Массовая студенческая эмиграция из Казахстана в другие страны уже никого не удивляет – только в российских вузах сейчас обучаются более 70 тысяч наших молодых соотечественников, и их число ежегодно растет. Теперь похожая тенденция может охватить и учащихся школ. Правда, они «эмигрируют» не физически, не путем пересечения государственной границы, а в «цифровом пространстве», однако от этого вызов, брошенный ими отечественной системе образования, не становится менее серьезным.
Подорванное доверие
Перевод родителями своих детей в иностранные онлайн-школы (имеются в виду те, что дают не только дополнительное образование, но и полноценное среднее с вручением аттестата) начался еще несколько лет назад, но в период пандемии он заметно активизировался. Это стало еще одним проявлением недоверия к нынешним «традиционным» казахстанским школам. В ответ профильное министерство не нашло ничего лучшего, чем внести месяц назад в 49-ю статью соответствующего закона новый пункт, обязывающий пап, мам и опекунов обеспечить получение их чадами среднего образования непременно на территории РК.
Появление такой нормы привело к противостоянию между МОН и родителями, которые теперь создают инциативные группы для защиты своих прав, в том числе в судебном порядке. А, по большому счету, это конфликт между интересами государства и интересами личности: каждая из сторон уверена, что именно она вправе решать, где, как и чему должен учиться ребенок. Причем государство в лице МОН не желает признавать, что само же спровоцировало возникновение такой ситуации – спровоцировало тем, что за тридцать лет независимости довело систему школьного образования «до ручки» и, как следствие, вынудило родителей, стремящихся дать детям хорошие знания, искать варианты за пределами страны.
Совсем недавно, в ноябре и декабре прошлого года, на нашем сайте были опубликованы две статьи – «Казахстану с таким уровнем образования о «топ-30» можно даже не мечтать» и «Уроки английского: почему Казахстан так низко пал – ниже Монголии и Афганистана». В первой говорилось о том, что по итогам исследования PISA-2018, в ходе которого оценивались математические навыки, читательская и естественно-научная грамотность учащихся, Казахстан поделил 62-64 места среди охваченных тестированием 77 стран, очень много проиграв подавляющему большинству других постсоветских государств. Мало того, наш средний балл оказался почти на 15 баллов ниже, чем в 2012 году, то есть наше школьное образование продолжает деградировать. А вторая публикация была посвящена результатам EF-2019, наиболее авторитетного в мире исследования, касающегося владения английским языком. По его итогам мы заняли 93-е место среди 100 стран, расположившись ниже, чем Узбекистан, Афганистан, Монголия, Камбоджа…
Очень наглядным представляется сравнение с РФ, тем более что именно российские онлайн-школы по понятным причинам и, прежде всего, в силу языковой близости наиболее привлекательны для казахстанских родителей. Согласно данным PISA-2018, Казахстан проиграл России в среднем по трем видам грамотности почти 80 баллов (402,3 против 481,7). Если исходить из методологии, принятой организаторами исследования, это эквивалентно двум с половиной годам школьного обучения. То есть, условно говоря, наш среднестатистический выпускник 9-го класса имеет такую же степень общей грамотности, что и среднестатистический школьник в РФ, еще даже не закончивший 7-й класс.
Впрочем, и безо всяких исследований очевидно, что большинство казахстанских родителей крайне недовольно уровнем знаний, которые получают их дети. Бесконечные и и противоречащие друг другу новации, почему-то называемые реформами, абсолютно непродуманные и непонятно кем разрабатываемые учебные программы, резкое падение качества учебников, постоянно снижающийся уровень квалификации большинства учителей (на протяжении уже многих лет их готовят по «остаточному принципу» – преимущественно из числа тех, кто не в состоянии выиграть гранты на более престижные специальности и кто идет в профессию, скорее, вынужденно, чем по внутреннему зову)… Все это и аукнулось полным подрывом доверия к отечественной системе образования.
Экономия для государства, удобства для родителей
Если подходить с сиюминутно-прагматической точки зрения, то «цифровая эмиграция» детей школьного возраста даже выгодна государству. Сегодня оно на обучение каждого из них ежегодно тратит порядка 200 тысяч тенге. И если, допустим, десятая часть этих детей (300 тысяч из трех миллионов) перейдет в иностранные онлайн-школы, то можно будет сэкономить на них 60 миллиардов тенге в год, которые можно направить, например, на повышение зарплат учителям. Это во-первых.
Во-вторых, появится возможность частично решить проблему, связанную с перегруженностью школ. Сегодня она стоит очень остро, особенно в районах активной жилой застройки: дети новоселов создают дополнительную нагрузку на дислоцированные поблизости учебные заведения, а возведение новых образовательных объектов явно не поспевает за темпами жилищного строительства. Плюс нужно учитывать продолжающийся исход сельского населения в города, что тоже обостряет дефицит ученических мест. Поэтому сегодня стало привычным видеть в классах по 35-40 детей вместо положенных по норме 25-30, занятия в три смены. И уход части школьников в формат онлайн-образования (тем более что речь идет, главным образом, о городских детях) в этом смысле на руку местным властям.
