На минувшей неделе стало известно, сколько боксёров и в каких весовых категориях поведут борьбу за медали летних Игр 2024 года в Париже. Предложенный формат соревнований одобрен исполкомом Международного олимпийского комитета (МОК). Иначе говоря, этот вид спорта, который является едва ли не самым популярным в Казахстане и над которым дамокловым мечом висела угроза оказаться вне Олимпиады, восстановлен в своих правах. Правда, мужскому боксу, в котором наша страна наиболее конкурентоспособна, избежать потерь не удалось.
Попали под сокращение…
…Первой летней Олимпиадой для Казахстана как самостоятельного субъекта мирового спорта стала та, которая состоялась в 1996-м. Тогда женского бокса ещё не было, а в мужском медали разыгрывались в 12 весовых категориях. В «нулевые» годы их стало на одну меньше, на ОИ-2012, когда состоялся олимпийский дебют женщин-боксёров, на кону у мужчин стояли 10 комплектов наград. Впоследствии объявленный руководством МОК курс на достижение гендерного равенства привёл к тому, что при сохранении общего количества весовых категорий (13) соотношение мужских и женских на прошлогодних Играх в Токио изменилось с 10/3 на 8/5, а теперь оно будет 7/6.
С точки зрения олимпийских перспектив Казахстана это не есть хорошо. Ведь мужской бокс всегда был для нас главным «поставщиком» наград. На него приходится ровно половина «золота» (7 из 14) и почти треть всех медалей (22 из 71), завоёванных нашей делегацией на всех летних Играх. Разумеется, это за вычетом тех наград, которых мы лишились из-за допинговых скандалов. Мужская национальная сборная РК считается одной из сильнейших в мире, по итогам нескольких Олимпиад вошла в «топ-3» неофициального командного зачёта и только на ОИ-2020 сдала свои позиции. Впрочем, чуть позже она реабилитировалась на мировом первенстве, став второй после кубинской.
А вот о женской сборной этого не скажешь. Да, был у неё «взлёт» в 2016-м, когда на ЧМ, проходившем в столице Казахстана, она получила четыре «золота» и возглавила командный зачёт, но, как явствует из прошлогоднего доклада Ричарда Макларена о судейском произволе и коррупции в мировом любительском боксе, на том турнире многое решалось не на ринге, а «за кулисами». И на двух следующих чемпионатах мира у наших девушек с медалями было негусто. Кроме того, в последнем олимпийском цикле они сумели завоевать лишь одну квоту из пяти возможных (тогда как, например, узбечки – три), а на самих Играх единственная участница от Казахстана выбыла после первого же боя. Что касается якобы «феноменального успеха» на прошлогоднем чемпионате Азии, о чём раструбили отечественные СМИ, то он объяснялся крайне низким уровнем конкуренции и отсутствием на том турнире сильнейших команд континента. Этому наше издание посвятило статью «Триумф», которого не было. Стоит ли петь оды нашим «боксершам»?.
Словом, увеличение количества олимпийских весовых категорий у женщин за счёт уменьшения их числа у мужчин вряд ли может обрадовать любителей этого вида спорта в нашей стране. Кроме того, следует ожидать и сокращения представительства Казахстана на Олимпиаде. Дело в том, что МОК урезал с 286 до 248 количество квот для участия в предстоящих летних Играх. Причём если в женском боксе их стало почти на четверть больше (124 вместо 100), то в мужском – в полтора раза меньше (124 вместо 186).
Что это означает? А то, что в каждой весовой категории у мужчин будет разыгрываться в среднем на пять-шесть лицензий меньше, чем в прошлом олимпийском цикле. Понятно, что в такой ситуации завоевать путёвки в Париж будет гораздо сложнее, чем на прошлые Олимпиады, и, скорее всего, мужской сборной Казахстана уже вряд ли светит повторение результатов предыдущих отборочных компаний, когда ей удавалось добыть максимально возможное количество квот: напомним, в Рио-де-Жанейро поехали 10 наших боксёров, в Токио – 8. И если на предстоящие через два года Игры смогут отобраться, например, лишь пятеро, то лить слёзы по этому поводу не стоит.
Реформа назрела
Предложения относительно формата будущих олимпийских соревнований по боксу готовила международная федерация этого вида спорта. В конце прошлого года она провела как бы ребрендинг: стала называться IBA вместо привычного AIBA (буква «А» означала amateur – любительский). К возглавившему её относительно недавно Уралу Кремлёву, который ранее был генеральным секретарём Федерации бокса России, можно относиться по-разному, особенно учитывая целый ряд публикаций о его прошлом. Но справедливости ради нужно признать, что предпринятые им шаги, в том числе инициирование упомянутого выше внутреннего расследования, финансовое оздоровление организации, провозглашённый курс на обеспечение честного судейства (впрочем, посмотрим, как этот курс будет реализован на практике), позволили IBA добиться «разморозки» отношений с МОК.
Стоит напомнить, что руководство последнего на протяжении нескольких лет не желало иметь никаких дел с тогда ещё AIBA, отстранило её от проведения как олимпийского турнира по боксу, так и отборочных соревнований к нему. Теперь же оно, похоже, сменило гнев на милость. К тому же месяц назад IBA проявила абсолютную лояльность к позиции МОК относительно спортсменов России и Беларуси, лишив боксёров этих стран участвовать во всех международных соревнованиях, проводимых под её эгидой.
