В последние годы появилось немало книг и статей, в которых утверждается, что несколько столетий назад наш народ шёл чуть ли не в авангарде развития мировой цивилизации, что казахская степь была местом, где совершались поистине революционные открытия, – просто остальной мир об этом не знал и не знает. Причём нередко такое пишут люди, обременённые научными званиями и степенями. Когда их спрашивают: «А где доказательства?», они парируют: «А вы докажите, что этого не было». Почти как в знаменитой «дискуссии» Остапа Бендера с ксёндзом. Ссылки же на здравый смысл в таких случаях бесполезны.

…В Интернете довольно активно популяризируется изданный два года назад четырёхтомник «История цивилизации непокорной степи». Его авторы – доктор исторических наук, профессор Гульнара Капекова и учёный секретарь республиканского объединения «Союз учёных Казахстана» по Алматинской области Мухамбедия Акишев. Свой труд они оценили очень дорого: на сайте «Меломана» каждая книга предлагается за 11.250 (в сумме все четыре – за 45.000), а в магазине «Книжный город», самом известном в Алматы, комплект стоит 52.000 тенге. В выходных данных указано: «Издательский дом «Қазақ университеті» Казахского национального университета имени аль-Фараби».

Третий том называется «История цивилизация». Именно он, а конкретно раздел, посвящённый теме врачевания в казахской степи, привлёк наше внимание. В нём, например, утверждается: «Казахские лекари использовали разные способы, чтобы предотвратить болезнь или же вылечить её. Но лечили при этом не наобум, а определяя точный диагноз». После этого идёт ссылка на профессора медицины Ерболата Даленова, который как-то заявил: «Только по пульсу больного наши предки могли диагностировать 160 различных болезней!».

Поиски в Сети подтвердили: Даленов действительно говорил такое. Но на чём он основывал своё умозаключение, неизвестно. Не названы и недуги, которые степные врачеватели определяли путём ощупывания пульса. Ну, хотя бы несколько можно же было перечислить. То есть кто-то что-то сказал, а авторы книги, считающие себя профессиональными историками, зафиксировали его слова и выдали их за истину. Но если таким образом можно выявить столько болезней, то почему этот способ не применяется в современной медицине? Клиники зачем-то закупают дорогостоящее диагностическое оборудование, из бюджета на него ежегодно тратят десятки, а то и сотни миллиардов тенге, однако даже оно не всегда позволяет установить точный диагноз. А тут измерил частоту и ритмичность пульса – и уже доподлинно известно, что вызвало телесные страдания пациента.

Или как вам такой перл? «Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта прошлых поколений. Так, например, охота и животноводство дали знание строения и функций внутренних органов животных, что способствовало развитию анатомии человека». Вообще-то, анатомия животных и анатомия человека – совершенно разные науки: не дай бог, представителя «гомо сапиенс» начнёт лечить ветеринар. И если исходить из логики авторов книги, то анатомию человека прекрасно знали даже первобытные люди, поскольку все они занимались охотой.

А вот другая цитата: «В 1446 году великий учёный, одарённый лекарь XV века Отебойдак Тлеукабылулы (1397-1492) получил и впервые применил оспенную вакцину, опередив на 350 лет Эдуарда Женнера (1796 г.). Прививка оспы (вариоляция) непосредственно от больного получила значительное распространение только в XVIII веке». Даже если допустить, что Отебойдак Тлеукабылулы действительно использовал вариоляцию, он был далеко не пионером в этом деле. Ещё в VIII веке её применяли в Индии, в X веке – в Китае (причём сохранились соответствующие записи), чуть позже – на территориях проживания коренных народов Сибири. То есть, на Востоке этот метод был давно известен.

Он заключался в прививке оспенным гноем, который брали из созревшей пустулы (гнойничка) больного человеческой, или натуральной, оспой. Да, у привитых таким образом шанс выжить был выше, чем у непривитых, но всё же смертность оставалась очень высокой. Мало того, вариоляция сама нередко вызывала новые эпидемии. А англичанин Эдуард Женнер предложил совершенно иной метод: он стал прививать людей материалом, взятым у тех, кто заболел другой разновидностью оспы – коровьей (чаще всего ею заражались доярки). В этом случае болезнь протекала значительно легче и гораздо реже приводила к летальному исходу. Причём те, кто перенёс коровью оспу, оказались невосприимчивыми к человеческой, поскольку, как установил Женнер, это две формы одного и того же заболевания. И уже через несколько лет после сделанного им открытия в ряде европейских стран такая вакцинация против оспы стала массовой, а кое-где – даже обязательной.

