В отличие от представителей ледовых видов спорта, казахстанские «снежники» вряд ли могут занести завершившийся сезон 2022/23 в свой актив. Прежде всего, это относится к нашим национальным сборным по лыжным гонкам и биатлону, которые выглядели очень бледно и скатились на позиции аутсайдеров. Что же касается фристайла, где в предыдущие годы казахстанцы были вполне конкурентоспособными, то спад результатов отчасти можно объяснить объективными причинами.
Фристайл: похуже, чем прежде, но приемлемо
Летом прошлого года МОК принял решение включить в программу следующих зимних Игр, которые пройдут в 2026-м, соревнования в парном (параллельном) могуле. Теперь у тех, кто занимается этим видом фристайла, шансы на завоевание медалей Олимпиад удваиваются, что, разумеется, придало им дополнительную мотивацию. Парный могул более зрелищен, чем одиночный, но и более травмоопасен, и именно это обстоятельство прежде останавливало МОК от придания ему олимпийского статуса.
Поскольку многолетний лидер нашей мужской команды Дмитрий Рейхерд перешёл на тренерскую работу, а Юлия Галышева, с именем которой олицетворяется женский могул в Казахстане, решила пропустить сезон 2022/23, то из тех, кто входил в мировую элиту, остался только 26-летний Павел Колмаков. По итогам сезона он стал 9-м в общем зачёте Кубка мира и в одиночном могуле, и в парном. То есть, выступил хуже, чем предыдущей зимой, которую он завершил 6-м (тогда вёлся не раздельный зачёт по каждой из двух дисциплин, а суммарный). Но, с другой стороны, выдал ударный финиш.
На главных соревнованиях сезона – мировом первенстве, которое в конце февраля принимал грузинский горнолыжный курорт Бакуриани – Колмаков дважды остановился в шаге от пьедестала почёта. В решающих заездах одиночного могула ему противостояли все три призёра прошлогодней Олимпиады: швед Вальтер Валлберг, японец Икума Хоришима и канадец Микаэль Кингсбери (главная «звезда» этого вида спорта на протяжении последнего десятилетия), а также занявший на тех Играх 4-е место француз Бенджамин Каве и серебряный медалист ОИ-2018 австралиец Мэтт Грэм. В столь именитой компании казахстанец стал 4-м, пропустив вперёд себя Кингсбери, Грэма и Валлберга. А в парном могуле он, преодолев несколько раундов «гонок на выбывание», дошёл до полуфинала, где проиграл всего один балл (17:18) Кингсбери, после чего в заезде за «бронзу» уступил Грэму.
Чуть позже, на заключительном, алматинском, этапе Кубка мира Колмаков наконец-то, впервые в сезоне, добрался до подиума. В одиночном могуле он стал вторым после Кингсбери (к слову, канадец за сезон одержал шесть побед на этапах КМ и увёз оба «золота» с мирового первенства) и завоевал серебряную медаль. Между тем, на комплекс Чимбулак приехали все сильнейшие, включая Валлберга, Хоришиму, Грэма и прочих.
В женских соревнованиях от нашей страны и на этапах КМ, и на мировом первенстве выступала только Аяулым Амренова. Несмотря на то, что она ещё очень молода (ей всего 21 год), за её плечами уже две Олимпиады. Пока Амреновой не удаётся попасть хотя бы в топ-10. В общем зачёте Кубка мира 2022/23 она стала 20-й в одиночном могуле и 19-й в парном, а на отдельных этапах и на мировом первенстве выше 12-й позиции не поднималась.
Теперь о лыжных акробатах. В общем зачёте КМ лидеры и женской, и мужской команды Казахстана по сравнению с предыдущим сезоном сдали свои позиции: Жанбота Алдабергенова опустилась с 7-го места на 10-е, а Шерзод Хаширбаев – с 13-го на 17-е. В немалой степени это объясняется тем, что они приняли участие лишь в половине стартов – в трёх из шести. Алдабергенова на первом этапе Кубка мира стала бронзовым призёром, а на двух других попала в число шести сильнейших. По итогам мирового первенства она тоже заняла 6-е место, причём в первом финале получила 3-ю оценку, но в решающей стадии допустила ошибку. Что касается Хаширбаева, то он на чемпионате мира закончил соревнования 7-м – для Казахстана это лучший результат в мужской лыжной акробатике за всю историю, а на одном из этапов КМ пробился в топ-5.
