Начался отсчет последних трех месяцев, оставшихся до открытия летних Олимпийских игр (ОИ) в Токио. И сегодня казахстанские болельщики уже прикидывают шансы наших спортсменов на медали. Понятно, что, как всегда, главные надежды связаны с боксом, борьбой, дзюдо и тяжелой атлетикой, которые на трех предыдущих Олимпиадах принесли нашей стране 38 призовых мест из 43-х. Апрель стал месяцем проведения континентальных соревнований по большинству из этих видов спорта, и их результаты дали немало пищи для размышлений.

Борьба: шансов не так уж много

В течение недели с небольшим Алматы принял два турнира – азиатский отборочный к Олимпиаде и чемпионат Азии (ЧА). Приоритетное значение имел первый, поскольку сегодня главная задача – завоевать как можно больше путевок на летние Игры. Это подтверждается, например, тем фактом, что в женской борьбе спортсменки Японии и Китая, лучшие на Желтом континенте, приняли участие только в олимпийском отборе: добрав недостающие лицензии, они сразу уехали домой, и чемпионат Азии проходил уже без них. Некоторые другие сборные прислали на ЧА вторые составы, решив не рисковать здоровьем своих лидеров. С учетом всего этого его результаты вряд ли стоит считать показательными.

Совершенно другое дело – отборочный турнир к Олимпиаде. Он собрал всех сильнейших, за исключением тех, кто уже добыл для своих стран путевки в Токио на мировом первенстве 2019-го, которое, кстати, тоже прошло в Казахстане, но не в Алматы, а в Нур-Султане. В каждой из 18 олимпийских весовых категорий (шесть в вольной, шесть в греко-римской и шесть в женской борьбе) участники оспаривали по две квоты. Поскольку на ЧМ-2019 Казахстан завоевал лицензии в восьми из них, то теперь наши спортсмены боролись за путевки в десяти оставшихся.

Из этих десяти палуанов только трое сумели решить стоявшую перед ними задачу. И теперь у казахстанцев в общей сложности стало 11 лицензий. Если «вольники» приблизились к максимуму (в их активе пять путевок из шести возможных),  то в двух других стилях борьбы на сегодня достигнут лишь «половинчатый результат» - по три из шести. Да, совсем скоро в Софии состоится еще один квалификационный турнир (мировой), который будет заключительным. Но добыть на нем что-то будет куда сложнее, чем на континентальном отборе: в столицу Болгарии приедут борцы со всей планеты, а на кону в каждой весовой категории будут стоять лишь по две квоты.

Особенно печалит ситуация в сборной РК по греко-римской борьбе – она  имеет меньше лицензий, чем, например, узбекская и даже киргизская. Уже сам тот факт, что в супертяжелом весе нашему тренерскому штабу пришлось от безысходности заявить разменявшего пятый десяток Георгия Цурцумия, который еще двенадцать лет назад завершил борцовскую карьеру, свидетельствует о серьезных проблемах с подготовкой спортсменов более или менее приемлемого уровня. По сравнению с предыдущим олимпийским циклом сдала свои позиции женская сборная. Напомню, что на ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро она завоевала три медали (наши «вольники» и «греко-римляне» тогда остались вообще без призовых мест), но в Токио ей вряд ли удастся что-то подобное. Хотя бы одна награда любого достоинства в женской борьбе, полагаю, будет за счастье.

Вообще, реальными претендентами от Казахстана на олимпийские медали выглядят только «вольник» Нурислам Санаев и, возможно, Валентина Исламова-Брик. Оба они являются натурализованными спортсменами: первый вырос в Туве, вторая – в Новосибирской области. Отечественная же школа борьбы никак не может выйти из затянувшегося кризиса. Впрочем, будем надеяться на то, что кто-то из наших палуанов «выстрелит».

Дзюдо: провальное выступление

В этом виде единоборств наша мужская команда куда более конкурентоспособна, чем женская. В последней на что-то серьезное способна только Отгонцецег Галбадрах, бронзовый призер ОИ-2016 и двух мировых первенств. Кстати, если бы отбор на Олимпиаду осуществлялся по состоянию на сегодня, то из казахстанских девушек  только она одна и поехала бы в Токио. А среди наших парней таких четверо. Велика вероятность того, что данная ситуация сохранится и после завершения отборочного цикла (ну, в лучшем случае, количество мужских лицензий увеличится до пяти), поскольку турниров, на которых можно набрать очки в зачет олимпийского рейтинга, осталось совсем ничего.