Иными словами, во-первых, казахский врачеватель, при всём к нему уважении, никак не мог быть первооткрывателем вариоляции, поскольку она применялась, в том числе на соседних с нами территориях, пятью-шестью столетиями раньше его появления на свет. А во-вторых, этот способ и открытие, которое совершил в конце 18-го века английский врач, – две большие разницы, как говорят в одном приморском городе. То есть, фраза «опередил на 350 лет Женнера» – либо откровенный вымысел, либо свидетельство непрофессионализма авторов книги. Ведь настоящий учёный, прежде чем что-то заявлять, должен тщательно всё перепроверить.

Та же Гульнара Капекова в одной из своих недавних статей обратилась к читателям с таким вопросом-утверждением: «А знаете ли вы, что в наших степях, оказывается, ещё в 14 веке делали прививки и в наших средневековых городах люди не гибли от чумы и холеры?». Официальная история медицины гласит, что первые вакцины от двух названных Капековой опасных инфекционных заболеваний появились в самом конце 19-го века. Выходит, на протяжении пяти столетий человечество продолжало страдать от эпидемий чумы (например, одна из них, начавшаяся в 1855-м в Китае, а затем распространившаяся по всему миру, только в самой Поднебесной и в Индии унесла жизни 12 миллионов человек), даже не подозревая, что есть народ, знающий, как остановить эту страшную заразу? И опять доктор исторических наук ничем не подкрепляет свои слова. Вот она решила, что именно так было, – и баста.

В главе, посвящённой Тлеукабылулы, также говорится, что он лечил травами многие болезни, «вплоть до рака». Правда, о том, насколько успешным было такое лечение, авторы книги скромно умалчивают. Видимо, полагая, что читатель сам додумает: раз лечил – значит, вылечивал. К слову, в другой книге под названием «Атадан – қасиет, бабадан – өсиет» за авторством Нагашыбека Капалбекулы размещён очерк, рассказывающий об ещё одном врачевателе по имени Куртка Султанкожаулы (утверждается, что он родился в 1770-м и жил в течение всего XIX века) и опубликованный в 2002-м в газете «Известия-Казахстан». В нём есть такая фраза: «Яд использовал в своих заготовках, делал снадобья, которыми лечил рак и чуму». То есть, получается, что казахи были первопроходцами в лечении ещё и онкологических заболеваний. Ведь, скажем, в Европе даже просто изучение природы их возникновения стало приносить хоть какие-то результаты лишь ближе к середине позапрошлого столетия.

Разумеется, в «Истории цивилизации непокорной степи» такая фигура, как Куртка Султанкожаулы, тоже не обойдена вниманием. Вслед за авторами многих других публикаций Капекова и её коллега ничтоже сумняшеся утверждают, что тот прожил 136 лет. Такое долгожительство обычно приписывают только библейским персонажам вроде Исаака и Авраама. А среди тех, кто реально прошёл земной путь, рекордсменом считается француженка Жанна Кальман (122 с половиной года) – даты её рождения и смерти зафиксированы документально. Применительно же к Султанкожаулы никаких доказательств нет, и сколько ему было, когда он ушёл в мир иной, точно сказать не может никто. А версия его кончины в 136-летнем возрасте, видимо, призвана стать дополнительным аргументом в пользу того, что наши предки благодаря в том числе высокому уровню медицины жили очень долго.

Этот высокий уровень, помимо прочих, обеспечивали, судя по оценкам авторов книги, и баксы – шаманы. «Зародившийся в древнейшие времена, затем у тюрков, шаманизм получил «научное» обоснование и сегодня не утрачивает своей жизненности», – пишут Капекова и Акишев, после чего с сожалением констатируют: «Политика советского правительства стала препятствием для развития шаманизма» (они хотели бы, чтобы шаманизм и дальше развивался!). А затем выражают удовлетворение тем, что «позже, с приобретением независимости, у людей стал проявляться интерес к главному качеству, присущему баксы, – врачеванию». Люди, называющие себя учёными, одобряют возвращение в далёкую архаику и лечение у шаманов?

Сегодня в нашем обществе явственно просматривается запрос на идеализацию прошлого, того, что было до прихода сюда Российской империи и до начала модернизации по-советски (да, крайне неоднозначной, сопровождавшейся многочисленными трагедиями, но всё-таки модернизации). А раз есть запрос, то появилось много желающих удовлетворить его. Движут ими разные мотивы – патриотические (в их понимании), вызванные жаждой славы, карьерные, меркантильные…

Однако свидетельств, тем более письменных, крайне мало, ни доказать, ни опровергнуть что-либо во многих случаях невозможно, поэтому открылся широкий простор для создания мифов о былом величии, о значительном и явно недооценённом вкладе наших предков в историю мировой цивилизации, о почти идеальном устройстве их жизни. При этом людям, увлекшимся мифотворчеством, в том числе некоторым из тех, кто называет себя учёными-историками, очень часто изменяет чувство меры…