В июне прошли два главных соревнования по лёгкой атлетике, ежегодно проводимых в Казахстане, – чемпионат страны и мемориал Гусмана Косанова, первого казаха в истории, завоевавшего олимпийскую медаль. Одновременно это были две последние возможности для наших бегунов, прыгунов, метателей отобраться на мировое первенство, которое стартует 15 июля в Юджине (США) и станет одним из самых значимых событий в международном спортивном календаре нынешнего года.
Ни количества, ни качества
Если в целом на планете лёгкая атлетика сохраняет статус «королевы спорта», то в Казахстане она его уже потеряла. И первенство страны, состоявшееся с 9 по 11 июня в Алматы, стало лишним тому подтверждением. В нём приняли участие всего-то 186 атлетов, хотя в программу соревнований были включены 45 олимпийских дисциплин из 48. Для сравнения: последний мужской чемпионат Казахстана по боксу, на котором разыгрывалось 13 комплектов наград, или в три с половиной раза меньше, чем в лёгкой атлетике, собрал свыше четырёхсот участников.
По пальцам одной руки можно пересчитать регионы, которые прислали в южную столицу более или менее полные составы. А, например, из Нур-Султана и Жамбылской области приехали лишь по пять легкоатлетов, из Кызылординской – трое, из Западно-Казахстанской – один. И уж вовсе не были представлены Туркестанская область, где проживают почти два миллиона человек и где погодно-климатические условия позволяют заниматься лёгкой атлетикой чуть ли не круглогодично, а также Атырауская.
У мужчин в таких довольно простых с точки зрения культивирования дисциплинах, как прыжки в высоту, тройной прыжок, толкание ядра, эстафеты 4х100 и 4х400, за медали боролись спортсмены из четырёх-пяти регионов. В секторе для прыжков с шестом выступали шесть алматинцев и один карагандинец – больше никого не было. Метателей молота со всей страны приехало лишь трое, столько же набралось десятиборцев. В беге на 110 метров с барьерами приняли участие пятеро атлетов из трёх областей, то есть три беговые дорожки из восьми пустовали.
У женщин серьёзно «просели» средние и длинные дистанции. Забег на 1500 метров собрал всего семь спортсменок из пяти регионов, включая получившую гражданство Казахстана кенийку, на 3000 метров с препятствиями – пять (в том числе двух кениек), на 10000 метров – лишь двух. На соревнования прыгуний в высоту были заявлены пять девушек, а выступили четыре (Надежда Дубовицкая, сильнейшая в стране, не вышла в сектор). В обоих видах барьерного бега участниц оказалось меньше, чем дорожек, а обе женские эстафеты собрали лишь по четыре команды. Диск и копьё метали по шесть девушек, молот – четыре.
Даже победители, за редким исключением, показали крайне низкие результаты, хотя в чемпионате приняли участие практически все лучшие легкоатлеты страны. Особенно это относится к мужским дисциплинам: прыжки в длину – 7,09 метра (на метр с лишним меньше рекорда Казахстана, установленного в советские годы и равного 8,16), прыжки в высоту – 2,08 метра (2,36), прыжки с шестом – 5.20 (5,92), метание диска – 53,91 (60,30) и т.д. А время, затраченное на преодоление дистанций победителями первенства РК в мужском беге на 5000 метров и 3000 метров с препятствиями, не позволило бы им пройти … женский отбор на предстоящий чемпионат мира (!).
Всё это стало следствием, мягко говоря, прохладного отношения в нашей стране к виду спорта, который является самым популярным в мире наряду с футболом, и в котором казахстанцы прежде добивались громких успехов на крупнейших международных соревнованиях. А потому вполне закономерными можно назвать итоги последнего олимпийского цикла: на летние Игры сумели квалифицироваться лишь 10 легкоатлетов, тогда как на предыдущие отбирались по 25-26; впервые за все годы независимости ни один из наших участников Олимпиады не пробился в финалы; никого из казахстанцев не оказалось даже в топ-20 в отдельных дисциплинах – а, например, в сборной Узбекистана таких было трое…
Ждём золотую медаль?
Интересно, что казахстанские легкоатлеты не раз становились олимпийскими чемпионами (Савин, Шишигина, Рыпакова, дважды Муравьёв), многократно завоёвывали медали ЧМ, но вот «золото» мировых первенств, проводимых с 1983-го, им так и не далось. И велика вероятность того, что впервые гимн Казахстана прозвучит в честь уроженки ... Кении.
