Специалисты КИОР, кстати, тоже считают, что для профилактики правонарушений необходимо использовать комплекс инструментов. Вот некоторые их рекомендации: «Заняться массовым информированием потенциальных субъектов и объектов правонарушения о его уголовной наказуемости. По аналогии с семейно-бытовым насилием перейти к принципу «от частного к публичному», который позволяет писать заявления в правоохранительные органы не только пострадавшим, но и другим лицам (родственникам, свидетелям преступления и т.д.). Подготовить экспертов-юристов, готовых оказывать консультационную и юридическую помощь жертвам похищений. Внедрить в работу участковых полицейских профилактические обходы, направленные на выявление соответствующих случаев. И главное – задействовать применительно к правонарушителям принцип «презумпции виновности».
Впрочем, даже если усилить работу на законодательном и информационном уровнях, останется большой пробел, связанный с духовностью. Как полагают эксперты, ответственность за умыкание невест должны нести и религиозные деятели, которые спокойно благословляют такие браки. Ведь то, что является нормой для священнослужителей, считают нормой и простые верующие. Причём, хотя в нашей стране уже несколько лет назад ввели запрет на заключение религиозных браков (никах) и без регистрации в органах РАГС, на местах его нередко игнорируют. Доходит до того, что имамы проводят брачные обряды даже с участием несовершеннолетних. Совсем недавно, в январе, отечественные СМИ облетела новость, о том, что 15-летнюю школьницу похитили и выдали замуж в Туркестанской области. Тревогу забил отец девочки, который подал заявление в полицию.
Как ни крути, похищение девушки с целью вступления в брак против её воли – это варварство. Психологические травмы, жестокое обращение, суициды, разводы, несчастные дети – вот лишь неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются люди, выбравшие этот путь. Путь физического, сексуального, психологического насилия, который противоречит казахстанским законам, подрывает принцип свободы личности, идёт вразрез со стремлением людей к созданию цивилизованного и правого общества.
КОММЕНТАРИИ В ТЕМУ
Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им.аль-Фараби:
– На мой взгляд, в данной ситуации примечательны не столько результаты опроса, сколько реакция на них нашей аудитории. Как ни удивительно, но ни шока, ни особого возмущения подобные публикации уже не вызывают. Зато во множестве появились голоса, либо оправдывающие это явление, либо пытающиеся разъяснить, что это «не совсем то, что все думают…».
Из последних комментариев особенно позабавил тот, где утверждается, что якобы у нашего народа никогда не было таких обычаев и традиций. Пардон, а как же история родителей Потрясателя Вселенной и его жены (да простит меня великий аруақ Чингисхана)? При этом авторы данного «аргумента» апеллируют к тому, что, мол, напутали что-то с этимологией, не разобрались, а само наименование обычая «қыз алып қашу» означает (всего лишь!) «вместе с ней убежать». Да-а! Такими темпами мы скоро придём к тому, что и «барымта» – тоже в общем-то не наше явление, а слово это означает, к примеру, какое-нибудь «безобидное» или «обоюдовыгодное изъятие скота у любимого соседа»…
Хуже всего то, что под всеми этими витиеватыми речами и околоакадемическими спорами происходит незаметная подмена понятий. Отчасти соглашусь с тем, что нельзя все случаи безапелляционно относить к разряду правонарушений. Но утверждать, что явного наличия состава преступления в них нет, – очевидное лукавство. Вряд ли лоббисты идеи исключения соответствующей уголовной статьи из отечественного УК думают при этом о реальных жертвах...
В этом смысле намного более значимы «аргументы», пытающиеся оправдать явление вынужденностью или даже необходимостью. Так, всё чаще звучат доводы, что молодых людей вынуждают к этому экономические обстоятельства, невозможность провести свадьбу или оплатить калым. Относительно решения финансовых проблем и поддержки молодых семей нам, наверное, стоит кое-чему поучиться хотя бы у наших соседей. Но вот что касается выкупа невесты… Возникает вопрос: насколько неподъёмным (не говоря уже о соответствии закону) должен быть калым в РК, что он прямо-таки вынуждает молодых людей «вместе убежать»?! Что скажут в данном случае любители «называть это по-другому»? Может, в Казахстане и нет традиции похищения невест, а вот как насчёт обычая «продажи невест»?
И совсем уж новое. Всё смелее звучат голоса тех, кто считает, что воровство невест для нас даже … необходимо. При этом приводятся следующие доводы: казахские девушки стали поздно выходить замуж или вообще никак не решаются на этот шаг, предпочитают учёбу или карьеру, плюс в разы увеличилось количество разводов (в том числе инициируемых самими жёнами), семьи у нас в общем-то маленькие, а задачу «қазақтын санын көбейту» - увеличения численности казахов - никто не отменял. А хуже всего, что казашки (о, ужас, иногда и такое случается) выходят замуж за представителей других этносов. И если молодой человек приводит на суде такие «бесспорные» аргументы, то, конечно же, это никак не может быть преступлением...
Закиш Садвокасова, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова:
- Кража девушек с целью женитьбы практиковалась с давних времён у разных народов. Известна история похищения сабинянок, организованного Ромулом – основателем Древнего Рима. Согласно легенде, соседние племена не желали выдавать своих дочерей за бедных обитателей древнеримского поселения. Отсутствие представительниц прекрасного пола толкнуло Ромула на дерзкий шаг. Он устроил праздник, куда пригласил мужчин окрестных селений вместе с жёнами и дочерьми, а в разгар веселья велел украсть всех этих женщин. Инцидент стал причиной Сабинской войны.
Ещё одна знаменитая история связана с отцом Чингисхана – Есугеем, который силой отобрал невесту Оэлун у Чиледу из племени меркитов. Те не забыли обиду и спустя годы увели Бортэ, молодую жену Чингисхана. Держали они пленницу до тех пор, пока будущий Потрясатель Вселенной не отбил её.
У казахов, согласно традиции, дочери должны были выходить замуж по старшинству. И порой возникали ситуации, когда засидевшаяся в невестах девушка становилась преградой для своих младших сестёр. В таких случаях их кража была способом выхода из затруднительного положения.
В наше время строгое соблюдение очерёдности не считается обязательным. Тем не менее, в отдельных случаях при возникновении подобной проблемы с ведома родителей и по согласию девушки юноша крадет её. Такой сценарий допускается и в ситуациях, когда семья невесты вследствие стеснённого материального положения не имеет возможности устроить «кыз-узату» (церемонию проводов). По традиции, следом снаряжается «погоня». Будущие сваты должны всячески ублажать новых родственников, чтобы те сменили гнев на милость. Второй вариант: «похитители» сами являются к родителям девушки с подарками, чтобы вымолить прощение. Это называется «жығылу» – падать ниц, разумеется, не буквально.
Есть немало историй, связанных с кражей или бегством девушки из-за того, что родителям не нравился её избранник. Одну из них мне довелось услышать из уст «беглянки». Её мать, уверенная в том, что без паспорта дочь никуда не денется, спрятала его, как ей казалось, в надёжное место. Но влюблённая нашла тайник и заменила паспортом младшей сестры. Родительница периодически проверяла наличие документа, и ничего не предвещало неприятностей. Но однажды девушка не вернулась вовремя домой, и тут обман раскрылся. Слёзы, обида, беспокойство за судьбу ослушавшейся дочери охватили сердце матери. Погони не было. Позже принесли пригласительный на свадьбу. Сейчас сбежавшая является матерью пятерых детей и многочисленных внуков.