В Бишкек, где с 6 по 9 апреля проходил чемпионат Азии/Океании, поехали практически все лидеры нашей мужской дружины. Поскольку в двух весовых категориях из семи позволено заявлять от каждой страны дополнительно по одному участнику, то в них, помимо первых номеров, выступали и вторые. В общей сложности девять спортсменов, причем лучших на данный момент в Казахстане. Тогда как большинство других сборных, являющихся сильнейшими на континенте, были представлены меньшим количеством дзюдоистов. Например, Иран делегировал пятерых участников, Япония – четверых, Китай – троих, ОАЭ – двоих, а Монголия (эта страна на чемпионатах мира завоевала вдвое больше наград, чем наша) – и вовсе лишь одного. Помимо Казахстана, полные составы выставили только Южная Корея, Узбекистан и Кыргызстан.  

Казалось бы, при таком раскладе наши парни должны были привезти домой несколько медалей, включая «золото». Однако до пьедестала почета добрался лишь один: Елдос Жумаканов стал бронзовым призером в весовой категории до 66 кг. Все остальные вернулись домой ни с чем. В том числе и чемпион мира 2015-го, серебряный медалист ОИ-2016 Елдос Сметов, который во второй своей схватке проиграл дзюдоисту из Кыргызстана. Между тем, например, узбеки завоевали пять медалей, в том числе две золотые. Лучше, чем казахстанцы, выступили также киргизы (две награды, включая одну высшей пробы) и даже таджики, которых мы раньше и за соперников-то не считали. Из четверых японцев, приехавших в Бишкек, трое стали чемпионами, а один дошел до финала, где проиграл узбекскому спортсмену. Не остался без медали и единственный монгол.  

А ведь на Олимпиаде те же сборные Японии и Монголии будут выступать куда более многочисленными и сильными составами. Но главное – добавятся дзюдоисты из Европы, которые на последнем чемпионате мира завоевали больше половины всех медалей, в том числе пять золотых из семи возможных (особенно сильны грузинские, российские, французские, голландские), а также из Южной и Северной Америки, Африки. Если на континентальном первенстве с довольно низким уровнем конкуренции первые номера сборной Казахстана довольствовались одной «бронзой», то на что они могут рассчитывать в олимпийском Токио?

Конечно, кто-то скажет, что не стоит делать далеко идущие выводы, основываясь на результатах не самого важного турнира, и отчасти будет прав, но становится тревожно. Тем более что и на недавнем (январском) «Мастерс», который по статусу стоит сразу после чемпионата мира и который собрал сильнейших дзюдоистов планеты впервые после долгого перерыва, вызванного пандемией, команда Казахстана, выступая в лучшем своем составе, осталась без наград.

Что касается единственной нашей олимпийской надежды в женском дзюдо, Отгонцецег Галбадрах, то она, хотя и была включена в заявку, на татами в Бищкеке не вышла. О ее нынешнем состоянии судить сложно, поскольку она уже давно не участвовала в международных соревнованиях.

Тяжелая атлетика: Зульфия Чиншанло и другие

На трех предыдущих Олимпиадах наши тяжелоатлеты завоевали 13 медалей, в том числе 6 золотых, потеснив боксеров с позиции  главных поставщиков наград в казахстанскую копилку. Правда, почти половину этого «урожая», включая едва ли не все «золото», пришлось после допинговых разоблачений вернуть в МОК. Под вопросом и судьба единственного оставшегося чемпионского звания: в начале нынешнего года победителя Олимпиады-2016 Ниджата Рахимова обвинили в подмене анализов мочи на тех Играх и временно отстранили от участия в любых соревнованиях. Разбирательство еще не закончилось.

Для стран, штангисты которых часто попадались на нарушении антидопинговых правил, введены серьезные ограничения. Отдельные национальные сборные вообще отстранены от участия в предстоящих летних Играх. А, например, казахстанская, как и группа других, вправе делегировать на олимпийские соревнования, самое большее, двух тяжелоатлетов – одного мужчину и одну женщину.

