В Министерстве просвещения РК подвели итоги Единого национального тестирования. Пусть и с оговорками, они признаны удовлетворительными – руководители ведомства даже констатировали прогресс по сравнению с прошлогодним ЕНТ-2021. Например, сам министр Асхат Аймагамбетов заявил: «В целом мы должны отметить, что количество выпускников, не набравших пороговый балл, значительно снижается». Но есть ли на самом деле основания для хотя бы очень осторожного оптимизма?

В прошлом году, как сообщила тогда и.о. директора РГКП «Национальный центр тестирования» Наужан Дидарбекова, пороговой отметки для поступления в вузы недобрали 39 процентов абитуриентов. По итогам нынешней экзаменационной кампании доля таких юношей и девушек снизилась до 33-х процентов. Вроде бы налицо положительная динамика. Однако есть ряд обстоятельств, которые заставляют поставить её под сомнение.

Первое. Если прежде основное ЕНТ (помимо него, желающие могут пройти тесты для поступления в вузы на платной основе) проводилось один раз в год, то теперь абитуриентам предоставили две попытки, и 80 процентов от общего их числа воспользовались такой возможностью, чтобы улучшить свои результаты. А чем больше попыток, тем легче преодолеть «порог» – это очевидно. Наверное, новшество само по себе правильное, позволяющее минимизировать стресс, которому подвергаются выпускники школ, дающее им шанс показать свой максимум. Но при сравнении с итогами 2021-го этот фактор обязательно нужно учитывать.

Второе. Как сообщили многие СМИ со ссылкой на нынешнего директора Национального центра тестирования Руслана Емелбаева, средний балл, набранный участниками ЕНТ-2022, составил 66. А год назад, по информации тогдашней и.о. руководителя этого центра Наужан Дидарбековой, он был выше – 69,08. Выходит, уровень знаний среднестатистического казахстанского абитуриента упал?

Третье. Само сравнение результатов ЕНТ разных лет представляется не совсем корректным. Тут можно привести такой пример. В 2011-м выпускники казахстанских школ добились рекордных показателей: пороговый уровень не смогли преодолеть лишь 9,6 процента, средний балл составил 86,7 (из 125 возможных), каждый четвёртый набрал 100 баллов и больше. А по итогам следующего ЕНТ-2012 получилась совершенно иная картина: доля недобравших до порогового значения увеличилась почти в четыре раза (!) – до 36,8 процента, средний балл снизился до 70,9.

Что такого случилось за год? Просто очередное новое руководство Министерства образования и науки во избежание чрезмерного наплыва абитуриентов в вузы инициировало полную замену тестовых заданий в сторону их существенного усложнения. Кстати, именно тогда в МОН наконец-то заговорили о том, что в Казахстане стало слишком много университетов и студентов, что такая тенденция ведёт к дискредитации и обесцениванию самого понятия «высшее образование».

Иными словами, меняя степень сложности заданий, можно регулировать и процент преодолевших «порог», и средний балл, и другие показатели. Мы не знаем точно, какие в этом плане изменения произошли в нынешнем году по сравнению с прошлым, да и даже специалисты вряд ли смогут дать точную оценку тому, насколько усложнились или, напротив, упростились тестовые вопросы и задания. Но, как бы то ни было, сравнение результатов ЕНТ разных лет не позволяет получить объективную картину. А значит, делать на их основе далеко идущие выводы вряд ли имеет смысл. Тем более что условия проведения единого национального тестирования ежегодно меняются.

Другое дело – сравнение показателей в разрезе регионов, ведь в рамках одного ЕНТ они находятся в равных условиях. Когда-то соответствующие данные публиковались в открытом доступе, в СМИ, а сегодня, чтобы найти их, надо сильно постараться – и не факт, что удастся обнаружить необходимую информацию. По итогам же ЕНТ-2022 пока названы (устами министра) только три области, «отличившиеся» наиболее высоким процентом недобравших до порогового уровня – Мангистауская, Туркестанская и Атырауская, где этот показатель составил от 38 до 35,4.

Следует отметить, что названные регионы стали главными аутсайдерами в Казахстане и по результатам международного исследования PISA, проведённого четыре года назад среди 15-летних учащихся. Средний балл в сумме по читательской, математической и естественнонаучной грамотности составил в Атырауской области 362,3, в Мангистауской – 372,3, в Южно-Казахстанской (тогда её на 70 процентов населяли жители нынешней Туркестанской) – 380,7. Они заняли места соответственно последнее, предпоследнее и четвёртое с конца. При этом ЮКО опередила Алматинскую область, третью снизу, всего на один балл – скорее всего, благодаря Шымкенту, который впоследствии «откололся» и стал отдельной административно-территориальной единицей. В пятёрке худших оказалась и Кызылординская – 386,3. Тогда как в северных и восточных областях страны рассматриваемый показатель составил от 432,0 до 418,3.

