Совсем скоро, 7 октября, в столице Узбекистана будет дан старт чемпионату мира по дзюдо – самому популярному среди олимпийских видов единоборств. Он важен для участников не только возможностью завоевать медали, но и как турнир, с которого начинается отборочная кампания к летним Играм 2024-го. Тем более что рейтинговые очки, заработанные на мировом первенстве, «весят» особенно много, и занявшие высокие места получат преимущество в гонке за олимпийскими путёвками. С каждого из пяти предыдущих чемпионатов казахстанцы неизменно привозили, как минимум, одну медаль. Чего ждать от них теперь?

Уровень конкуренции

Хотя дзюдо появилось в олимпийской программе намного позже, чем столь любимые у нас борьба и бокс, сегодня оно распространено на планете гораздо шире. Скажем, в чемпионате мира 2019-го по этому виду спорта участвовали представители 143-х стран, тогда как в мировых первенствах по борьбе и боксу, состоявшихся в том же году, – соответственно 95 и 78. И если присутствие дзюдоистов на Олимпиадах никто не ставит под сомнение, то над борцами угроза оказаться вне летних Игр нависала в 2013-м, а применительно к бьющимся на ринге этот вопрос поднимается на протяжении всех последних лет. Кстати, совсем недавно, в начале сентября, МОК ещё раз подтвердил, что в предварительной программе ОИ-2028 боксёрский турнир отсутствует.

Пока неизвестно, сколько стран пришлют своих спортсменов на предстоящий чемпионат мира в Ташкент. Но уровень конкуренции обещает быть очень высоким. Например, в мужских соревнованиях, если судить по тем заявкам национальных сборных, которые уже обнародованы, примут участие 19 из 28 призёров прошлогодней Олимпиады, в том числе 5 из 7 ставших тогда чемпионами. Иначе говоря, в столице Узбекистана мы увидим в деле две трети медалистов последних летних Игр. Добавьте к ним дзюдоистов, имеющих награды предыдущих ОИ, мировых первенств.

Титулованных участников было бы ещё больше, если бы не отлучение сборной России. Международная федерация дзюдо (IJF) вроде бы дала надежду россиянам и белорусам, пригласив их в конце июня на турнир «Большого шлема» в Улан-Батор. Но затем последовала угроза бойкота со стороны Украины, и 19 сентября исполком IJF принял решение отстранить представителей этих двух стран от участия в соревнованиях под своей эгидой до конца года. Мотивировка звучит так: «в целях обеспечения защиты всех спортсменов, занимающихся дзюдо».

И мужчинам, и женщинам предстоит разыграть по 7 комплектов наград – по одному в каждой весовой категории. Кроме того, состоится смешанный командный турнир. Общий призовой фонд чемпионата составляет около миллиона евро. Обладатели «золота» в личном первенстве получат по 20 тысяч, «серебра» – 12 тысяч, «бронзы» – по 6,4 тысячи евро.

Безусловными лидерами по количеству медалей, завоёванных и на ЧМ, и на Олимпиадах, являются японцы, родоначальники этого вида единоборств. В первую тройку также входят французы и южные корейцы. Сильные позиции занимают сборные Грузии, Монголии, Нидерландов, Кубы, России, Германии, в женском дзюдо в последние годы появились очень талантливые спортсменки из маленького Косово.

Вся казахстанская рать

От Казахстана на предстоящий чемпионат мира заявлены 9 мужчин (максимально допустимое количество) и 8 женщин. Главные надежды, как обычно, связаны с мужской командой. Её лидер Елдос Сметов, отметивший в сентябре 30-летие, чемпион мира 2015-го и призёр двух Олимпиад, после прошлогодних летних Игр в Токио решил попробовать свои силы в более тяжёлой весовой категории, но раз за разом терпел неудачи и на предстоящее первенство заявлен в прежнем весе до 60 кг (самом лёгком). Фаворитами здесь считаются действующий олимпийский чемпион и трёхкратный победитель ЧМ японец Наохиса Такато, которому Сметов проиграл в полуфинале прошлогодних Игр, первый номер рейтинга IJF Ян Юнь-Вей из Тайваня, чемпион мира 2019-го грузин Лухуми Чхвимиани.

В этой же компании «мухачей» будет бороться и 25-летний Магжан Шамшадин, который два с половиной месяца назад выиграл турнир серии «Гран-при», одолев в финале двукратного призёра мировых первенств корейца Ким Вон-Джина, и поднялся в рейтинге IJF на 9-ю позицию. Тут следует отметить, что если страна заявляет в общей сложности девять спортсменов-мужчин, то в двух весовых категориях из семи могут быть задействованы по два участника. Выбор нашей сборной пал на 60 кг и 100 кг. В остальных пяти выступят по одному казахстанцу.

Гусман Кыргызбаев, которому исполнилось 29 лет, в июне прошлого года завоевал «серебро» чемпионата мира в весе до 60 кг. Но ради справедливости следует сказать, что на том первенстве, проходившем за полтора месяца до начала Олимпиады, не было нескольких сильнейших дзюдоистов, в том числе будущих медалистов летних Игр. Теперь Гусман борется в категории до 66 кг, где ему пока не удалась добиться чего-то существенного, о чём свидетельствует его 32-е место в мировой рейтинге.