У женщин главная, а, по большому счету, единственная претендентка от Казахстана на поездку в Токио –  олимпийская чемпионка 2012-го (правда, лишенная этого звания) Зульфия Чиншанло, выступающая в весовой категории до 55 кг. В отличие от других наших штангистов, как девушек, так и парней, она практически забронировала за собой олимпийскую путевку.

На первенстве Азии, которое завершилось позавчера в Ташкенте,  Зульфия стала только 5-й. В сумме двух упражнений она набрала 210 кг – даже меньше, чем на последнем чемпионате мира. А личному рекорду, установленному в лучшие для себя годы, она и вовсе проиграла более двадцати килограммов. Чиншанло уступила не только двум китаянкам, показавшим результаты 222 и 221 кг, но и узбечке Муаттар Набиевой (213 кг), а также филиппинке Гидилин Диас (212 кг).

Впрочем, как бы парадоксально это ни прозвучало, на Олимпиаде ей будет проще. Ведь там вступит в силу правило «не больше четырех спортсменок от каждой страны на семь весовых категорий». Это означает, что среди соперниц Чиншанло вообще может не быть китаянок. Или, в худшем для нее случае, будет только одна. На других же континентах сильных конкуренток в этом весе немного, и всех их вполне можно обыгрывать. Как и Набиеву с Диас. А гораздая на сюрпризы сборная КНДР в Токио не приедет – власти Северной Кореи недавно официально объявили об отказе от участия в ОИ.

В мужской команде Казахстана круг претендентов на единственную вакансию пошире. Один из них – Игорь Сон (до 61 кг). В Ташкенте он занял 4-е место с результатом, близким к его личному рекорду, – 284 кг. Вроде бы неплохо, но для завоевания олимпийской медали, скорее всего, надо будет набрать в сумме 305-310 кг. Сможет ли Игорь за оставшиеся три месяца прибавить порядка 20 килограммов – большой вопрос.

А больше всех порадовал 20-летний Нургиса Адилетулы, который выступал в неолимпийской весовой категории до 89 кг. В соперничестве с иранцем Кианушем Ростами, золотым медалистом ОИ-2016 и двух мировых первенств, он проиграл всего один килограмм. Набранная им сумма 372 кг (169+203) не может не вызывать уважения. Но заработать необходимое количество рейтинговых очков для участия в Олимпиаде он уже не успеет. 

Бокс: главная надежда на «золото»

В этом виде единоборств чемпионат Азии состоится только через месяц, в конце мая. А пока казахстанские боксеры участвуют в различных международных турнирах, по результатам которых сложно делать какие-то выводы. Хотя бы потому, что уровень конкуренции на них обычно не самый высокий, а главные соперники в борьбе за медали ОИ редко пересекаются друг с другом.  

В мужском боксе по сравнению с предыдущим олимпийским циклом сократилось количество весовых категорий: было 10, осталось 8. Зато в женском оно увеличилось с 3-х до 5. Такое решение укладывается в курс МОК на устранение гендерных различий. Для Казахстана оно, прямо скажем, невыгодно, поскольку наша мужская сборная входит в тройку мировых лидеров, а женская не столь сильна. И уже сегодня это решение обернулось недобором олимпийских путевок  по сравнению с тем, что было перед Играми 2016-го. Если тогда от Казахстана на ОИ отобрались в обшей сложности 12 боксеров (10 парней и 2 девушки), то теперь – только 9 (8 и 1).

Все наши мужские лицензии (максимум возможного) были добыты на азиатском квалификационном турнире, который состоялся в марте прошлого года – кстати, в Европе и Америке аналогичные соревнования до сих пор не проведены. А вот наша женская сборная там же сумела завоевать лишь одну лицензию из пяти. Еще две-три она планировала добрать на мировом квалификационном турнире, но в начале нынешнего года его отменили, а  оставшиеся квоты будут распределены согласно рейтингу, учитывающему результаты чемпионатов мира 2018-го и 2019-го, континентальных первенств и уже прошедших квалификационных турниров. А в нем наши девушки располагаются слишком низко. Так что, скорее всего, Казахстан останется с 9 путевками. А, скажем, Узбекистан имеет уже 11 – восемь мужских и три женские.

С мужской сборной по боксу связаны главные надежды наших болельщиков на олимпийское «золото». Да и в целом именно она должна внести основной вклад в медальную копилку Казахстана. Которая, судя по всему, окажется скуднее, чем на предыдущих летних Играх.