Казахстанские боксёры, ставшие призёрами недавнего чемпионата мира, получили большие премиальные суммы и от международной федерации этого вида спорта, и от отечественной, кое-кому из них выделили новые квартиры, плюс всю команду принял и поздравил сам глава государства. Словом, почести и «пряники» розданы, а, значит, пора заняться другим – непредвзятым анализом результатов, показанных сборной РК, с проекцией, прежде всего, на предстоящие через год Олимпийские игры.

Бойкот, раскол, кризис...

С точки зрения «качества» завоёванных медалей чемпионат мира, завершившийся недавно в Ташкенте, стал для казахстанской дружины одним из самых успешных в истории. Лучше она выступила только десять лет назад, в 2013-м, но тот турнир проходил в Алматы, а в этом виде спорта, где многое зависит от судейства, родные стены играют очень большую роль – организаторы и рефери часто стараются потрафить хозяевам. С другой стороны, если в ту пору было 10 весовых категорий, то теперь их 13, что, разумеется, повысило вероятность завоевания большего количества наград, в том числе золотых. Плюс чемпионат в Ташкенте бойкотировали несколько сильных боксёрских держав, которые могли вмешаться в распределение призовых мест.

Поводом для бойкота стало решение Международной ассоциации бокса (IBA) не просто допустить к участию в мировом первенстве – сначала женском, а потом и мужском – атлетов из России и Беларуси, но и разрешить им выступать под национальными флагами. Она стала первой и пока единственной среди международных федераций олимпийских видов спорта, кто пошёл на такой шаг после февраля 2022-го. Скорее всего, дело в том, что её генеральным спонсором, от которого во многом зависит существование этой организации, ранее погрязшей в огромных долгах, с позапрошлого года является российский «Газпром», чей контрольный пакет принадлежит государству. А кто платит, тот и заказывает музыку (к слову, немыслимые прежде премии в 200, 100 и 50 тысяч долларов, выплаченные каждому призёру ЧМ, – по сути, тоже «газпромовские» деньги). К тому же пост президента IBA занимает россиянин Урал Кремлёв.

Такой «демарш» идёт вразрез с позицией МОК, который пытается спасти мировое олимпийское движение от раскола и потому готов, в отличие от оказывающего на него давление целого ряда государств Запада, дать россиянам и белорусам шанс вернуться в мировой спорт, но только в статусе нейтральных атлетов. То есть, без указания на их страновую принадлежность – без флага, гимна, соответствующих надписей на форме – и возможности участвовать в командных турнирах. Скажем, организаторы чемпионата мира по дзюдо, который проходил в те же дни, что и боксёрский ЧМ, так и поступили, поэтому никакого группового бойкота не было – только Украина высказала своё «фе», лишив тем самых собственных дзюдоистов возможности побороться за медали и за рейтинговые очки, необходимые для того, чтобы поехать на Олимпиаду-2024.

А вот решение IBA повлекло за собой отказ около двух десятков стран от участия в ЧМ. Среди них Великобритания (2-е место в медальном зачёте турнира по боксу на ОИ-2020), США (3-е на предыдущем ЧМ-2021), Ирландия, Украина, Филиппины, Германия, Канада, Чехия, Нидерланды, Польша, Аргентина, Новая Зеландия, все скандинавские и прибалтийские… Следует заметить, что сборные, бойкотировавшие чемпионат, на последней Олимпиаде в Токио завоевали в мужском боксе 12 медалей из разыгрывавшихся 32-х, то есть более трети. Из восьми финальных олимпийских поединков семь прошли с участием их представителей. Очевидно, что отсутствие этих стран привело к снижению уровня конкуренции на ЧМ и в значительной степени повлияло на итоговое распределение мест.  

Мало того, «отказники» во главе с США и Великобританией заявили о намерении создать в противовес IBA собственную организацию – World Boxing – и добиваться её признания Международным олимпийским комитетом. Уже образован временный исполнительный комитет. То есть, любительскому боксу грозит самый настоящий раскол, ведь понятно, что инициаторы World Boxing могут перетащить к себе подавляющее большинство европейских, немалую часть азиатских (Япония, Южная Корея, Филиппины, целый ряд других) и латиноамериканских стран, Австралию с Океанией.

Между тем, этот вид спорта и без того переживает серьёзный кризис. Он до сих пор не включён в предварительную программу ОИ-2028, IBA отстранена от проведения отборочной кампании к ОИ-2024 – именно поэтому ЧМ в Ташкенте не стал лицензионным, хотя два с половиной года назад, когда вроде бы началась разморозка отношений между МОК и IBA, позже свёрнутая, ему собирались придать такой статус. О том, что любительский бокс потерял былую популярность, свидетельствует и крайне слабый интерес к нему со стороны телевидения. Перед чемпионатом мира на сайте IBA появилось сообщение, из которого следует, что права на телетрансляции приобрело очень ограниченное количество стран. Это Казахстан, Россия, Беларусь, Азербайджан, Индия, Болгария, республики бывшей Югославии, а также Непал, Бангладеш, Пакистан, Бутан и Шри-Ланка – список, мягко говоря, не впечатляет.

Начали за упокой, кончили за здравие

Предварительные стадии мирового первенства сложились для сборной Казахстана не очень успешно. Преодолели их и добрались до 1/4 финала лишь семь наших боксёров из тринадцати, тогда как в команде Кубы таких оказалось 12, Узбекистана – 11, России – 8. Именно эти четыре дружины в отсутствие американцев и британцев, по всем прогнозам, должны были занять лидирующие позиции в общем медальном зачёте. Тем более что только они, а также азербайджанская и кыргызская выступали в Ташкенте полными составами – по 13 бойцов.

Как часто бывает, неудачи на старте многие казахстанские болельщики стали объяснять происками рефери и функционеров IBA, которые, по их мнению, чуть ли не спят и видят, как бы не пустить наших боксёров к пьедесталу. Наибольшее их недовольство вызвали поединки, в которых проиграли Талгат Сырымбетов (весовая категория до 60 кг) и на тот момент действующий чемпион мира Сакен Бибосынов (до 54 кг). Хотя относительно первого позже главный тренер сборной Мырзагали Айтжанов признал, что Талгату, дебютанту мирового первенства, не хватило опыта: «Он мог бы провести бой лучше, но его захлестнули эмоции, и он начал ввязываться в драку». А Сакен просто подошёл к ЧМ в неважной спортивной форме, за что нужно спросить как раз таки с самого Айтжанова, являющегося его личным наставником. Да, на первый взгляд, Бибосынов выбрасывал больше ударов, но его соперник бил, пусть и реже, но точнее и акцентированнее.

Такие настроения болельщиков в немалой степени были спровоцированы комментаторами телеканала «Казспорт»: они обращали внимание телевизионной аудитории на удачные действия казахстанцев и игнорировали точные удары их противников, хотя «хайлайты» зачастую фиксировали обратное. Болеть за своих, конечно, надо, но и необходимость быть объективным никто не отменял. В этом смысле комментаторы телеканала «Боец», который вёл трансляции с ЧМ на Россию, работали куда более профессионально: если они видели, что боксёр из РФ выглядит хуже своего оппонента на ринге, то честно признавали это.

В четвертьфинале завершился турнирный путь ещё двоих казахстанцев – бронзового призёра ОИ Камшыбека Кункабаева (свыше 92 кг) и серебряного медалиста ЧМ-2021 Серика Темиржанова (до 57 кг). Их поражения можно было спрогнозировать заранее. Ведь первый встречался с узбеком Баходиром Джалоловым, которому сегодня нет равных в самом тяжёлом весе любительского бокса, второй же ещё в предыдущем, пусть и выигранном, бою с венгром выглядел неубедительно, а тут ему противостоял более сильный кубинец. Таким образом, в следующий круг прошли пятеро наших бойцов. В сборной Узбекистана таковых оказалось девять, Кубы и России – по шесть. То есть, команда с острова Свободы потеряла в четвертьфиналах сразу шестерых боксёров из двенадцати. Да и вообще, с точки зрения медального зачёта нынешний чемпионат мира оказался для кубинцев одним из самых неудачных за всю почти полувековую историю проведения этих турниров.

Полуфинальные бои сложились для казахстанцев лучше некуда: все пятеро довольно уверенно взяли верх над своими соперниками. Возможно, кое у кого возникли вопросы относительно первого раунда поединка Дулата Бекбауова (до 67 кг) с грузином Лашей Гурули (весь судейский квинтет отдал победу нашему боксёру, хотя ситуация на ринге не выглядела столь очевидной), но во втором и третьем Бекбауов их снял, полностью перебоксировав оппонента.