Но в то же время, как сообщило одно из ведущих изданий РФ «Коммерсант», она не хочет отказываться от крупного спонсорского контракта с российским «Газпромом», деньги которого сыграли существенную роль в погашении долгов IBA перед кредиторами, её финансовом оздоровлении и очень могут пригодиться впредь. Кстати, внушительные суммы призовых, выплаченные по итогам мужского чемпионата мира, который прошёл в конце 2021 года (такого никогда прежде не было), возможно, тоже имеют «газпромовское» происхождение. Тогда обладатели золотых медалей получили по 100 тысяч, серебряных – по 50 тысяч, бронзовых – по 25 тысяч долларов США каждый. А общий призовой фонд турнира составил 2,6 миллиона в американской валюте.
Упомянутый контракт был заключён вскоре после избрания Кремлёва. Теперь же он может быть расторгнут. Либо по настоянию МОК, выступающего против любого присутствия РФ в мировом спорте, либо по инициативе самой российской стороны – какой смысл вкладывать значительные средства, по сути, государственной компании в содержание «недружественной» организации, пусть и возглавляемой соотечественником? А найти другого такого спонсора будет крайне трудно – любительский бокс, в отличие от профессионального, не пользуется особым интересом в мире, крайне слабо представлен на телевидении, непривлекателен для потенциальных рекламодателей.
О том, что этот вид спорта сильно потерял в популярности, свидетельствуют такие данные. Если в чемпионате мира 2009-го приняли участие 135 стран, то потом это количество стало сокращаться, и на ЧМ-2015-го (между прочим, отборочный к Олимпиаде) приехали лишь 73 сборные. А на прошлогодний ЧМ – 88. Для сравнения: в 2019-м мировые первенства по дзюдо и таэквондо собрали спортсменов из 143-х и 150 стран соответственно, по спортивной гимнастике, культивирование которой требует куда более значительных, чем бокс, вложений в инфраструктуру (просторные залы с высокими потолками, дорогостоящие снаряды), что становится серьезной проблемой для бедных государств, – из 92-х. Не говоря уже о лёгкой атлетике и плавании: на чемпионаты мира по этим видам спорта приезжают спортсмены почти из двухсот стран.
Словом, перед нынешним руководством IBA стоит сложная задача – сделать любительский бокс зрелищным, популярным, чтобы он перестал быть просто начальной ступенью, придатком к профессиональному боксу (каковым его сегодня видят во многих странах), чтобы телевидение начало проявлять к нему интерес. А это потребует серьёзного изменения правил, системы судейства, экипировки. Но начнётся ли уже давно назревшая реформа?
Отборочная кампания
Вернёмся к олимпийским соревнованиям по боксу. Как уже говорилось выше, у мужчин они пройдут в семи весовых категориях. Соответственно, будет разыграно такое же количество комплектов наград. Это почти вдвое меньше, чем на прошлогоднем чемпионате мира в Белграде (13). А несколько месяцев назад Кремлёв сообщил о том, что планируется добавить ещё одну категорию – 14-ю, «сверхтяжёлую», которая объединит боксёров живой массой более чем в центнер. У женщин же на мировых первенствах будут оспариваться 12 комплектов наград, а на Олимпиадах – 6. В каких конкретно весах? Информация об этом содержится в приведенной ниже таблице.
Список олимпийских категорий в мужском боксе выглядит вполне адекватным. Чего не скажешь о женском, где нарушен принятый во многих видах спорта принцип, гласящий, что «по мере утяжеления разрывы между весами должны увеличиваться». Смотрите: после 50 кг идёт 54 кг (+4), а затем 57 кг (+3) и 60 кг (тоже +3). Кстати, на ОИ-2020 этот ряд выглядел ещё более странным: 51 кг; 57 кг (+6); 60 кг (+3). Кроме того, введение ограничения для самого тяжёлого веса (до 75 кг) оставляет более крупных девушек вообще вне Олимпиады. Наверное, логичнее было бы сделать олимпийскими следующие категории – до 50, до 54, до 60, до 66, до 75 и свыше 75 кг. Впрочем, функционерам IBA виднее.
Как будет осуществляться отбор на ОИ-2024? Обнародованная на днях система квалификации является многоступенчатой. Например, у мужчин 26 лицензий будут разыграны на чемпионате мира, который пройдет в сентябре следующего года в столице Узбекистана; 42 (по шесть в каждой весовой категории) – согласно олимпийскому рейтингу на конец 2023-го; ещё 42 – тоже согласно олимпийскому рейтингу, но на 31 марта 2024-го и в рамках квот, установленных для каждого континента; наконец, 14 – по итогам мирового квалификационного турнира, который пройдёт за два месяца до Олимпиады.
У женщин общий принцип отбора такой же, но количество лицензий, разыгрываемых на том или ином этапе, немного другое – соответственно 20, 36, 56 и 12. Кстати, через месяц, в мае, они соберутся на свой чемпионат мира, который пройдёт в Стамбуле: этот турнир должен был состояться в конце прошлого года, но из-за пандемии его пришлось перенести на более поздний срок. Однако лицензионным будет не он, а следующий ЧМ, который запланирован на октябрь-сентябрь 2023-го (место его проведения пока не определено).
Сокращение квот в мужском боксе почти не коснулось тяжёлых весовых категорий, а вот средневесам и особенно легковесам их по сравнению с прошлым олимпийским циклом выделено значительно меньше. Например, в Токио поехали 28 «мухачей», а в Париже смогут выступить лишь 16. В категории до 57 кг количество участников Олимпиады сократится более чем на треть – с 28 до 18, в полусреднем весе – с 28 до 20. В целом распределение квот выглядит следующим образом: