Хотя над статистикой любят подшучивать, иногда довольно зло, тем не менее, только она позволяет проследить в динамике, в исторической ретроспективе те или иные важные процессы. Сегодня мы решили, взяв за основу как раз таки статистические данные, проанализировать то, как менялась доля грамотных людей в общей массе казахского народа в период с конца 19-го века, когда впервые стали осуществлять такого роза замеры.
В результатах единственной дореволюционной переписи, проведённой в 1897 году, не нашёл отражения уровень грамотности подданных Российской империи в этническом разрезе. Есть только, так сказать, географический расклад. Вся территория современного Казахстана в ту пору относилась к Средней Азии, население которой почти наполовину состояло из киргиз-кайсаков, как тогда называли в документах казахов, и в этом обширном крае насчитали всего 5,3 процента грамотных от общей численности проживающих здесь народов.
Причём это были в основном жители городов, тогда немногочисленных и малонаселённых, в то время как в уездах, или в сельской местности, доля таких людей составила лишь 3,4 процента. А если учесть, что в тот период казахи были одним из самых слабо урбанизированных этносов даже по меркам Средней Азии, то можно сделать вывод, что лишь 3-4 процента их знали грамоту. Приведём для сравнения цифры по другим регионам: Сибирь – 12,3, Кавказ – 12,4, европейская часть России – 22,9, Привислинский край (там проживали преимущественно поляки и литовцы) – 30,5, в целом по Российской империи – 21,1 процента.
Сегодня весьма распространено мнение, будто столь низкий показатель в Средней Азии объяснялся тем, что под грамотностью тогда подразумевали наличие знаний, полученных на русском языке, а в наших краях дети, мол, обучались на арабском. Но на самом деле всё было не так. В переписные листы включили два вопроса: «а) умеет ли читать?», «б) где обучается, обучался или кончил курс образования». При этом с учётом многонационального состава населения огромной империи переписчикам были даны соответствующие инструкции.
В частности, их обязали спрашивать людей, умеют ли они (и их дети) читать либо на русском, либо на другом языке. Если те выбирали второй вариант ответа, то в переписном листе ставилось «да» с указанием языка: например, «да, по-арабски», «да, по-татарски», «да, по-грузински» и т.д., а если первый – то просто «да». Слово «нет» должно было вноситься в лист только тогда, когда опрашиваемый отвечал, что вообще не умеет читать, ни на каком языке. Безусловно, русский язык имел приоритет, но если бы учитывалась только способность читать на нём, то откуда бы взялся относительно высокий (выше, чем в остальной части России) показатель, например, в Привислинском крае, где большинство населения говорило на польском и на нём же получало образование?
Кстати, российский историк Алексей Сафронов в своей работе «Первая всеобщая перепись населения России 1897 г: разработка данных о грамотности, их информационный потенциал и достоверность» (2003 год) отмечал: «Поскольку грамотными решено было записывать лиц, умевших хотя бы читать, мы не имеем возможности по переписи 1897 г. проследить наличие у населения навыков письма, выделить категории населения, умевших только читать или владевших как чтением, так и письмом, т. е. настоящей грамотностью. На основе переписи мы можем говорить только о полуграмотности — так расценивается лишь умение читать. Само качество чтения могло быть различным: среди многомиллионных масс крестьян могли быть как бегло читавшие, так и едва умевшие читать по складам».
Иначе говоря, даже среди той небольшой части населения Российской империи и особенно её окраин, которая по итогам переписи 1897-го была признана грамотной, видимо, было много и таких, кто если и умел читать, то с трудом, а азы, например, арифметики не знал вовсе. Но о том, какую долю они составляли, сегодня, спустя столетие с четвертью, мы можем только догадываться.
Следующая всеобщая перепись состоялась уже в советскую эпоху, в 1926-м. Её результаты подтвердили крайне низкий уровень образованности коренного населения нашего края. Данные на сей счёт содержатся в сборнике, который был издан Центральным статистическим управлением Союза и назывался «Возраст и грамотность населения СССР». Здесь следует отметить, что в ходе переписи 1926-го грамотность определялась умением читать хотя бы по слогам и подписываться своей фамилией или именем.
