После летней Олимпиады в Токио, принесшей казахстанским болельщикам сплошные разочарования, в нашей стране еще громче заговорили о необходимости сделать главную ставку на массовый и детский спорт. И с этим трудно не согласиться. Но что касается все чаще звучащих призывов прекратить государственное финансирование спорта высших достижений и отпустить его, что называется, на вольные хлеба, в рыночную среду, то здесь далеко не всё так однозначно. Думается, это тот самый случай, когда с водой можно выплеснуть и ребенка.

Массовый, детский, профессиональный, олимпийский…

Давайте для начала определимся с понятиями. Массовый спорт, или спорт для всех, – это в общем-то то же самое, что в советские времена называли словом «физкультура», ныне не очень популярным. Речь идет о выполнении физических упражнений, посещении фитнес-клубов и секций, занятиях игровыми видами спорта и т.д. исключительно ради поддержания здоровья и жизненного тонуса, полезного проведения досуга. Массовый спорт охватывает представителей всех возрастов, от детей-дошколят до пожилых людей. Конечно, они могут участвовать в каких-то соревнованиях, но это лишь как «приложение», дополнительный бонус.

Задачи детского спорта куда шире. Да, здесь тоже и родители, и государство преследуют, прежде всего, цель вырастить физически здоровых граждан, и для большинства из тех, кто ходит в различные детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), это останется чем-то вроде хобби. Но параллельно среди них происходит «естественный отбор»: определенная часть подростков, тех, кто наиболее талантлив, амбициозен и готов вкалывать на тренировках ради «звёздного» будущего, получает шанс выйти на качественно другой уровень, стать профессиональными спортсменами. Причём в сегодняшних казахстанских реалиях это преимущественно дети из малообеспеченных, нередко неблагополучных семей: для них спорт является, по сути, единственным шансом как-то устроить свою судьбу, поскольку в нем, в отличие от других сфер жизни, можно стать конкурентоспособным и успешным, не имея богатых родителей и связей. Иначе говоря, это чуть ли не единственный в наших условиях социальный лифт для таких детей.

Их цель – попасть в орбиту либо спорта высших достижений, либо профессионального спорта. Частица «либо» здесь использована отнюдь не случайно. Хотя между двумя этими понятиями нередко ставят знак равенства, они означают далеко не одно и то же – при том, что в обоих случаях «субъектами деятельности» являются преимущественно атлеты-профессионалы, то есть люди, которые таким образом зарабатывают себе на жизнь.

Профессиональный спорт следует рассматривать как разновидность шоу-бизнеса, как индустрию, не знающую национальных границ (в профессиональных лигах и клубах страновая принадлежность спортсменов не играет особой роли), ориентированную, прежде всего, на коммерческий успех и существующую на собственные доходы. Государственного участия здесь, по идее, не должно быть, а если оно где-то еще присутствует, как, например, в Казахстане, России, то это можно расценить как наследие (или пережиток) социалистического прошлого. Причем у нас профессиональный спорт зависит от бюджетного финансирования в большей степени, чем в РФ.

Три года назад наше профильное министерство выделило Фирузе Шариповой перед ее очередным боем на профи-ринге 74,8 миллиона тенге. Тогда же приказом министра в список приоритетных в нашей стране видов спорта (группа «А»), которым положены бюджетные деньги, был включен ММА. Даже в России нет такого. И уж вовсе невозможно представить, чтобы правительственные структуры США, Германии или какой-то другой западной страны финансировали профи-бокс или то, что в просторечье называют «боями без правил». Аналогично с футбольными, хоккейными и прочими клубами. Раз они хотят иметь статус профессиональных, то должны быть самоокупаемыми или находиться «под крышей» частных спонсоров.

А вот спорт высших достижений – это другое. Возьмем, к примеру, важнейший его сегмент – олимпийское движение. Да, начиная где-то с середины 1980-х, оно пережило процесс коммерциализации, зажгло «зеленый свет» перед профессиональными спортсменами – теннисистами, велогонщиками, баскетболистами и т.д., которые до этого не допускались к участию в Олимпиадах. Но всё же главная его задача – не достижение коммерческого успеха (хотя ради сохранения своей независимости от государств и политиков оно стремится к получению доходов), а развитие и продвижение спорта как важного средства формирования в человеке физического и духовного совершенства, укрепления мира и сотрудничества между народами. При этом в нем, в отличие от профессионального спорта, сохраняется четко выраженная страновая принадлежность атлетов, что имеет большое значение с точки зрения и позиционирования государства на международной арене, и демонстрации его конкурентоспособности, и культивирования чувства национальной гордости.

