Буквально на днях Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA) опубликовала итоги PIRLS – проводимого раз в пять лет глобального исследования качества чтения и понимания текстов школьниками разных стран мира – за 2021 год. Для Казахстана они оказались малоутешительными: средний показатель наших учащихся по сравнению с предыдущим «экзаменом» значительно снизился – до уровня, который в 2016-м продемонстрировали самые отстающие в этом плане регионы республики.

Данное исследование проводится с 2001-го и представляет собой независимую международную оценку читательской грамотности учащихся 4-х классов – тех, кто, согласно классификации, принятой во многих странах, включая Казахстан, заканчивает первый (начальный) цикл школьного обучения. Именно в этом возрасте дети должны овладеть навыками чтения в такой степени, чтобы на их основе получать знания в дальнейшем. Юным участникам предлагаются два вида текстов – литературные и информационные, в ходе выполнения заданий они должны проявить умение, во-первых, находить и воспроизводить необходимую информацию; во-вторых, формулировать свои выводы; в-третьих, интерпретировать и обобщать полученную информацию; в-четвёртых, анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Казахстанских школьников впервые вовлекли в это исследование в 2016-м. Тогда от нашей страны в нём приняли участие около пяти тысяч учащихся 4-х классов более чем 170 школ с казахским и русским языком обучения (тестирование проводилось на обоих главных в нашей стране языках), представлявших все области и города республиканского значения. И они показали в целом хороший результат: средний балл по РК составил 536 – на 36 больше, чем «пограничный» показатель (500), означающий средний уровень читательской грамотности. Примерно столько же набрала, например, Германия. А среди 50 стран, задействованных тогда в исследовании, Казахстан занял 27-е место, то есть расположился где-то в середине.

В отчёте Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Министерства образования и науки РК по итогам PIRLS-2016 отмечалось, что в региональном разрезе лучший результат показали школьники Северо-Казахстанской области, набравшие в среднем 557 баллов. А в число аутсайдеров вошли преимущественно западные и южные области: Атырауская – 501, Мангистауская – 511, Алматинская – 521, Южно-Казахстанская – 528. В состав последней тогда входили нынешняя Туркестанская и город Шымкент.

Также авторы отчёта констатировали, что во всех регионах страны, кроме Атырауской области, дети, получающие образование на русском языке, продемонстрировали более высокий уровень читательских компетенций, чем учащиеся казахских классов – их средние показатели составили соответственно 556 и 526. Да, возможно, здесь сказалось то обстоятельство, что многие школьники, обучающиеся на государственном языке, живут в сельской местности. Но, похоже, причина не только в этом. Например, в самом крупном городе страны Алматы разрыв оказался даже более значительным (574 и 523), чем в целом по республике. Аналогично и в Астане (568 и 518).

А ещё аналитики, составлявшие отчёт, сделали акцент на том, что с литературными текстами казахстанские дети работают хуже, чем с информационными, – соответственно 527 и 544 балла. Подобная ситуация, по их словам, характерна, главным образом, для стран арабского мира и Азии. Тогда как на других континентах разница если и есть, то относительно небольшая. Возможно, объяснение кроется в том, что в Европе, Америке представители юного поколения чаще обращаются к художественной литературе.

Следующего исследования Казахстан не просто ждал – он к нему готовился. С детьми проводились соответствующие занятия. В 2020-м в нашей стране запустили проект «Читающая школа – читающая нация». 2021-й объявили Годом поддержки детского и юношеского чтения, в рамках которого провели огромное количество самых разнообразных мероприятий. Профинансировали за счёт бюджета издание десятков новых книг для тех, кто ходит в дошкольные учреждения и в младшие классы…

Тестирование должно было состояться весной 2021-го. В большинстве из 57 стран (именно столько, на семь больше, чем в 2016-м, согласилось принять участие в новом исследовании) смогли уложиться в запланированные строки. Но в нескольких, включая Казахстан, в связи с пандемией и вынужденным переводом школьников на онлайн-обучение решили перенести его на сентябрь-октябрь, то есть на следующий учебный год. К тому моменту четвероклассники стали уже пятиклассниками, поэтому организаторы PIRLS-2021 включили такие страны в окончательный «рейтинг» с припиской, что не могут точно оценить, как данное обстоятельство могло повлиять на результаты.

На сей раз в нашей стране задания выполняли вдвое больше учащихся, чем в 2016-м, – свыше 10 тысяч, которые представляли 389 школ, работающих во всех регионах республики. А чем шире охват, тем, по логике, выше вероятность получения объективной картины. При этом средний показатель по Казахстану в сравнении с предыдущим исследованием снизился сразу на 32 балла и составил 504. Иными словами, упал почти до уровня, который пятью годами раньше продемонстрировал главный наш аутсайдер в лице Атырауской области (501).

Кто-то скажет, что повлияла пандемия, во время которой школьные уроки проводились дистанционно. К тому же в целом ряде других стран показатели тоже ухудшились. Но, во-первых, там снижение было не столь значительным: например, в соседней России (кстати, в 2016-м она выдала лучший результат среди всех), находившейся в аналогичных условиях, – на 14 баллов, в уже упомянутой Германии – на 13, в Англии и США – всего на 1. Во-вторых, скажем, в Швеции, власти которой не вводили никаких локдаунов и позволили детям учиться в обычном режиме, результат, тем не менее, ухудшился на 11 баллов. В-третьих, можно назвать немало стран, где, напротив, добились прогресса: скажем, в Сингапуре прибавка по сравнению с 2016-м составила 11 баллов, в Грузии и Гонконге – по 6, в Литве – 4, во Франции – 3… Список можно продолжить. То есть, дело далеко не только в пандемии.

Как следствие, Казахстан с 27-й строчки опустился на 38-ю. Да, нужно учесть, что добавились семь «дебютантов», но это в основном отстающие, и они в итоге расположились ниже, чем мы, – Турция (496), Черногория (487), Северная Македония (442), Узбекистан (437), Косово (421), Иордания (381). Иными словами, Казахстан пропустил вперёд себя с десяток тех стран, которые пять лет назад уступали ему. А места в топ-5 заняли Сингапур (587), Ирландия (577), Гонконг (573), Россия (567), Северная Ирландия (566).

Как соотносятся PIRLS и другое исследование PISA, в ходе которого оценивается уровень читательской грамотности уже 15-летних учащихся? Да, в методике их проведения и целевых установках имеются различия: по утверждениям экспертов, если первое оценивает, так сказать, академические знания, то второе – функциональную грамотность (применение полученных компетенций и навыков на практике). Тем не менее, между ними существует определённая преемственность. Поэтому есть смысл дождаться итогов PISA-2022, когда тесты сдавало поколение тех юных казахстанцев, которые неплохо проявили себя во время PIRLS- 2016: тогда им было 9-10 лет, а в прошлом году они достигли 15-летия. Это позволит в какой-то степени оценить качество обучения школьников в среднем звене, в 5-9 классах.

Тут следует напомнить, что предыдущее исследование PISA, проведённое в 2018-м, выявило очень низкую степень читательской грамотности 15-летних казахстанцев – в среднем они набрали всего-то 387 баллов (на 100 меньше среднестатистического показателя государств, входящим в ОЭСР), а наша республика заняла лишь 69-е место среди 77 стран-участниц и попала в число аутсайдеров…