Кроме того, Алдабергенова и Хаширбаев вместе с Романом Ивановым на мировом первенстве заняли 4-е место в смешанных командных соревнованиях (микст), которые тоже входят в олимпийскую программу. Правда, можно ли назвать этот результат высоким, если иметь в виду, что в споре за медали приняли участие всего-то пять сборных?
Лыжные гонки: всё ниже и ниже
Завершившийся сезон стал для казахстанских лыжников едва ли не самым провальным в истории. Хотя наша мужская команда в зачёте Кубка наций расположилась на 19-й позиции (повторение результата предыдущей зимы), нужно учесть, что на сей раз в международных соревнованиях не участвовали отстранённые от них россияне, которые наряду с норвежцами доминируют в мире, а также китайцы, годом ранее закончившие сезон 14-ми.
Здесь впору вспомнить, что десять лет назад мужская сборная РК попала в топ-7, пропустив вперёд себя только россиян, норвежцев, шведов, швейцарцев, итальянцев и немцев. В следующие годы она занимала места между 9-м и 12-м и даже после дисквалификации за применение кровяного допинга её лидера Алексея Полторанина оставалась довольно конкурентоспособной и уже без него неплохо провела зиму 2019/20, став в Кубке наций 11-й. Но за последнее трёхлетие наша команда рухнула, по сути, на десять строчек вниз.
Попутно она потеряла статус лучшей на азиатском континенте. В олимпийском сезоне 2021/22 её опередили китайская и японская, а теперь – только японская (гонщики из Поднебесной, как уже сказано, на международные соревнования не приезжали и даже мировое первенство проигнорировали). Причём казахстанские лыжники набрали на этапах Кубка мира почти втрое меньше очков, чем их соперники из Страны восходящего солнца, – соответственно 155 и 411. Раньше что-то подобное просто невозможно было представить.
Если же брать индивидуальный зачёт Кубка мира, то лучший из казахстанцев, Святослав Матасов, занял всего-то 142-е место. Он специализируется на спринте и лишь по итогам одной гонки попал в топ-30 (28-е место) – случилось это на самом первом этапе. А другим нашим лыжникам подобное и вовсе не удалось ни разу, в том числе сменившему несколько лет назад Полторанина в роли первого номера мужской команды Виталию Пухкало, который зимой 2019/20 шесть раз входил в топ-30 и стал 22-м по итогам многодневки «Ски Тур». Нынешний сезон Пухкало закончил лишь 169-м в общем зачёте.
Отчасти он реабилитировался на прошедшем чуть больше месяца назад чемпионате мира, финишировав 25-м в скиатлоне, что в общем-то неплохо. В других индивидуальных дисциплинах казахстанцы выше 40-го места не поднимались. А в большой эстафете 4х10 километров, результаты которой объективно отражают уровень сборных в целом, наш квартет стал 13-м (среди 15), проиграв бронзовым призёрам более восьми, а тем же японцам, замкнувшим первую десятку, – свыше трёх минут. И здесь вспоминается, как на чемпионате мира четырёхлетней давности наши парни даже без Полторанина (в том числе оставшиеся с тех пор в команде Пухкало и Олжас Климин) заняли 7-е место, отстав от бронзовых медалистов-французов всего на 48 секунд.
Теперь о женской дружине. Она стала 16-й в зачёте Кубка наций (тоже оказалась ниже японской), а в личном зачёте лучшая в её составе Ксения Шалыгина закончила сезон 108-й. Ни она, ни другие наши девушки на этапах Кубка мира ни разу не попали в топ-30. То же самое было на мировом первенстве: 35-и 36-е места Шалыгиной соответственно в самой протяжённой гонке на 30 км классическим ходом и в скиатлоне – вот лучшие их результаты. А большую эстафету они закончили 12-ми, предпоследними, с огромным, более чем семиминутным (это равносильно 15 минутам у мужчин, поскольку у женщин общая длина дистанции вдвое короче), отставанием от бронзовых призёров.
В конце февраля появилось сообщение о том, что собирается вернуться на лыжню Полторанин, чей четырёхлетний срок дисквалификации истёк. Он даже принял участие в одной из неофициальных гонок, состоявшихся на территории России. Также ожидалось его появление на чемпионате Казахстана, который проходил в последней декаде марта в Щучинске, но он не приехал. Сможет ли двукратный призёр мировых первенств, неоднократный победитель этапов Кубка мира, становившийся 4-м в общем зачёте КМ, вернуться на свой прежний уровень?
