Мы решили поговорить о женском спорте в Казахстане, о том, насколько его уровень и динамика развития соответствуют общемировому тренду, который проявляется в активной феминизации олимпийского движения и в стремлении достичь абсолютного гендерного равенства. Сразу скажем, что если в 1990-х и в первые полтора десятилетия нынешнего века наша страна следовала в фарватере этого курса, то в последние годы всё отчетливее проявляется её отставание, о чём красноречиво свидетельствуют цифры и факты.
К полному паритету
Для Казахстана как самостоятельного субъекта мирового спорта дебютной летней Олимпиадой стала та, что прошла в 1996-м в Атланте. Тогда женщины разыграли 99 комплектов наград, а мужчины – 162, или в 1,6 раза больше (не учтены 10 дисциплин конного и парусного спорта, в которых соревнования проходили в открытом формате – к ним допускались представители обоих полов). Это нашло отражение и в доле «слабой» половины в общем количестве участников ОИ-1996 – она составила 34,2 процента, то есть чуть больше трети.
Но потом Международный олимпийский комитет (МОК) стал расширять программу летних Игр, причём с акцентом на достижение гендерного баланса. В ней появились женские соревнования сначала по современному пятиборью, водному поло, тяжёлой атлетике, потом по борьбе, боксу. Параллельно МОК наращивал количество женских дисциплин (очень часто за счёт сокращения мужских) в целом ряде видов спорта, включая и так называемые медалеёмкие – в пулевой и стендовой стрельбе, гребле на байдарках и каноэ, академической гребле, лёгкой атлетике, велогонках. И постепенно добился в них практически полного паритета. Заодно в программе ОИ стали появляться смешанные соревнования (микст), в которых участвуют разнополые команды, – это коснулось тех же лёгкой атлетики, пулевой и стендовой стрельбы, а также плавания, дзюдо, триатлона, стрельбы из лука.
Как следствие, на последней Олимпиаде-2020, проходившей в Токио, женщины оспаривали уже 156 комплектов наград, а мужчины – 164 (ещё 19 были разыграны в открытом и смешанном формате). То есть, за четверть века, разделившие летние Игры в Атланте и в столице Японии, количество женских дисциплин увеличилось более чем в полтора раза – с 99 до 156, тогда как количество мужских практически не изменилось: было 162, стало 164. За этот же период доля представительниц «слабой» половины человечества в общем составе участников ОИ возросла с 34,2 до 48,8 процента.
На предстоящих летних Играх 2024-го в Париже будет разыграно 329 комплектов наград, то есть меньше, чем в Токио, – по причине исключения из олимпийской программы каратэ и сокращения весовых категорий в тяжёлой атлетике. Соотношение чисто женских и чисто мужских дисциплин составит 157 и 152, то есть разница станет ещё меньше. При этом, например, в боксе, несмотря на то, у мужчин осталось чуть больше весовых категорий, чем у женщин (соответственно 7 и 6), количество участников Олимпиады разных полов будет совершенно одинаковым – по 124. Тогда как на ОИ в Токио парни в количественном плане значительно превосходили девушек – 186 против 100. Аналогично и в шоссейных велогонках: в Токио поехали вдвое больше мужчин, чем женщин (130 и 67), а в Париже их будет поровну – по 90. Всё это означает, что на предстоящих во французской столице Играх гендерный расклад будет почти «фифти-фифти».
На сегодня равенство полов обеспечено практически во всех видах спорта. Осталась только борьба, точнее, такая её разновидность, как греко-римская (в ней мужчины разыгрывают шесть комплектов олимпийских наград), заниматься которой девушкам не рекомендуют врачи. Дело в том, что «греко-римляне» всегда делают захваты для проведения приёма в области груди, а для женского организма это небезопасно. Впрочем, феминистки от спорта могут пренебречь предупреждениями медиков, как это произошло когда-то в случаях с тяжёлой атлетикой и боксом, и не исключено, что в будущем станут проводиться турниры по женской греко-римской борьбе. Чуть больше мужских дисциплин в спортивной гимнастике (8 против 6), но зато художественная (2 комплекта олимпийских наград) является вотчиной исключительно девушек. Как, кстати, и синхронное плавание. Хотя в последнее время на Западе начали культивировать и мужскую художественную гимнастику. Пока это смотрится очень забавно…
Из авангарда – в арьергард
Состояние спорта в той или иной стране оценивается не только и даже не столько по количеству медалей, полученных на ОИ, сколько, прежде всего, по числу завоёванных олимпийских путёвок. Ведь именно это является главным критерием того, сколь успешно организована подготовка атлетов международного уровня в самых разных видах и дисциплинах. А раз так, то попробуем проследить за тем, как менялась женская доля в составе казахстанской делегации на летних Играх.
На первой для нас летней Олимпиаде 1996-го она составила 25 процентов. Затем, по мере увеличения количества женских дисциплин, наблюдался её неуклонный рост – сначала до 33,8, потом до 37,7 процента. Такая динамика вполне коррелировала с общемировой тенденцией увеличения доли женщин среди участников ОИ. А на летних Играх 2008-го в Пекине их удельный вес в составе атлетической делегации Казахстана достиг рекордной отметки – 53,8 процента. Отчасти это объяснялось тем, что на ту Олимпиаду впервые смогли отобраться сразу две наши женские команды в игровых видах – волейбольная и гандбольная (в сумме 26 участниц), тогда как мужские остались ни с чем. Без учёта девушек-«игровиков» женская доля составила 42,5 процента.
На следующих ОИ-2012, проходивших в Лондоне, она снизилась до 35,7 процента. Но если не считать мужскую ватерпольную сборную (теперь уже ни одна из наших женских команд по игровым видам не смогла квалифицироваться на Игры), то этот показатель возрастёт до 40,2. А на ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро, которые прошли вообще без казахстанских «игровиков», он увеличился до 47,1 процента. Для сравнения: в сумме на той Олимпиады (если брать все страны-участницы) женщины составили 45,6 процента. Иначе говоря, на тот момент Казахстан шёл в авангарде феминистских тенденций, охвативших мировой спорт.
Однако затем произошёл откат назад. На последних летних ОИ-2020 в Токио доля женщин в спортивной делегации Казахстана упала до 34,4 процента. Если не считать членов мужской ватерпольной команды, то она будет повыше, но всё равно гораздо ниже, чем в Рио-де-Жанейро, – ровно 40 процентов. К тому же нужно учесть, что одна из наших 32-х девушек (пловчиха) стала обладательницей олимпийской лицензии не по спортивному принципу, а лишь потому, что международная федерация решила выделить её Казахстану как стране, не завоевавшей ни одной женской квоты. А так процент был бы ещё меньше.
Между тем, например, в делегации Узбекистана, отправившейся в олимпийский Токио, удельный вес женщин оказался выше, чем в казахстанской, – 44,8 процента (30 из 67). Хотя на протяжении всех предыдущих лет по этому показателю соседняя республика значительно уступала нашей: например, в Рио-де-Жанейро поехали лишь 23 узбекские девушки, или менее трети от общего количества атлетов этой страны, завоевавших такое право. То есть, выходит, там женский спорт прогрессировал, а у нас деградировал? Ну и, разумеется, наш показатель оказался существенно ниже, чем общемировой (48,8).
Нельзя не сказать и об уменьшении вклада женщин в медальную копилку Казахстана. Если на двух предыдущих Олимпиадах, 2012-го и 2016-го, они принесли нашей стране почти половину наград (соответственно 6 из 13 и 8 из 17), то в Токио на их долю пришлись всего 2 из 8, или 25 процентов. Причём одна из этих медалей завоёвана в каратэ, которое лишь временно, по настоянию хозяев-японцев, было включено в олимпийскую программу – на Играх в Париже его уже не будет. А вторую добыла штангистка Зульфия Чиншанло, которую сложно назвать воспитанницей казахстанского спорта.
Необходимо разбираться…
Если брать последние чемпионаты мира по летним видам спорта, состоявшиеся в минувшем году (плюс ЧМ по мужскому боксу, который прошёл в конце 2021-го, а в 2002-м не проводился), то на них казахстанцы завоевали в олимпийских дисциплинах 10 медалей, из которых женщинам достались лишь 3. К тому же нужно учесть, что из этих трёх наград (все бронзовые) две получены на ЧМ по женскому боксу в Стамбуле, куда приехали далеко не все сильнейшие. В частности, отсутствовали китаянки и россиянки – лидеры по количеству медалей, добытых на мировых первенствах, а многие другие страны, высоко котирующиеся в этом виде единоборств, включая США, прислали далеко не полные составы. И вообще, об уровне наших девушек, сражающихся на ринге, более объективно свидетельствует то обстоятельство, что перед последней Олимпиадой они смогли завоевать лишь одну лицензию из пяти возможных, тогда как те же узбечки – три.
Следует добавить, что в прошлом году была и 4-я женская медаль – золотая, которую на ЧМ по лёгкой атлетике вручили Норе Джеруто. Однако в её достижениях никакой заслуги казахстанского спорта нет. Это замечание применимо и к теннисистке Елене Рыбакиной, которая за последние полгода добилась двух впечатляющих успехов на турнирах «Большого шлема». К тому же если Джеруто и на ОИ-2024, скорее всего, будет в числе главных фаворитов в беге на 3000 метров с препятствиями, то Рыбакиной с её игровым стилем на грунтовых кортах Парижа рассчитывать на медаль сложно.
Один из немногих летних видов спорта, в которых казахстанские женщины сейчас на международных турнирах выступают успешнее, чем наши же мужчины, – это лёгкая атлетика. А ещё они добиваются более высоких результатов в волейболе, гандболе и регби, но в них у сборных РК крайне мало шансов пробиться на Олимпийские игры. До недавнего времени наши девушки не хуже, чем парни, проявляли себя в тяжёлой атлетике, борьбе, но потом заметно сдали.
И сегодня в подавляющем большинстве видов спорта женщины являются действительно слабой половиной отряда казахстанских олимпийцев. Особенно это относится к спортивной гимнастике, плаванию, фехтованию, дзюдо, боксу, велогонкам на шоссе и треке, стрельбе из лука… Во многих из них для наших соотечественниц даже завоевание путёвок на летние Игры часто становится трудновыполнимой задачей, тогда как мужчины (например, гимнасты, лучники, фехтовальщики, дзюдоисты, не говоря уже о боксёрах) входят в мировую элиту. Скажем, в течение двух последних недель призёрами этапов Кубка мира стали шпажист Руслан Курбанов и саблист Артём Саркисян, а гимнаст Нариман Курбанов выиграл этап КМ. В то время как наши девушки, занимающиеся фехтованием и спортивной гимнастикой, о таком пока могут только мечтать.
Необходимо детально разбираться в причинах сложившейся ситуации. Но кто будет этим заниматься, если в Казахстане спортивная аналитика (имеется в виду серьёзная, а не то, что за неё выдают) практически отсутствует?