Так вот, из таблиц, посвящённых Казахской АССР, можно узнать, что из более чем 3,7 миллиона казахов, проживавших на территории нашей республики, грамотными, согласно установленным тогда критериям, были лишь около 260 тысяч, или примерно 7 процентов. Иначе говоря, за тридцать лет, прошедших после первой, ещё царской, переписи, доля таких людей в нашем народе удвоилась, но при этом оставалась значительно ниже аналогичного показателя 1897 года среди жителей Сибири, Закавказья и других регионов. Да, из этих тридцати лет десять пришлись на первую мировую и гражданскую войны, на лихолетье, вызванное событиями 1916-го, на голод начала 1920-х. Но ведь более половины этого срока (1897-1914) казахи прожили в условиях мирного времени, и, как нам часто сейчас внушают, в тот период национальная интеллигенция, будущее ядро движения и партии «Алаш», активно просвещала народ, неся образование в массы. Выходит, какого-то очевидного эффекта она не добилась? А, может, и не было с её стороны особых усилий?
Сравните: если среди казахов, согласно данным переписи 1926-го, грамотных оказалось 7 процентов, то среди русских, проживавших в Казахской АССР, их доля была в пять раз выше – 36 процентов, среди украинцев – 30. Даже в этнических группах, объединённых в одну категорию «таранчи, уйгуры и кашгарцы» (таранчи - это современные дунгане) удельный вес людей, знавших хотя бы азы чтения и письма, был выше, чем в казахском народе, – 8,2 процента.
Если говорить в региональном разрезе, то наименьшую доля грамотных среди представителей коренного этноса зафиксировали в Адаевском уезде, который, хотя и назывался уездом, имел губернский статус и занимал значительную часть территории современной Мангистауской области, – 1,9 процента. Немногим лучше была ситуация в большой Сырдарьинской губернии, простиравшейся на юге республики от Аральского моря до гор Каратау, – 4,0. Из девяти регионов Казахской АССР, включая Каракалпакскую автономную область, только в двух – Акмолинской и Кустанайской губерниях – доля грамотных среди казахов превысила 10 процентов.
Но особенно плачевным выглядел расклад в гендерном отношении. Согласно данным переписи 1926-го, среди казашек грамотными оказались лишь 17,5 тысячи – это при более чем 1,7-миллионном женском населении. То есть, всего-то один процент представительниц слабой половины был способен хотя бы читать по слогам и ставить свою подпись.
А теперь посмотрим на результаты следующей всесоюзной переписи, проведённой в 1939-м. По её итогам среди казахов грамотными были названы 63,9 процента. Иначе говоря, всего за тринадцать лет доля таких людей увеличилась в 9 раз (!). А самым впечатляющим оказался прогресс с точки зрения повышения образовательного уровня девочек, девушек и женщин. Если в 1926-м лишь 1 процент их знал элементарную грамоту, то теперь таких было уже больше половины – 54,6 процента.
Существенно сократилось отставание от русского населения республики. Если в середине предыдущего десятилетия соотношение удельного веса грамотных людей в двух самых крупных этнических группах Казахской АССР составляло 7 к 36, то спустя тринадцать лет уже в Казахской ССР (то есть, не в автономной, а в союзной республике) оно изменилось на 63,9 к 88,7. В целом по Казахстану, с учётом всех проживавших здесь народов, доля грамотного населения достигла 76,3 процента, и по этому показателю наша республика поднялась на 5-е место в СССР, отставая только от Украины, России, Грузии и Белоруссии, но обогнав Армению с Азербайджаном, которым прежде проигрывала.
А в послевоенные годы казахи и Казахстан в целом постепенно начали выходить на лидирующие позиции. В 1989-м, незадолго до распада Союза, в нашей республике на каждую тысячу человек в возрасте от 15 лет и старше приходилось 838 лиц, имевших полное или неполное среднее образование. Для сравнения: в России этот показатель составлял 806, в Украине – 794, а в целом по СССР – 812. Что же касается вузов, то по количеству студентов на каждые десять тысяч человек казахи к концу 1980-х годов занимали второе место среди всех народов СССР (225), уступая только евреям (278), но оставив позади себя и русских (203), и всех остальных.
…Советская власть, конечно, наломала много дров, а в сталинский период не особо считалась ни с фундаментальными правами человека, ни даже с людскими судьбами. Но в образовательной сфере она за очень короткий срок добилась просто феноменальных достижений, и особенно это относится к бывшим «окраинным» народам Российской империи, включая казахов...