Получившая в начале нынешнего года гражданство РК Нора Джеруто считается едва ли не главным фаворитом в стипль-чезе – беге на 3000 метров с препятствиями. В прошлом сезоне она пробежала дистанцию быстрее всех в мире – за 8 минут 53,65 секунды. Случилось это спустя всего пару недель после завершения Олимпиады, которую Нора была вынуждена пропустить из-за трёхлетнего «карантина», обязательного при смене гражданства (на тех Играх ставшая победительницей Перут Чемутай из Уганды показала результат куда хуже – 9.01,45). А позже в финале «Бриллиантовой лиги» (БЛ) Джеруто в очной борьбе выиграла у всех трёх олимпийских медалисток.
Чуть больше месяца назад в Юджине, где пройдёт предстоящий чемпионата мира, она финишировала первой на этапе БЛ, остановив секундомер на 8,57,97 и снова опередив, причём на семь с половиной секунд, что довольно много, олимпийскую чемпионку. Правда, показанное ею время недолго оставалось лучшим в сезоне: через три недели, 18 июня, на очередном этапе БЛ в Париже в отсутствие «новой казашки» 22-летняя Уинфрид Яви, другая уроженка Кении, выступающая за Бахрейн, пробежала дистанцию за 8.56.55. Ранее ей никогда не удавалось «разменять» девять минут, но теперь она громко заявила о своих амбициях.
Помимо Джеруто и Яви, за медали мирового первенства могут побороться уже упомянутая Чемутай, молодая эфиопка Мекидес Абебе, её 17-летняя соотечественница Сембо Алемаеху. Не стоит сбрасывать со счетов действующую чемпионку и рекордсменку (8.44,32) мира кенийку Беатрис Чепкоеч, которая, правда, в последние годы не впечатляла своими результатами. В спор темнокожих бегуний может вмешаться американка Кортни Фрерикс, серебряная медалистка ОИ-2020, в прошлом году однажды выбежавшая из девяти минут – 8.57,77. Другая «новая казашка» Дэйзи Джепкемей на минувшей неделе выиграла этап БЛ, но, правда, в отсутствие сильнейших стипль-чезисток и с довольно скромным (12-м в нынешнем сезоне) временем 9.15,77.
Внимательно будут следить казахстанские болельщики и за соревнованиями прыгуний в высоту. Надежда Дубовицкая в марте с.г. с результатом 1.98 стала бронзовым призёром чемпионата мира в помещениях, а в конце мая завоевала медаль такого же достоинства на этапе БЛ в Юджине, правда, ограничившись преодолением планки, установленной на отметке 1.93. Впрочем, потенциал её довольно высок, о чём свидетельствует взятие 2-метрового рубежа в прошлом году. А на недавнем мемориале Косанова другая наша прыгунья, Кристина Овчинникова, повторила свой личный рекорд 1,96 и тоже получила возможность выступить на ЧМ.
В отсутствие сильнейшей «высотницы» мира Марии Ласицкене, которая, как и другие российские легкоатлеты, отстранена от участия в чемпионате, фаворитами считаются призёры последней Олимпиады украинка Ярослава Магучих и австралийка Николя Макдермотт, сменившая фамилию на Олислагерс. Приедут в Юджин и занявшие на прошлогодних летних Играх места с 4-го 8-е украинки Ирина Геращенко и Юлия Левченко, австралийка Элеанор Паттерсон (в нынешнем сезоне она прыгала на 2 метра), американка Вашти Каннингем, узбечка Сафина Садуллаева. Будем надеяться, что наши девушки тоже поборются за медали.
В остальных дисциплинах особо надеяться не на кого. А в целом от Казахстана на мировое первенство отобрались 12 легкоатлетов – на два больше, чем на прошлогоднюю Олимпиаду (система квалификации на эти турниры примерно одинаковая), Вроде бы прогресс, но нужно учитывать, что из этой дюжины четверо, то есть ровно треть, – натурализованные кенийцы. Иначе говоря, количество доморощенных спортсменов, более или менее конкурентоспособных на мировом уровне, в отечественной лёгкой атлетике продолжает сокращаться…