Да, совсем скоро ему исполнится 36 лет, но история лыжных гонок, причём относительно недавняя, знает немало примеров того, как даже более возрастные спортсмены (эстонец Андрус Веерпалу, чех Лукаш Бауэр) добивались серьёзных успехов. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и морально-психологический фактор: некоторые потенциальные соперники Алексея из Швеции и Норвегии уже высказались в негативном ключе о возможности участия в международных соревнованиях нашего лыжника, репутация которого оказалась запятнанной. А значит, ему придётся испытать на себе нешуточное давление.
Биатлон: в условиях недокомлекта
Перед началом сезона 2022/23 женская команда Казахстана осталась без всех своих лидеров – Галины Вишневской, Дарьи Климиной, Алины Райковой и Елизаветы Бельченко: все четверо в силу личных и семейных причин взяли соревновательную паузу. Впрочем, в последние годы и они, даже Вишневская, которая несколько лет назад вроде бы вплотную подобралась к мировой элите и на этапах КМ не раз заканчивала гонки в десятке, а то и в топ-6 сильнейших, не показывали достойных результатов.
А теперь, в их отсутствие, в женской сборной образовался самый настоящий недокомплект. Хотя по итогам прошлого сезона она могла заявлять на личные гонки четырёх участниц, на старты обычно выходили лишь две – Анастасия Кондратьева и Людмила Ахатова, которые к тому же не набрали ни одного очка в индивидуальный зачёт КМ (они начисляются тем, кто попал в топ-40). Плюс поначалу к ним добавлялись вчерашние юниорки: либо Алина Скрипкина, либо Полина Егорова. Однако они оказались слишком «сырыми».
Из шести проведённых за сезон классических женских эстафет (включая ту, которая состоялась в рамках мирового первенства) лишь одна прошла с участием казахстанских биатлонисток. На первых двух отрезках Егорова и Скрипкина даже без штрафных кругов допустили такое отставание, что организаторам пришлось снять команду с гонки, и она заняла 19-е, последнее, место. На следующих этапах КМ, как и на чемпионате мира, выступали только Кондратьева с Ахатовой, которые участвовали и в смешанных эстафетах, а вот классические проходили уже без наших девушек и соответственно не приносили команде зачётные очки.
Поэтому неудивительно, что женская сборная РК в Кубке наций рухнула с 17-й позиции на 25-ю, пропустив вперёд себя, помимо прочих, команды Японии, Южной Кореи, Молдовы, Литвы, Бельгии, которые ещё не так давно много проигрывали нашей. Кроме того, нужно учесть, что на весь сезон были «забанены» белорусские и российские биатлонистки, прежде стабильно входившие, как минимум, в топ-10. То есть, по сути, казахстанские «стреляющие лыжницы» всего за год потеряли сразу десять позиций. И если в начале зимы 2022/2023 на каждую гонку в рамках этапа Кубка мира могли выйти четыре наши девушки, то в следующем сезоне эта квота может сократиться до двух. А в случае возвращения россиянок и белорусок – даже до одной.
Получше выглядела мужская команда РК, хотя и от неё, откровенно говоря, можно было ждать большего. За всю зиму наши парни лишь два раза сумели заработать очки в индивидуальный зачёт КМ: на втором этапе Александр Мухин в гонке преследования поднялся с 45-го места (после спринта) на 33-е, а на седьмом Владислав Киреев расположился на той же 33-й позиции по итогам спринта. Плюс на чемпионате мира, результаты которого, в отличие от предыдущих лет, теперь не идут в зачёт КМ, Мухин снова отметился в гонке преследования: уйдя на старт 41-м, отыграл по ходу дистанции пять мест и финишировал 36-м.
В целом наша мужская команда, лидеры которой Мухин и Киреев ещё относительно молоды, добилась определённого прогресса, поднявшись за сезон с 24-й позиции на 19-ю: она обогнала японцев, болгар, словаков (ещё два места отыграла благодаря отстранению россиян с белорусами). Но это, как вы понимаете, очень локальный успех – до сколько-нибудь серьёзных достижений казахстанским биатлонистам ещё ой как далеко…