С восьми последних самых престижных международных турниров – двух Олимпиад и шести чемпионатов мира – казахстанские дзюдоисты неизменно возвращались с медалями. Но теперь эта традиция прервана: на мировом первенстве, которое завершилось в столице Катара, наши борцы на татами не смогли завоевать ни одной награды. Остаётся лишь завидовать соседям-узбекам, которые четыре раза поднимались на пьедестал почёта, и надеяться на то, что за год, оставшийся до летних Игр в Париже, сборная РК по дзюдо чудесным образом преобразится.

Не в нашу пользу

Каждая страна была вправе заявить на чемпионат мира, самое большее, 18 дзюдоистов – девять мужчин и девять женщин. Весовых же категорий в общей сложности 14 (7+7), и все они являются олимпийскими – в отличие от вольной, греко-римской и женской борьбы, бокса, таэквондо, тяжёлой атлетики, где есть ещё и неолимпийские. То есть, в некоторых весах от одной сборной могли выступить двое (больше нельзя). При этом лишь восемь стран делегировали на ЧМ в Доху  максимально полные составы – Казахстан, Япония, Франция, Италия, Узбекистан, Монголия, Южная Корея и США. Всего же набралось 99 стран-участниц. До «круглой» цифры не хватило одной. Ею могла стать Украина, но она бойкотировала чемпионат в знак протеста против допуска к нему, пусть даже в статусе нейтральных атлетов и без флагов, дзюдоистов России и Беларуси.

Начиная с 2015-го, медальными для нас обычно становились лёгкие весовые категории. Это касается и мужчин, и женщин – правда, в последнем случае наградами ЧМ и ОИ мы были обязаны натурализованной монголке Отгонцецег Галбадрах, и только в прошлом году призёром мирового первенства впервые стала доморощенная дзюдоистка:  25-летняя Абиба Абужакынова (до 48 кг) завоевала «бронзу». С ней казахстанские любители спорта и связывали надежды перед началом ЧМ, тем более что на тот момент она входила в топ-5 текущего мирового рейтинга и возглавляла олимпийский – два этих рейтинга формируются по-разному. 

Именно Абиба ближе, чем все остальные наши соотечественники (имеются в виду и девушки, и парни), подобралась к пьедесталу почёта. На своём турнирном пути она одолела соперниц из Израиля и Монголии, стран, довольно высоко котирующихся в мировом дзюдо, затем победила сильную сербку Милицу Николич и вышла в полуфинал. Но там проиграла лидеру текущего рейтинга француженке Ширин Букли, а после этого, в схватке за «бронзу», - совсем ещё молодой итальянке Ассунте Скутто, которая два года назад стала чемпионкой мира среди юниоров, а в 2022-м поделила с Абибой 3-4 места уже на взрослом ЧМ.

В этой же самой лёгкой весовой категории относительно неплохо проявила себя 23-летняя дебютантка турниров такого уровня Галия Тынбаева, Она сумела пройти два круга, прежде чем прекратила борьбу за медали. Из всех девяти наших девушек только Абиба и Галия добились в Дохе положительного баланса побед и поражений – 3:2 и 2:1 соответственно. Еще две казахстанские дзюдоистки, Камила Берликаш и Акерке Рамазанова, выступавшие в самой тяжёлой категории (свыше 78 кг), выиграв первые схватки у далеко не самых сильных соперниц, потерпели неудачи во вторых, и на этом чемпионат мира для них закончился. А остальные пять лишь по разу выходили на татами, и для всех из них «первый блин вышел комом».

В общей сложности наши соотечественницы взяли верх в 7 поединках и уступили в 10. Для сравнения: у узбечек это соотношение составило 9 и 9. А ведь ещё относительно недавно Казахстан в женском дзюдо котировался выше, чем Узбекистан. Например, на Олимпиаду 2008-го от этих стран отобрались соответственно 6 и 2 спортсменки, на ОИ-2012 – 2 и 0. Но перед летними Играми, состоявшимися два года назад в Токио, узбекские девушки заработали уже 4 лицензии (тогда как наши – лишь одну, да и то усилиями  бывшей гражданки Монголии), плюс вместе с мужчинами впервые завоевали «бронзу» ЧМ в смешанном командном первенстве. А теперь в Дохе одна из них, Диора Келдиярова (до 52 кг), принесла своей стране первую в её истории женскую индивидуальную медаль в дзюдо – серебряную.  