Что касается финалов, то из четверых наших спортсменов, выигравших их, особо следует выделить Санжара Ташкенбая (до 48 кг) и Махмуда Сабырхана (до 54 кг). Оба на протяжении всего чемпионата показывали техничный, подвижный, зрелищный бокс и ни разу не дали усомниться в своём преимуществе над противниками. Каждый из них исповедует свой стиль, в котором нет места примитивным обменам ударами. При этом оба совсем ещё молоды (первому – 20 лет, второму – 21), а значит, должны прогрессировать и дальше. Если, конечно, «не поймают звезду».

Чуть старше тоже ставший чемпионом мира Нурбек Оралбай (до 80 кг), который в июне отметит 23-летие. В его поединке за «золото» с Танатханом Тохтарбеком, этническим казахом из Китая, зрители стали свидетелями настоящей «рубки», в которой оба были достойны друг друга, но большинство судей отдали свои симпатии нашему парню. Более опытному Асланбеку Шымбергенову (до 71 кг) в финале пришлось выдержать вязкий и временами даже сумбурный бой с узбеком Саидджамшидом Джафаровым, а вот на предыдущих стадиях он боксировал более интересно. Единственный, кто проиграл в поединке за чемпионский титул, – Бекбауов. Впрочем, для него и второе место стало хорошим результатом.

Главные бои ещё впереди

Завоевав четыре «золота» и одно «серебро», сборная Казахстана стала 2-й в медальном зачёте, пропустив вперёд себя только команду Узбекистана, в копилке которой пять золотых, две серебряные и две бронзовые награды. Объяснять преимущество хозяев турнира над нашими боксёрами лишь благосклонностью судей было бы не совсем справедливо. Ведь в ноябре прошлого года на чемпионате Азии, проходившем в нейтральной для обеих сборных Иордании, узбеки тоже стали 1-ми, опередив казахстанцев. Причём если тогда наша команда выступала сильнейшим составом (из тех 13 в нынешнем мировом первенстве приняли участие 12), то в узбекской было несколько вторых номеров. Так что в общем-то всё закономерно.

Довольно большое количество «золота», которое привезли из Ташкента казахстанские боксёры, не должно настраивать на благодушный лад. Тем более с точки зрения олимпийских перспектив. На ОИ в Париже будет не 13 весовых категорий, а всего 7. И в этих семи наши парни лишь дважды поднимались на пьедестал почёта в столице Узбекистана – реже, чем даже индусы и испанцы (по три раза), не говоря уже про узбеков (шесть). Также нужно учитывать, что на Олимпиаду приедут представители стран, бойкотировавших мировое первенство, а значит, завоевать медали будет куда сложнее.

Впрочем, на летние Игры в Париж сначала нужно отобраться. А сделать это будет очень непросто. Дело в том, что на весь мужской бокс выделены всего 124 квоты – ровно в полтора меньше, чем перед Играми в Токио (186), и вдвое меньше, чем перед ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро (250). Столь значительный «секвестр» стал следствием и сокращения количества мужских весовых категорий, что, в свою очередь, было вызвано политикой МОК, направленной на обеспечение полного гендерного равенства, и в целом прохладного отношения функционеров международного олимпийского движения к боксу как виду спорта, запятнавшему себя коррупционными и судейскими скандалами. Если ещё относительно недавно на Олимпиадах в каждой весовой категории у мужчин за медали боролись около трёх десятков боксёров, то в Париже их будет от 16 до 20. При одновременном уменьшении олимпийских весовых категорий с десяти до семи.

Более половины всех квот – 64 из 124-х – будет разыграно на континентальных Играх нынешнего года. Первые из них, Европейские, начнутся уже через месяц, 21 июня, в польском Кракове. Уже точно известно, что к ним не будут допущены Россия и Беларусь. В этой связи IBA призвала МОК, отнявший у неё полномочия по проведению отборочных соревнований к Олимпиаде, лишить боксёрский турнир Европейских игр статуса лицензионного. Однако понятно, что МОК проигнорирует это обращение.

Что касается летней Азиады, то она пройдет в период с 23 сентября по 8 октября в китайском Ханчжоу. Причём на ней боксёры-мужчины будут оспаривать медали только в семи олимпийских весовых категориях. А заодно в каждой из них участники разыграют по две путёвки на Олимпиаду – в общей сложности 14 (тогда как у женщин на кону будут стоять 20). Иными словами, для завоевания лицензий нужно добраться до финальных поединков. Чтобы вы представляли степень сложности этой задачи, можно привести такой пример: на Азиаде-2018 лишь два казахстанских боксёра дошли до финалов. И, кстати, оба проиграли в них узбекам.

Остальная половина олимпийских путёвок будет распределена по итогам двух мировых квалификационных турниров, которые пройдут уже в следующем году…