Иначе говоря, итоги ЕНТ-2022 выглядят более чем закономерными – они явно коррелируют с результатами, показанными в ходе исследования PISA. Между тем, эти регионы, отстающие от других по уровню грамотности и знаний школьников, являются самыми казахскими в плане этнического состава населения, самыми многодетными (в расчёте на каждую тысячу жителей), а значит, и самыми быстрорастущими в демографическом отношении. С учётом всех этих обстоятельств становится очень тревожно за будущее нашей нации.

Скажем, в Кызылординской области к началу прошлого года доля казахского этноса достигла 96,4 процента, в Атырауской – 92,9, в Мангистауской – 91,4. При этом на государственном языке школьное образование получают 93 процента кызылординских, 80 процентов атырауских и 91 процент мангистауских детей, растущих в казахских семьях. В Туркестанской области доля «титульного» населения ниже – 75,8 процента, но в сумме с узбекским, которому присущ ещё более высокий уровень многодетности, они составляют 93,1 процента. Причём девять из каждых десяти казахских, а также несколько тысяч узбекских детей ходят в казахские классы. Словом, в этих регионах явно превалирует обучение на государственном языке.

А теперь несколько цитат из Национального отчёта, подготовленного Информационно-аналитическим центром МОН РК по итогам PISA-2018. Относительно читательской грамотности: «Как и в предыдущих циклах, наблюдается значительное различие в разрезе языков обучения. Обучающиеся на казахском языке на 70 баллов отстают от обучающихся на русском языке. При этом по сравнению с PISA-2009 разрыв сократился на 19 баллов». Тут следует сказать, что организаторы исследования исходят из того, что разница в 30 баллов соответствует одному году обучения. Значит, 70 баллов – это больше двух лет.

Применительно к естественнонаучной грамотности: «Различия в зависимости от языка обучения составили 65 баллов в сторону обучающихся на русском языке. В среднем они показали результат 440 баллов, с казахским – 375 баллов. При этом по сравнению с PISA-2009 разрыв сократился на 13 баллов». И, наконец, о математической грамотности: «Разница результатов по математике в зависимости от языка обучения гораздо меньше, чем по другим направлениям. Однако этот показатель остаётся все ещё значимым (38 баллов). Это свидетельствует о значительном разрыве в качестве образования между организациями образования с казахским (410 баллов) и русским (448 баллов) языками обучения».

В целом авторы отчёта констатировали, что разрыв сокращается, но медленно, и пока он остаётся весьма существенным. Причём есть все основания считать, что уменьшается этот разрыв не столько из-за прогресса казахских школ, сколько вследствие снижения уровня знаний и грамотности детей, получающих образование на русском языке.

Возможно, по итогам ЕНТ-2022 не обнаружится никакого разрыва между показателями русскоязычных и казахскоязычных абитуриентов (информацией на этот счёт представители Министерства просвещения и Национального центра тестирования пока не поделились). Не исключено даже, что выпускники казахских школ добились более высоких результатов, чем те, кто окончил русские классы. Но в чью бы пользу ни оказалось это соотношение, оно мало о чём скажет – хотя бы по той самой причине, о которой говорилось выше: мы не знаем, какой была степень сложности тестовых заданий для тех и для других. И вообще, внешняя оценка, в том числе и PISA, является гораздо более объективной, нежели внутристрановая.

Среди трёх регионов-аутсайдеров особняком стоит Туркестанская область. Там самый высокий в стране удельный вес сельских школьников – ни много ни мало три четверти (для сравнения: в целом по Казахстану их доля не превышает половину). А согласно данным, содержащимся в Национальном отчёте по итогам PISA-2018, в нашей республике сельские дети отстают от городских по читательской грамотности на 37, по естественнонаучной – на 31, по математической – на 22 балла. То есть, опять же можно говорить об определённой закономерности.

Между тем, на Туркестанскую область, одну из двух самых густонаселённых в стране, приходится 25,5 процента всех сельских школьников. И его доля будет только расти, поскольку этот регион, наряду с Мангистау, имеет самый высокий в стране коэффициент рождаемости: например, в 2020-м он превысил 30 на каждую тысячу населения, тогда как в северных и восточных областях Казахстана был вдвое ниже.

Словом, ЕНТ-2022 в очередной раз показало, где находятся самые слабые звенья школьного образования в нашей республике.