«Потяжелел» и другой ветеран нашей сборной 31-летний Ислам Бозбаев: прежде он выступал в весе до 90 кг, но в новом олимпийском цикле перешёл в стан полутяжей (до 100 кг). Кстати, именно «полутяжи» в своё время принесли Казахстану первую медаль Олимпиады и первое «золото» чемпионата мира – этих успехов добились Асхат Житкеев в 2008-м и Максим Раков в 2009-м. Но потом результаты наших спортсменов в тяжёлых весах пошли по нисходящей, а награды с крупнейших международных турниров стали привозить, главным образом, легковесы.

Ещё один старожил команды, хотя и относительно молодой (25 лет), Дидар Хамза, тоже выступит в новой для себя категории – до 90 кг. Прежде и на чемпионатах мира, и на двух Олимпиадах, и на Азиатских играх 2018-го (тогда он принёс Казахстану единственное «золото») Дидар боролся в весе до 81 кг. В последнем теперь его сменит 22-летний дебютант турниров такого уровня Абылайхан Жубаназар. Столько же лет Нурлыхану Шархану, который составит компанию Бозбаеву в полутяжах. Всего 21 год исполнился Данияру Шамшаеву, заявленному в весе до 73 кг.

Как видим, мужская сборная постепенно обновляется, в неё приходят юные дзюдоисты, что можно только приветствовать. Но в ещё большей степени омолодилась женская команда Казахстана. Из восьми девушек, отправившихся в Ташкент, пять находятся в возрасте от 20 до 23-х лет, двум исполнилось 24-25, и только одна приблизилась к 30-летнему рубежу. Если учесть, что на протяжении всего последнего времени из наших дзюдоисток только натурализованная монголка Отгонцецег Галбадрах входила в мировую элиту, то смена поколений напрашивалась. Да, призовых мест от молодых пока никто не ждёт, но они, в отличие от возрастных, в будущем могут прибавить.

Есть что вспомнить…

….Международная федерация дзюдо была образована в 1951-м, а через пять лет она провела первый чемпионат мира, причём на нём, как и на двух следующих, не было деления на весовые категории. Олимпийский же дебют этого вида единоборств состоялся в 1964-м, когда летние Игры проходили в Токио. Участники разыграли четыре комплекта наград. А постоянную прописку на Олимпиадах дзюдо получило, начиная с 1972-го. Что касается женщин, то для них мировые первенства стали проводиться с 1980-го.

В советские годы казахстанским мастерам татами не удавалось попасть в национальную сборную СССР, поэтому крупнейшие международные соревнования проходили без них. Постоянно ездить на чемпионаты мира они начали после обретения независимости. На первом для них ЧМ-1993 лучше других выступили Иван Каразелиди и Сергей Шакимов, занявшие соответственно 7-е и 9-е места. Кстати, многие дзюдоисты в те времена параллельно участвовали в соревнованиях по самбо и казахша-курес – между этими видами единоборств много общего.

На мировом первенстве 1999-го была введена новая система деления на весовые категории, которая сохраняется по сей день. А на следующем, состоявшемся через два года, в 2001-м, впервые на пьедестал почёта поднялись казахстанцы: Асхат Шахаров, выступавший в весе до 73 кг, стал бронзовым призёром, и медали такого же достоинства был удостоен его тёзка Житкеев (до 100 кг), которому на тот момент исполнилось всего 20 лет. В полуфинале наш молодой полутяж проиграл знаменитому японцу Косею Иноуэ, а в поединке за третье место, уступая в счёте грузинскому дзюдоисту, сумел буквально перед самой финальной сиреной провести результативный приём.

Следующие три чемпионата мира, которые тогда проводились раз в два года, не принесли Казахстану медалей. Зато в 2008-м тот же Житкеев завоевал для нашей страны первую в истории олимпийскую медаль в дзюдо. Выиграв три схватки, он в полуфинальном противостоянии с Хенком Гролом из Нидерландов красивым броском заработал «иппон» (чистая победа), но в финале уступил монголу Тувшинбаяру Найдану. Впрочем, и «серебро» Асхата было расценено как большой успех.

После тех Игр он завершил спортивную карьеру, а первым номером сборной Казахстана в этой весовой категории стал 23-летний Максим Раков, прежде выступавший в более лёгкой. И уже в следующем, 2009-м, году он добился исторического для отечественного дзюдо достижения, завоевав звание чемпиона мира. В финале карагандинец встретился с уже упомянутым Хенком Гролом, за которого отчаянно болели трибуны (мировое первенство проходило на его родине в Роттердаме). На пятой, последней, минуте схватки Максиму удался эффектный бросок через голову – чистая победа.

Начиная с 2010-го, мировые первенства стали проводиться три раза в четыре года. В 2011-м Раков снова поднялся на пьедестал почёта, теперь на «серебряную» его ступеньку, дойдя до финала и уступив в нём россиянину Тагиру Хайбуллаеву, будущему олимпийскому чемпиону. Через два года медаль такого же достоинства завоевал Азамат Муканов (до 66 кг). В 2014-м казахстанцы остались без наград, а вот на ЧМ-2015, проходившем в Астане, в самом лёгком весе состоялся чисто казахстанский финал: Елдос Сметов и Рустам Ибраев разыграли «золото» и «серебро». Кстати, это был первый в истории мировых чемпионатов случай, когда в финальном поединке сошлись представители одной стороны. Единственные, кому впоследствии удалось это повторить, – японцы.

Дважды поднимался флаг нашей страны и спустя год на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро: Сметов завоевал серебряную медаль, а принявшая гражданство Казахстана монголка Отгонцецег Галбадрах – бронзовую. После этого состоялись четыре чемпионата мира и один олимпийский турнир, с каждого которых казахстанские дзюдоисты привозили хотя бы по одной награде, но «золота» среди не было.

Как будет теперь?