Пороха не осталось?

Какой бы вид спорта, культивируемый в Казахстане, вы ни взяли, больше нигде среди продолжающих выступать атлетов вы не найдёте столь титулованного, как 30-летний Елдос Сметов – двукратный призёр Олимпиады, золотой и дважды бронзовый медалист мировых первенств, победитель Азиатских игр… Но вот вопрос: остался ли порох в пороховницах?
После Олимпиады в Токио, где он завоевал «бронзу» в самой лёгкой весовой категории до 60 кг, проиграв в полуфинале японцу Наохисе Такато, ставшему в итоге чемпионом, Сметов решил перейти в более тяжёлую – до 66 кг, чтобы не мучить себя постоянной сгонкой веса, которая с возрастом даётся всё сложнее. Но там дела у него не задались, и он вернулся обратно. На прошлогоднем ЧМ в Ташкенте Елдос снова добыл «бронзу»: в четвертьфинале уступил Юнг-Вей Янгу с Тайваня, серебряному медалисту ОИ-2020, а в поединке за третье место победил узбека Дильшодбека Баратова. Чемпионское звание опять досталось Такато.

Все названные дзюдоисты приехали и в Доху. Уже во второй своей схватке Сметов сошёлся на татами с Баратовым. Основное время не выявило победителя, а в «овертайме» казахстанец нарвался на приём в исполнении более молодого узбека, который тем самым взял реванш за прошлогоднее поражение и лишил Елдоса возможности побороться за медаль.

Зато приятно удивил юный (ему всего 20 лет) Нурканат Серикбаев, формально наш номер 2 в этом весе. Он не оробел перед титулованным Юнг-Вей Янгом и в дополнительное время сумел довольно эффектным броском заработать победный «вазари». Впрочем, на этом его подвиги закончились. В четвертьфинале Нурканат не сдюжил перед Такато, а в первой утешительной схватке – перед грузином Георгием Сардалашвили, причём оба раза проиграл досрочно, «иппоном», и занял итоговое 7-е место. Кстати, Такато, прежде не знавший себе равных, в полуфинале неожиданно уступил испанцу Франциско Гарригосу, который затем в поединке за «золото» победил Баратова.

Помимо Серикбаева, 7-е место занял тоже довольно молодой (23 года) Нурлыхан Шархан, выступавший в полутяжёлом весе до 100 кг. Поначалу неплохо смотрелся и 25-летний супертяж Галымжан Крыкбай (свыше 100 кг), но в третьей своей схватке он досрочно проиграл более «субтильному» узбеку Алишеру Юсупову. Последний затем добрался до поединка за «бронзу», в которой победил японца, чемпиона мира двухлетней давности. В свою силу отборолся Гусман Киргизбаев (до 66 кг). Остальные наши дзюдоисты ничем особым не отметились, а опытные Жансай Сагулов (до 73 кг) и Дидар Хамза (до 90 кг) вовсе проиграли первым же своим соперникам и отправились следить за чемпионатом с трибун.

Общий баланс выигранных и проигранных членами нашей мужской команды схваток – 11:11. Опять же сравним со сборной Узбекистана: у неё это соотношение куда лучше – 16:10. Три участника из соседней с нами страны стали призёрами мирового первенства: один – серебряным, двое – бронзовыми. Причём один из них отличился в самой престижной весовой категории – супертяжёлой.

Поскольку у нашей команды нет наград, определить её место в общем медальном зачёте не представляется возможным. Поэтому обратимся к другому зачёту, очковому, который к тому же представляется более объективным. Система простая: «золото» оценивается в 8 баллов, «серебро» – в 6, «бронза» – в 4, пятое и шестое места – в 2, седьмое и восьмое – в 1. Так вот, согласно этой градации, мужская дружина Казахстана, набрав в сумме всего 2 очка, поделила с таджикской 20-21 позиции. Возглавила же таблицу Япония, родоначальница дзюдо и безусловный мировой лидер по количеству наград, завоёванных на ОИ и ЧМ, – у неё 31 очко. Лишь на один балл отстала Грузия, которая на протяжении последних лет буквально наступает ей на пятки: в этой небольшой стране сильные дзюдоисты появляются как грибы после дождя. Третьей с 16 очками стала Россия, а четвёртое с 15 – Узбекистан.  