Удобно и тем родителям, которые имеют возможность перевести своих детей в иностранные онлайн-школы. Тем более что пандемия резко ускорила процесс перехода работников на «удаленку», и теперь все больше людей будут выполнять профессиональные обязанности, не выходя из дома. А значит, обеспечивается постоянный родительский контроль над процессом обучения ребенка, получающего такого рода образование. Плюс не надо переживать по поводу того, что он в школе может стать жертвой насилия, подвергнуться унижению со стороны старшеклассников (а бывает, что и со стороны учителей), связаться с дурной компанией, прогулять уроки, съесть что-то не то в школьной столовой, подцепить опасную инфекцию, что в условиях перегруженности классов проще простого.
Кто-то спросит: а как же школьное воспитание, социализация? Современная казахстанская школа, в отличие от советской (чрезмерно идеологизированной, но все же прививавшей определенные жизненные ценности), воспитательную функцию практически не выполняет – ей не до этого. Что же касается социализации, то она возможна через посещение всевозможных спортивных и творческих школ, секций, кружков, пусть даже платных, где тоже есть и живое общение со сверстниками, и элемент конкуренции. В любом случае папы и мамы сами решают, как организовать жизнь своих детей.
Теперь о денежной стороне дела. Да, родителям ребенка, дистанционно получающего иностранное образование, придется самим платить за это. Расценки разные. Например, у казахстанцев довольно популярна домашняя школа «ИнтернетУрок», о чем можно судить по отзывам на ее сайте и по тому, что тарифы указаны не только в рублях, но и в тенге. Она обещает «хорошую возможность получить дистанционно российское образование с аттестатом государственного образца и беспрепятственно поступить в любой российский вуз». Для этого нужно ежемесячно платить 36 300, а за полный учебный год – 248 700 тенге.
Согласитесь, немного. Например, автору этих строк одно время приходилось возить детей в школу и привозить обратно на такси, что ежемесячно обходилось в две трети стоимости обучения в «ИнтернетУроке». Кроме того, онлайн-учеба избавляет от необходимости покупать школьную форму, вносить регулярные взносы на ремонт и оформление классных комнат, подарки учителям и т.д. – хотя официально такие поборы запрещены, их продолжают практиковать. А еще отпадает нужда в оплате услуг репетиторов: час таких занятий стоит в среднем 3-5 тысяч тенге. С учетом всех этих обстоятельств обучение детей в российских онлайн-школах могут позволить себе многие казахстанские родители.
Стоит ли ставить препоны?
Однако такая перспектива явно не по душе чиновникам МОН и других госструктур, отвечающих за данную сферу, – ведь если пример «первопроходцев» окажется заразительным и уход учащихся из традиционных школ станет массовым, то это будет последний гвоздь в крышку гроба всех их «реформ». С другой стороны, вроде бы нельзя игнорировать приводимый ими аргумент, что наши дети, помимо «универсальных» для всех стран школьных предметов (математика, химия, физика и т.д.), должны изучать казахский язык и литературу, историю Казахстана. Но некоторые российские онлайн-школы, тесно работающие с нашей страной, уже задумываются над тем, чтобы ввести эти дисциплины в свои учебные программы, привлечь к их преподаванию казахстанских педагогов. Терять «клиентов» никто не хочет. И чем ответит на такую инициативу МОН РК?
Впрочем, у него есть законодательные и административные рычаги. Непосещение учащимися школьных классов можно квалифицировать как регулярные прогулы и соответственно как невыполнение их родителями конституционной нормы об обязательном получении каждым казахстанцем среднего образования. А за это полагаются не только штрафы, но и административный арест. Боязнь санкций может привести к тому, что дети будут формально, для видимости ходить в наши учебные заведения, но фактически получать образование в иностранных онлайн-школах. Такая ситуация вполне устроит МОН. Зато учащимся придется буквально разрываться на два «фронта», ежедневно тратить по несколько часов на посещение бесполезных, с их точки зрения, уроков, постоянно ощущать психологический дискомфорт. Неужели не жалко этих детей?
Кто-то скажет: стоит ли за них переживать, если они уже потеряны для Казахстана, поскольку, получив, по сути, российское школьное образование, поступят в российские же вузы и, скорее всего, останутся в РФ. Возможно, так с большинством и произойдет. Но ведь они, их родители сегодня ничего не просят у государства, сами оплачивают обучение, при этом позволяя бюджету экономить значительные средства. Так какой смысл ставить им препоны, лишать их права выбора?
Ну а если МОН и государство в целом действительно хотят сохранить этих детей для страны, то пусть проявят политическую волю, попытаются навести порядок в системе школьного образования, предложить реальную казахстанскую альтернативу иностранным онлайн-школам и в итоге вернуть доверие родителей. Другого цивилизованного решения проблемы, тем более в современном – открытом и цифровом – мире нет…