Без государственной поддержки не обойтись

Именно поэтому правительства практически всех стран мира (возможно, единственным исключением являются США) так или иначе финансируют олимпийские виды спорта. Тем более что в большинстве таких видов, включая самые «медальные» вроде легкой атлетики, плавания, гребли, лыжных гонок и т.д., просто невозможно заработать столько, чтобы безбедно существовать.

Да, отдельные спортсмены удостаиваются солидных рекламных контрактов, кое-где есть призовые суммы, выплачиваемые соответствующими международными федерациями за успехи на этапах Кубка мира, турнирах «Гран-при», мировых первенствах. Но и контракты, и призовые достаются немногим – лучшим из лучших, «звездам». А чтобы пробиться в их ряды, требуются годы тренировок, накопления навыков и опыта через участие в различных соревнованиях – сначала юношеских, потом юниорских, молодежных… И на этом этапе становления спортсменов, из которых кто-то в будущем, возможно, пробьётся наверх, без государственной поддержки не обойтись – иначе юноши и девушки просто бросят серьезно заниматься спортом.

Да и потом, даже «звезды» должны в своих странах с кем-то конкурировать, в противном случае они «застоятся», лишатся необходимой соревновательной практики, достойных спарринг-партнерев. Также нужно иметь кадровый резерв, который в случае необходимости заменит лидеров. А значит, в каждом виде спорта желательно внутри страны располагать определенным кругом более или менее конкурентоспособных атлетов. И содержать их может только государство.

Вариант, при котором спортсмен сам зарабатывает себе на жизнь, занимаясь какой-то другой профессиональной деятельностью и тренируясь, участвуя в соревнованиях только в свободное от основной работы время, сегодня уже «не прокатит». Нагрузки в спорте высших достижений возросли настолько, что ему, если стоит задача на равных соперничать с сильнейшими в мире, надо отдаваться полностью, не отвлекаясь ни на что другое. Кстати, наверняка многие понимают: спорт высших достижений с его нынешними физическими нагрузками, в отличие от массового и детского, отнюдь не оздоравливает – он, скорее, гробит здоровье.

Нужен ли он нам в Казахстане? Если нужен, то придется смириться с его государственным финансированием, тем более что другие виды поддержки (меценатство, спонсорство, привлечение средств потенциальных рекламодателей) у нас, можно сказать, находятся в зачаточном состоянии. Если нет, то государство получит возможность ежегодно высвобождать порядка 15 миллиардов тенге, или 0,2 процента республиканского бюджета, но в таком случае нам придется забыть об участии казахстанских спортсменов в Олимпийских и Азиатских играх, чемпионатах мира и на других крупных международных соревнованиях.

Возникает и другой вопрос: если нашей стране спорт высших достижений всё-таки нужен, то зачем? Во-первых, затем, чтобы у детей был стимул ходить в ДЮСШ и серьезно там заниматься. Убедить их в пользе от занятий спортом для здоровья тяжело, а вот перспектива стать знаменитостью, «звездой», чьим-то кумиром может стать очень хорошей мотивацией. Во-вторых, это один из очень немногих путей, чтобы выбиться наверх, для детей из «социальных низов». В-третьих, спортивные успехи страны способствуют продвижению ее имиджа в гораздо большей степени, чем дипломатические усилия и проведение дорогостоящих мероприятий. Тем более что у нас в Казахстане крайне мало сфер жизнедеятельности, в которых мы можем предъявить миру что-то достойное и заслуживающее внимания, и спорт высших достижений входит в этот очень узкий круг.

Три упомянутые задачи, которые он призван решать, требуют соответствующих подходов к его организации. С одной стороны, актуальной остается необходимость культивирования доступных для всех, «демократичных» и не требующих больших финансовых вложений видов спорта – бокса, борьбы, тяжелой атлетики… Особенно это касается аулов, сел, маленьких райцентров. С другой стороны, нужно отдавать себе отчет в том, что есть гораздо более популярные в мире и более «медийные» олимпийские виды спорта, через которые можно активнее и эффективнее продвигать имидж страны, – легкая атлетика, плавание, гимнастика, велогонки (список можно продолжить). И здесь, полагаю, необходим определенный баланс…