В аналогичном зачёте женских команд лидирующие строчки заняли Япония – 44, Франция – 34, Израиль, Италия и Канада – по 13. Узбекистан оказался среди пяти стран, поделивших 8-12 места (у всех по 6 очков), а Казахстан вместе с Венесуэлой, Мексикой и Великобританией поделил 19-22 позиции (по 2).  

Олимпийские перспективы

Завершился чемпионат мира в воскресенье, 14 мая, смешанным командным первенством, которое тоже входит в олимпийскую программу. Была надежда на то, что хотя бы здесь казахстанцы выступят получше и реабилитируются за неудачи в личных соревнованиях. Тем более что они попали в группу «D» вместе с не самыми сильными соперниками – немцами, австрийцами, марокканцами и греками. Тогда как, например, в «А» оказались японцы, грузины, корейцы, монголы, бразильцы, в «В» – узбеки, голландцы, кубинцы… То есть, представители стран с богатыми традициями в дзюдо.

Однако в первом же противостоянии наша команда разгромно проиграла немецкой. Смагулов, Кусакбаева, Крыкбай и Берликаш потерпели поражения от своих соперников, счёт стал 0:4, и двум остальным их партнёрам по сборной даже не пришлось выходить на татами – каждый матч продолжается до четырёх побед одной из сторон. Так бесславно для казахстанских дзюдоистов завершился чемпионат мира.

Важно отметить, что первенство в Дохе открывало второй этап отборочных соревнований, по итогам которых определятся участники Олимпиады-2024. На каждом из этих этапов в зачёт спортсменам пойдут по шесть лучших результатов. Причём если на первом набранные ими очки ополовиниваются (коэффициент 0,5), то на втором они начисляются полностью. Конкретный пример: если золотые медалисты прошлогоднего чемпионата мира в каждой из весовых категорий приплюсовали себе по 1000 баллов, то победители нынешнего – уже по 2000. То же самое касается турниров «Большого шлема» (500 и 1000), «Гран-при» (350 и 700). Аналогичным образом – разумеется, с уменьшением – начисляются баллы за второе, третье и последующие места.

Иными словами, соревнования второго этапа с точки зрения набора очков в зачёт олимпийского рейтинга «весят» вдвое больше. А поскольку наибольшее их количество разыгрывалось на только что завершившемся чемпионате мира, то его результаты оказали существенное влияние на ситуацию в борьбе за путёвки в Париж, где через год пройдут летние Игры. Применительно к казахстанским дзюдоистам, которых на ЧМ постигла неудача, это влияние, как вы понимаете, оказалось негативным. 

В каждой весовой категории на кону стоят 25-26 путёвок на ОИ. Из них 17 будут распределены согласно упомянутому олимпийскому рейтингу, остальные – согласно  квотам, выделенным континентам, а также отданным «на откуп» трёхсторонней комиссии. Последняя состоит из представителей МОК, Международной федерации дзюдо, оргкомитета Игр и обычно принимает решения в пользу тех стран, которые не сумели завоевать ни одной путёвки, – дабы расширить географию участников олимпийского турнира. При этом на ОИ действует принцип: одна весовая категория – один участник от страны. То есть, в отличие от чемпионата мира, на Олимпиаде каждая страна может быть представлена, самое большее, 14 дзюдоистами (7 мужчин и 7 женщин).

По состоянию на 1 мая, до начала мирового первенства, казахстанские спортсмены входили в «лицензионную зону» в десяти весовых категориях. Иначе говоря, если бы отбор на ОИ осуществлялся в тот момент, то именно столько наших соотечественников получили бы право поехать на летние Игры. После ЧМ таких категорий осталось девять – семь мужских и две женские. Изменение вроде бы незначительное, но проблема в том, что в целом ряде случаев казахстанцы опустились из середины «лицензионной зоны» ближе к её концу. Значит, дальше им придётся сложнее в борьбе за квоты, тем более что, как уже отмечалось, рейтинговые очки, заработанные ими на первом этапе отборочных соревнований, весят вдвое меньше, чем те, за которые им ещё предстоит сражаться…